Покаяние. Размышления в ответ на перекосы некоторых учений

Чтобы полностью осветить тему покаяния необходимо написать целую книгу и я вряд ли смогу в рамках одной статьи указать на все нюансы и принципы, но напишу некоторые вещи в ответ на те перекосы учения, которые на сегодняшний день стали очень популярными. 

Некоторые моменты я освечу подробнее, а некоторые напишу просто тезисно. 

Буду рад любым комментариям и дополнениям. 

Итак...

Был ли безгрешен Адам? Безусловно был. Смог ли согрешить Адам не имея греховной природы? Запросто. Чтобы согрешить не обязательно иметь греховную природу. Но именно грех произвел разделение между Адамом и Богом. 

Ис. 59:1-2 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.

Здесь необходимо понимать этот важный принцип это то, что именно наши грехи разделяют нас с Богом, то есть это исключительно наша часть и наша ответственность. 

Перестал ли Бог в этот момент любить Адама? Ни в коем случае. Бог начал подготовку к искуплению и вводит систему жертвоприношений, где все это указывает пророчески на Христа.

В этом смысле Христос сравнивается со змеем вознесенным в пустыне. Ведь по сути наличие змеев было вызвано именно согрешением народа и справедливым последствием за их поступки потому, что возмездие за грех - это смерть, а дар Божий - это жизнь. Это очень хорошая иллюстрация так как согрешивший человек, быв укушен ядовитой змеей, всегда мог посмотреть на змея и получить свое исцеление. Но очень важный момент это то, что прежде чем был поставлен медный змей сначала произошло покаяние, которое и активировало или другими словами открыло двери для исцелительного действия Бога.

Чис. 21:7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.

Разделяет ли грех человека с Богом? Безусловно разделяет. И это происходит независимо от отношения Бога к человеку. 

Жертва Иисуса на кресте уничтожает грех, но активирует это в нашей жизни именно покаяние. 

Иез. 18:30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением

Это ясно указывает что без покаяния существует преткновение. И только покаяние убирает это преткновение на нашем пути. 

Дея. 3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши

Вот яркий пример правильной реакции сокрушенного сердца грешника. Когда они услышали проповедь евангелия, необходимо было определённое действие и апостолы указали что это именно покаяние. 

Но что делать человеку потом, когда он уже стал верующим? Нужно ли ему покаяние?

В первую очередь, народ Израилев, к которому было адресовано все Писание не был НЕверующим. Они были 100% верующие люди, которым была дана Тора. Могли ли они жить непорочно? Вопрос спорный. С одной стороны, человек не в состоянии жить угождая Богу своими силами, с другой стороны, Павел писал о себе что по истине законной он был непорочен, а значит, что жить согласно уставов Бога возможность есть. Так как Бог никогда не просит делать то, на что у нас нет сил. Когда Он дает заповедь Он и обеспечивает силой ее исполнять. 

Кстати, ошибкой фарисеев было упование на исполнение закона, тогда как единственным условием к оправданию во все времена это была вера. Так как бесполезно соблюдать заповеди если ты не веришь. 

Грехи же появляются не потому, что человек не имеет силы исполнять заповеди, а потому что человек хочет жить и поступать согласно своих собственных желаний. Возникновение грехов - это вообще отдельная тема, в которой можно рассмотреть причины и последствия этого явления. Но одно можно сказать с уверенностью, что слабость человека не в том, что Бог не обеспечил его достаточной силой не грешить, а именно в выборе самого человека. 

Далее мы видим, что на кресте был уничтожен грех. И мы теперь названы новым творением и новым человеком. Мы родились свыше и стали обладателями новой природы. Мы получили силу Духа Святого, Христос верой вселился в наши сердца. Мы получили доступ к новой жизни и безусловной любви Отца. Все, что нам нужно было сделать это убедиться что своими делами спастись невозможно, что необходимо поверить в искупительную работу креста и покаяться, признавая свои грехи. Это можно сказать некая формула. В Новом Завете мы не находим "молитвы грешника" но мы находим важный принцип покаяния. 

Павел это ясно указал афинянам - Дея. 17:30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться

Наша вера и акт покаяния является стартовым моментом нашей новой жизни. 

Но что делать если человек будучи верующим все таки согрешил?

Мы не будем обсуждать, может ли человек потерять спасение. Это совсем другая тема. Но попробуем понять, что происходит между Богом и человеком в момент согрешения. 

Причина по которой я пишу эту статью именно та, что сегодня существует некое учение утверждающее, что после того как ты спасся, каяться тебе уже нет необходимости так как все твои грехи прощены. И на первый взгляд это выглядит красиво, но по сути  - это лживое учение устраняет важный элемент восстановления отношений с Богом, усыпляя совесть возрожденного человека, которая всегда остро реагирует на проявления неправильных вещей в нашей жизни. Например, если человек раньше мог воровать, то получив рождение свыше он начинает слушать совесть и перестает красть. И не только потому что это грех, но и потому что это уже не свойственно его новой природе чему свидетельствует его совесть. Однако это ложное учение делает попытку усыпить совесть, чтобы мы перестали реагировать покаянием, если каким то образом оступаемся. Что на самом деле разделяет нас в итоге с Богом. 

Необходимо понимать тот факт, что Писание адресовано именно верующим. При этом большая часть посвящена любви Бога к нам, но и не малая часть посвящена именно корректировке поведения человека указывая стандарт по которому нам необходимо жить. Несмотря на наличие у нас новой природы в посланиях содержится множества указаний как надо жить. Что указывает на то, что нам таки дана новая природа, но мы еще должны пройти процесс обучения того, как по-новому жить, а для этого необходимо научиться по-новому мыслить. И на практике мы видим что перемена мышления занимает время. Да и вообще это процесс всей жизни. 

Рим. 12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная

Павел ясно указывает, что именно мы сами выбираем то, как мы мыслим. Либо получив познание Бога, мы выбираем стандарты этого мира как образ мышления, либо работаем таки над обновлением ума, чтобы научиться по новому думать.

Другими словами, освящение, праведная жизнь, очищение сердца и многое другое - это исключительно наша ответственность. Это не просто результат новой природы, а наш сознательный выбор жить по-другому.

Один из интересных способов обучения - это прохождение давления. Человек попадает в ситуацию, в которой у него нет возможности моделировать свое поведение и он оказывается таким, какой он есть на самом деле. Проявляется его раздражительность, гнев, иногда ярость. Человек в попытке заглушить боль может опять уклониться в пьянство и многое другое. Самое интересное, что на публике этот человек может быть исключительно благочестивым, но что на самом деле происходит в его сердце знает только Бог, который и создает условия для того, чтобы некоторые вещи проявились. И вот здесь и играет ключевую роль то, чему мы научены. 

Когда мы сталкиваемся с тем, что обнаруживаем в себе амбиции, пожелания, гнев, ярость, похоть и т.д. Что мы с этим делаем? Разве мы оставляем все как есть? Конечно нет. Мы просим у Бога прощения за проступок или проступки, раскаиваемся в содеянном и через покаяние возвращаемся туда откуда упали. Все очень просто. Блудный сын расточил имение и в давлении осознал свою вину и получил необходимую печаль, которая произвела в нем покаяние и полное восстановление! Апостол Павел не стеснялся печалить коринфян, указывая им на проступки и взывая к их совести, чтобы печаль ради Бога произвела таки именно покаяние. 

Мне могут сказать что теперь в обновленной жизни у нас якобы нет уже пожеланий. Но суть в том, что это ложь. Ни у Адама, ни у Евы не было пожеланий, пока им их не навязали. И это несмотря на то, что они имели совершенную безгрешную природу. И сегодня враг продолжает свою работу. Он знает, чем и как искушать человека. Он пытается отыскать его слабые места, чтобы ударить именно в то место, которое меньше всего защищено. Он ходит как рыкающий лев ища кого поглотить. Это не значит что нам необходимо страшиться и зацикливаться на поиске своих недостатков. Напротив, нам необходимо осознавать что наши грехи прощены и вина легла на крест. И что у врага нет законного права на нас, разве только, если мы сами не передаем ему эти права. И хотя страшиться нам не нужно, но нам крайне необходимо быть честными и работать со своим сердцем получая свободу и прощение верой через покаяние

Также хотел бы отметить, что нам пытаются навязать то, что покаяние, согласно греческого языка, - это перемена мышления. Показывая, что это не одномоментный акт, а процесс. И перемена мышления - это действительно процесс. Но разве единственное значение покаяния - это некий длительный процесс? Давайте заглянем в доступный всем словарь греческого языка и посмотрим значение слова метанойя (покаяние) - передумывать, каяться, менять мнение, вразумляться, покаяться, раскаиваться. 

Я не эксперт греческого языка, но я вижу что покаяние - это вовсе не процесс перемены мышления, а одномоментный акт отзывчивого сердца. 

Согласно общедоступным источникам, метанойя означает - сожаление о свершившемся, раскаяние, переосмысление,  перемена ума, как термин обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождающуюся сожалением. 

У меня складывается впечатление что кто-то намеренно устраняет истинное значение покаяния, делая его пустым и не нужным. В конце концов Бог обязательно поставит все на свои места, и я надеюсь, что приверженцы этого учения просто ошибаются и исправят свои ошибки в последствии. Гораздо хуже если они намеренно искажают Писание, чтобы устранить этот важный инструмент примирения с Богом. 

С другой стороны я могу понять почему так происходит. Люди становятся пленниками собственных убеждений. Однажды высказав теорию, они не могут смириться с тем, что ошиблись и вынуждены придумывать все больше и больше новых теорий в поддержку своего мнения, чтобы удовлетворять интерес публики и держать людей в зависимости от своих убеждений. И выглядит это примерно так: 

Христос простил все грехи. 

Теперь следующий тезис. 1Ин. 5:18  "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему"

Здесь и находиться ловушка. Если верующий не грешит, то и покаяние ему совершенно не нужно. Но важно задать справедливый вопрос. Верующий не грешит, потому что уже не может физически или потому что он хранит себя и берет ответственность за свою жизнь на себя, а не перекладывает ее на Бога?

Разве Писание не учит хранить себя, поступать праведно, очищать сердце и мысли, исправлять неровные пути? Если Писание дает наставление это делать, значит есть возможность того, чтобы этого не делать. Иначе, зачем это все писать, если все это приходит автоматически при рождении свыше?

Рим.8:34-39 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. 

Обратите внимание что в этих списках отсутствуют наши грехи. Павел мог бы написать, что даже наши грехи не разлучают нас с Богом, но он указал именно внешние факторы, тогда как мы сами все таки можем себя отодвинуть от благодати Божьей. 

Итак... могут ли грехи человека отделить его от Бога даже тогда когда он всем сердцем верит в искупительную работу креста? Конечно могут. По этому все Писание и предостерегает человека. А если он и оступается, то милостивый Бог дает инструмент покаяния, чтобы была возможность исправить ситуацию. Бог как был праведен так и остался. Если ты согрешил именно у тебя есть возможность все исправить. 

Я в этом усматриваю огромную любовь Бога! Когда Он не только прощает, но и дает тебе возможность участвовать в этом прощении, исправляя самостоятельно ситуацию через покаяние. Ведь именно мы должны сбросить с себя запинающий нас грех. Человеку психологически крайне необходимо иметь возможность не только душевного восстановления спокойствия, но и возможности определенных действий. Потому что Бог создал не философию, а практическую жизнь, и применение истин на практике важная часть нашей жизни. Если человек украл что-либо, то возмещение ущерба это очень важный механизм исцеления. Потому раскаявшийся мытарь тут же пообещал вернуть намного больше чем отобрал. 

Лишая человека покаяния, это учение лишает человека возможности не только восстановить отношения, но и возможности исцеления через соответсвующие действия. 

Говорю ли я о делах для того, чтобы заслужить спасение и милость Бога? Нет, безусловно нет. Спасение - это дар не по заслугам, а по милости. Но после того, как мы спаслись в нашей жизни должны присутствовать дела веры. И если их нет, то скорее всего и рождения свыше нет. Вот почему так многим не нравиться послание Иакова и они страстно пытаются очернить его потому, что не могут извлечь его из канона. Вот почему эти люди пишут, что послания Павла - это чужие письма, которые никакого отношения не имеют к нам сегодня. Если мы не в состоянии увидеть благодать в послании Иакова тогда мы на самом деле так ничего и не поняли. 

В заключении хочу обратить внимание, что самый любимый аргумент этих учителей, это навязывание ярлыка "религиозник" всем не согласным. Но что интересно, в Новом Завете именно религиозные фарисеи отказывались каяться, считая себя идеальными детьми Божьими. Это говорит о том, что они пытаются обвинить других в собственных пороках. 

Мф. 21:28-32 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. 

Есть еще много чего что необходимо написать. Но не стану делать статью утомительно длинной. Возможно в следующих публикациях я постараюсь рассмотреть и другие важные моменты в этой области. 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Личное колдовство. Как не попасться в эту ловушку и О конце света и трубах апокалипсиса. На что обращать внимание