Откуда знаем?

Априорные аргументы существования Бога (от латинского a priori – «из предшествующего») основаны на самом факте наличия у нас представления о некой вечной бесконечной высшей Сущности. Все получаемые нами знания апостериорны (a posteriori на латыни значит «из последующего»), они основаны на нашем чувственном опыте – на том, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем, ощущаем на вкус. Ввиду субъективного фактора, присутствующего во всяком познании посредством чувственного восприятия, в этих знаниях всегда остается место для сомнения.

Однако, ничто в доступном нашему чувственному познанию мире не является реально бесконечным, вечным, безначальным, непреходящим. Любые объекты, постигаемые нами через ощущения, ограниченны и несовершенны. Тем не менее, в наше сознание заложено представление об Абсолюте. Откуда оно может происходить, как не от Самого Абсолюта?

Рене Декарт, основатель рационалистического направления современной философии, задался целью очистить эпистемологию (учение о познании) от ее апостериорной составляющей. Он провозгласил, что все то, что можно поставить под сомнение, не может быть истинным. Познание должно основываться исключительно на несомненных априорных истинах. Подвергая сомнению все, в чем можно усомниться, Декарт выдвинул три утверждения, которые, как он считает, невозможно поставить под сомнение.

Первый постулат Декарта гласит: я существую. Наибольшую известность получила его расширенная формулировка – cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Действительно, для того, чтобы усомниться в этом утверждении, необходимо существовать. Так что отрицать собственное существование невозможно – это неизбежно приводит к противоречию.

Вторая несомненная истина, согласно Декарту, заключается в том, что Бог существует. Иначе откуда у Декарта, существа ограниченного и несовершенного, могла появиться идея о совершенной Сущности? Ничто из нашего опыта не может быть применимо к Богу. Как говорит Писание, «Бога не видел никто никогда» (От Иоанна 1:18). Но, не смотря на это, у нас есть представление о Нем. Единственным рациональным объяснением является то, что эта совершенная Сущность Сама вложила данную идею в наше сознание.

Третье неоспоримое утверждение Декарта признает существование внешнего по отношению к нему мира. Внешний мир существует, потому что Бог не может обманывать. Обман чужд Его природе. Таким образом, аргументы Декарта относятся не к некому абстрактному «богу философов», а к разумной Личности, обладающей нравственным началом; к Тому Самому Богу, о Котором сказано: «Он создал все прекрасным в свое время. Он также вложил осознание вечности в сердца людей» (Екклесиаст 3:11, МБО).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин