Кто сотворил Бога?

Наверняка вам доводилось слышать вопрос: если Бог сотворил мир, кто же тогда сотворил Бога? За поверхностной наивностью этого вопроса скрыт весьма глубокий философский принцип: из ничего не получится нечто. Ничто не может породить что-то. Абсолютное ничто не может быть причиной чего бы то ни было.

Если когда-то не было ничего, то и сегодня ничего не должно быть. А раз что-то существует сейчас, значит, что-то существовало всегда. Таким образом, наличие зависимого, ограниченного и конечного бытия доказывает существование Бога. Рассуждения, основанные на этом принципе, получили название космологических аргументов (от греческого «космос» – мир, порядок, устройство).

Четыре из пресловутых Пяти путей Фомы Аквинского относятся именно к этой категории. В частности, Второй путь может быть сведен к такой последовательности рассуждений:

1) Ничто не может быть причиной собственного существования, поскольку для этого нужно было бы существовать прежде собственного существования, а это невозможно.

2) Бесконечная последовательность причин невозможна, потому что если отсутствует самая первая причина всего ряда, то и весь ряд не имеет причины для существования.

3) Следовательно, существует первая беспричинная причина всякой причинности. Она и называется Богом.

Еще одна интересная форма космологического аргумента представлена третьим из Пяти путей Фомы Аквинского. Она основывается не на причинности, а на возможности и необходимости.

1) Известные нам предметы могут существовать, а могут и не существовать. Их существование имеет начало и конец. Это – так называемые возможные сущности.

2) Но если бы все сущности были только возможными сущностями, они могли бы все не существовать одновременно. Но тогда не существовало бы ничего, поскольку только то, что уже существует, может дать начало чему-либо еще – ничто не может породить нечто.

3) Следовательно, должна быть сущность, чье существование необходимо. Сущность, которая не может не существовать. Сущность, которая никогда не возникала и никогда не перестанет быть. Этой Сущностью и является Бог.

Концепция, заложенная в основу космологических аргументов, потрясающа! Если существует хотя бы что-то, чего могло бы и не быть, – будь то травинка, букашка, правитель, младенец, мы с вами, – значит, существует и нечто, чего не быть не может.

Мы стоим перед очевидным фактом: вселенная, будучи совокупностью пространства, времени, материи и энергии, – существует. И этому может быть только два объяснения. Либо сама вселенная вечна, а потому она не нуждается в какой-либо причине для своего существования, либо она имела начало, и тогда причина ее существования должна находиться вне самой вселенной – вне пространства (т.е. бесконечной), вне времени (т.е. вечной), вне материи (духовной).

Но вселенная не могла не иметь начала – такого варианта нам не оставляют ни логика, ни философия, ни естествознание.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин