От атеизма к вере

Наиболее ярким примером, сотрясшим основания атеизма XXI века, стало обращение к Богу видного британского философа-рационалиста Энтони Флю. Доктор Флю был одним из ведущих идеологов мирового атеизма, автором бестселлеров «Презумпция атеизма», «Разумное животное», «Атеистический гуманизм», «Жаль разочаровывать, но я все еще атеист!» (последняя вышла в свет всего за год до его обращения). Его лекции о необоснованности веры в Творца неизменно собирали полные аудитории в ведущих университетах мира, а монография «Теология и фальсификация» входила в число наиболее цитируемых философских книг второй половины ХХ века.

И вот, в 2004 году всемирно известный философ публично заявил, что заблуждался. Вселенная не могла возникнуть из ничего сама по себе. Наверняка она была сотворена Кем-то, превосходящим наше разумение. Вскоре свет увидела совершенно иная книга, написанная доктором Флю – «Бог есть. Как самый знаменитый в мире атеист поменял своё мнение».

По признанию самого Флю, на изменение его позиции относительно существования Бога в наибольшей степени повлияло несколько аргументов. В первую очередь это были философские аргументы – первый и пятый из «Пяти путей» Фомы Аквинского (доказательства от движения и от миропорядка).

Немалую роль сыграли свидетельства замысла в структуре молекулы ДНК и несократимая сложность устройства живой клетки. Генетический код и гигантский объем информации, содержащиеся в молекуле, а также эффективность методов передачи и обработки этой информации в каждой клетке организма опровергают возможность их возникновения в результате слепого случая. Все это свидетельствует о наличии разумного замысла.

«Сегодня невозможно себе представить построение атеистической теории возникновения жизни и появления первого организма репродуцирования… – писал Флю, – Биологическое исследование ДНК показало, что для возникновения жизни требуется поистине невероятное сочетание множества различных факторов, а это, несомненно, приводит к выводу об участии во всем этом Того, кто способен творить… Существующие факты убедили меня в абсурдности теории, утверждающей, что первый живой организм произошел из неживой материи, а затем путем эволюции превратился в создание необычайной сложности… Сейчас, даже сама мысль о возможности происхождения первого организма, способного к самовоспроизводству, по сценарию спонтанной естественной эволюции, видится мне кощунственной».

При этом мыслитель прекрасно давал себе отчет, что вопрос существования Бога отнюдь не ограничивается сферой естествознания. Гораздо важнее для нас аспекты личных отношений с Ним, определяющие и наш образ жизни сейчас, и нашу судьбу в вечности. Поэтому Флю, понимая степень своего влияния на умы последователей, с горечью признавал: «Мои ошибочные взгляды, несомненно, повлияли на мировоззрение множества людей, и я хочу исправить тот огромный вред, который я, по всей видимости, нанес им».

Весь мир приобретает совершенно иные значение и смысл, когда мы смотрим на него с точки зрения Создателя. Григорий Сковорода в XVIII веке учил: «Стремись к вершине и получишь середину». Согласны с ним и слова Клайва Льюиса (также бывшего скептика, нашедшего в Боге основание для гармоничного мировоззрения): если ваша цель – на земле, то самое большое, что вы получите – это землю; если же ваша цель – небеса, вы получите небеса и землю, в них завернутую. В мировоззрении, построенном на вере в Бога, достойное место обретают и естествознание, и философия, и история, и этика, и все прочие сферы познания.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин