Часы без Часовщика?

Наибольшую известность телеологический аргумент существования Бога получил под названием «Аргумент часовщика» в связи с формулировкой, изложенной Уильямом Пэйли (1743 – 1805) в книге «Естественное богословие» (Natural Theology, 1802). Пэйли рассуждает следующим образом. Допустим, идя по пустыне, вы нашли часы. Откуда они взялись? Образовались ли они там случайно, сами по себе, как продукт взаимодействия песка, ветра, воды и прочих естественных факторов, или же их кто-то сотворил? Целесообразность устройства часового механизма свидетельствует в пользу второго предположения.

Все в часах указывает на то, что они были созданы с определенной предустановленной целью. Их конструкция всецело подчинена этому предназначению. Так, у них имеется пружина, которая приводит механизм в движение; есть ряд колесиков, которые передают движение от пружины к стрелкам; есть стрелки, указывающие значение времени на циферблате. Причем, колесики сделаны из меди, чтобы не ржавели, пружина же изготовлена из стали, поскольку этот металл более эластичен и может накапливать напряжение. А прикрывающий стрелки элемент конструкции выполнен из стекла, что позволяет их видеть. В общем, – все в них целесообразно. Случайность же противоположна целесообразности, она не предполагает какой-либо цели. Поэтому логичнее будет предположить, что часовой механизм – порождение разумного замысла. Раз есть часы, должен быть и часовщик.

Мир являет нам гораздо больше свидетельств о замысле, нежели часы. Мир – более искусное произведение, у него куда более изящное устройство, в нем мы обнаруживаем огромное множество тонко согласованных друг с другом объектов и явлений. Если часы имеют часовщика, то мир должен иметь еще более мудрого и великого конструктора, т.е. Бога.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин