Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас

Ответы публициста Андреаса Патца на вопросы веб-конференции

Андреас Патц

Андреас Патц – пастор Церкви евангельских христиан-баптистов в Биркенфельде (Германия), директор издательства и главный редактор «Международной христианской газеты», популярный блогер, публицист, автор книги «Искренне ваш».

Родился и вырос в семье баптистов в Павлодаре (Казахстан). В советское время отказался принимать воинскую присягу, вследствие чего был отправлен в стройбат. Служба в армии верующих парней (баптистов) – тема его следующей книги, которая планируется к изданию в этом году.

В 1989 году переехал в Германию, не очень надеясь, что горбачевская перестройка – это надолго.

В 1995 обосновался в маленьком городе (население 6 тысяч), где с еще одной семьей начал благовестие. На сегодняшний день русскоязычная община насчитывает 65 человек. Вместе с супругой Ольгой вырастили четверых детей (трое из них члены церкви, младшему – 12 лет), имеют четверых внуков.

«Международная христианская газета» издается с октября 1998 года и печатается в четырёх странах мира – США, Германия, Украина, Россия.

Задавать вопросы можно в поле для комментариев. Веб-конференция проходит до 12 февраля.

ВНИМАНИЕ! Провокационные, некорректные, оскорбительные вопросы, а также реплики без вопросов и диалоги между пользователями - будут удалены

Использование материалов веб-конференции в любом виде запрещено (с)

Андреас, день добрый. А как Вы попали в Германию и когда? У вас там русскоязычная или немецкая церковь? Насколько вы вливаетесь в культуру страны, а насколько сохраняете русскую культуру в своей семье? (Виктор)

Мы уехали в Германию в 1989 году. Вызвал нас мой папа, этнический немец, годом раньше уехавший на историческую Родину, в качестве репатрианта (возвращенца).

Начиная служение в нашем городке, мы ориентировались исключительно на наших соотечественников, благовествовали только им, поэтому все прошедшие годы церковь была русскоязычной. К нашей радости и в какой-то степени удивлению, в церковь стали приходить местные немцы. Мы организовали для них перевод (в наушники) и двое из них, два молодых человека, покаялись, приняли крещение. Один проповедует у нас в церкви, второй переехал на учебу в Берлин.

Сейчас, по прошествии времени, собрания наши проходят примерно наполовину на русском и немецком языках. Молодежь служит в основном по-немецки. Есть перевод и в ту и в другую сторону. Иногда нас посещают беженцы, им мы переводим на английский.

В культуру страны вливание произошло довольно быстро. Постарались взять у местных немцев лучшее, при этом сохранив лучшее из того, что получили в СССР. В плане веры, конечно. В семье у нас всё по-русски. Это принципиально. Все наши дети говорят, читают и пишут на трех языках (русский, немецкий, английский), но уклад жизни в семье, считаю, все же более русский, с учетом приобретенных за годы жизни в Германии немецких аккуратности, пунктуальности и законопослушания.

Судя по фото у вас на фб, Вы служили еще в советской армии. Считаете ли вы, что мы не до конца избавились от «коммунизма и социализма» в мозгах? И как лучше избавляться? (Р.Д.)

Считаю, что избавление от, как Вы сказали, коммунизма/социализма на первых порах после крушения Союза было успешным. До конца, к сожалению, не избавились. Не успели. Но проблема даже не в этом, сегодня всё это активно возрождается – идеализируется советское прошлое, репрессии представляются как вынужденная, а потому вполне оправданная мера («зато мороженое вкусное было»), гонения на христиан если и были, то «бархатные», никого не сажали, не расстреливали, словом, был почти рай на земле. Коммунистический.

Нынешнее поколение, поглощающее предлагаемую идеологию, не испытало на себе все прелести советской власти и представляет себе историю в том виде, как ее подают. И вот уже на вопрос о Сталине молодые люди говорят: «Сейчас нам нужны люди, подобные ему, продолжающие его дело». В этом опасность.

Как избавляться? Во-первых, не смотреть «зомбоящик». Пользы от него никакой, вреда – более чем достаточно. Во-вторых, стремиться познать Бога и Его волю, она – в Библии. Это, на мой взгляд, лучшее средство защиты от всех попыток манипуляции. В советское время именно изучение Писания помогало нам остро чувствовать фальшь и ущербность пропаганды. В процессе вникания в Закон Божий, размышления о нем («день и ночь», Псалом 1) происходит обновление ума, о котором написано в 12-и главе послания к Римлянам. Наш современник, один из ведущих теоретиков постмодернизма, а заодно и специалист по Ницше (помните, «Бог умер»?) итальянский философ, и писатель Джанни Ваттимо заявил в недавнем интервью: «Люди, верящие в Истину, крайне опасны – это агенты здравого смысла». Сохранить здравый смысл в таком потоке пропаганды способны лишь носители Истины. Как видите, это признают даже безбожники, атеисты.

Наконец в-третьих, служить Господу в церкви. Жить жизнью церкви, нести ее крест, трудиться для ближнего – отличная защита от всего советского и тем более коммунистического...

А Вы смотрите или читаете новости? На каких сайтах? (Петр)

Не смотрю. Телевизор – вообще. Новости читаю на новостных сайтах регулярно. На русских, немецких, израильских (русскоязычных). На каких? – newsru.com, meduza.io, expert.ru, Дойче Велле... Смотрю прямые трансляции пресс-конференций в интернете, официальные сайты – президентов, Патриархии, российского, украинского Союза баптистов. И т.д. Иногда, ради прививки и мотивации захожу на откровенно пропагандистские сайты. Они меня вдохновляют на написание заметок, статей.

Большое спасибо за книгу с интервью и фильм о Вере Кушнир. Планируете ли Вы дальше брать значимые интервью? Какое интервью было самым интересным и важным для вас? У кого бы хотели еще взять? (Оксана С.)

Спасибо за добрые слова в адрес книги. Самым интересным было интервью с Евгением Родославовым. Оно есть только в книге, в интернете его нет – таково было условие Евгения Константиновича. Интервью – мой любимый жанр, я практически никогда не брал их спонтанно, всегда тщательно готовился, изучал своего героя, придумывал вопросы. «Значимые интервью» специально не планирую, но если кто-то покажется мне значимым, то обязательно сделаю с ним интервью. Хотелось бы взять интервью у Александра Турчинова. Мне кажется, мог бы получиться интересный разговор.

Вы достаточно резко говорите о политике в России. Почему? Вы считаете, что сидя в Германии Вам виднее? (Ксенья)

Начну, пожалуй, с анекдота.

– Тебе Рамзан Кадыров нравится?

– Нет.

– А Башар Асад?

– Нет.

– А Ким Чен Ын?

– Тоже нет.

– Ну и русофоб же ты!..

Я вообще практически не говорю о политике в России, Ксенья. Тем более резко. Жаль, что Вы не привели мне хотя бы пару примеров. Начну с того, откуда виднее. Скажите, чтобы узнать о теракте 11 сентября 2001 года, нужно было непременно находиться в Нью-Йорке? Есть новостные сайты, есть официальные документы, есть фотографии, видео, есть друзья, братья и сестры, присылающие материалы, есть, наконец, соцсети, где люди вещают, что называется, с места. При сегодняшних возможностях коммуникации вообще не проблема быть в курсе событий.

Должен вас разочаровать и в плане «сидя в Германии». Вовсе не сидя. Я бываю в России гораздо чаще, чем Вы думаете. Тружусь там очень активно, начиная с 2000 года. Так что имею представление, уж поверьте.

Теперь что касается резких высказываний. Есть моменты, на которые я обращаю внимание. «Ополченцы» отжали прекрасное здание Донецкого христианского университета, христиан в Крыму оштрафовали за пение во дворе пятиэтажки, в Брянской области полиция разогнала христианский детский лагерь, в «Комсомольской правде» нагло и бессовестно оболгали баптистов... Должен ли я приходить в восторг от таких новостей? Или может быть должен молчать? Но это не резкие высказывания о политике, а попытка обратить внимание на беззаконие, притеснение, гонения, если хотите.

Мне небезразличны братья, живущие и трудящиеся в России. Поэтому, да, я возвышаю голос. Признаться, я часто не понимаю моих единоверцев. Когда они в разговорах, нет, даже в короткой реплике по существу, умудряются рассмотреть русофобию. Говорю, например: русских россиян притеснять за веру – это нехорошо, русский, российский народ достоин лучшего. Мне говорят: ты – русофоб! Написал о первых притеснениях, основанных на принятом законе Яровой, тут же слышу: Ты ненавидишь Россию! Простите, я правильно понял: Яровая – это и есть Россия? А, может быть, Вы что-то путаете? Или вы уже не делаете разницу между страной, народом и ветвями власти, призванными служить народу? В конце концов я могу очень любить Германию, но при этом ненавидеть фашизм.

Самое смешное, что сегодня критика, оценка или примеры жизни советского периода тоже воспринимается как критика «политики в России». Это ребус, который я пока что разгадать не могу. Спасибо Вам за вопрос, Ксенья!

Все мои друзья, которые имели судимости, служили в стройбате. Рассказывали, что порядки и взаимоотношения в этом роде войск был гораздо хуже, чем в тюрьме. Как Вы себя там чувствовали, будучи верующим?

И в каком году служили? Спасибо. (Александр Молотков)

Служил с 1984 по 86 год. В нашей роте было почти 30% прошедших через малолетку. Они говорили, что «на малолетке» законы намного жестче, чем во взрослой тюрьме. Естественно, ребята принесли эти законы с собой в армию. Вообще контингент в стройбате сильно отличается от состава в строевых войсках. Оно и понятно.

Тем не менее, не могу сказать, что у нас творилось что-то невообразимое. Была жестокость, конфликты, драки, но все, как мне кажется, в пределах допустимого в армии. Или я просто настроил себя на худшее, поэтому происходящее воспринимал более-менее спокойно.

Чувствовал себя по-разному. Когда прессовали замполиты и политотдел были одни ощущения, когда наезжали «деды» – другие, когда строил отношения со своим призывом – третьи. Всё это я описываю в книге, в художественной форме. Будет, думаю, интересное чтиво.

Почему Вы отказались принимать присягу? Или это у баптистов так? (Nick Pshenetsky)

У баптистов не так. Вернее, не у всех баптистов. В этом вопросе баптисты давали полную свободу: как решишь, так значит, и правильно. Никто из служителей никогда со мной на эту тему не говорил. В нашей церкви до меня практически все парни принимали присягу. Я решил иначе. Почему? Посчитал, что давать клятву – не по-христиански. Христос сказал: «Не клянись вовсе»! А тут еще и торжественно. Кроме того, я понимал, что если я даже дам клятву, то не смогу ее выполнить – я не брал в руки оружие, не мог себе представить, что кого бы то ни было смогу убить. Этими двумя причинами был обусловлен мой отказ.

Оглядываясь назад в вашу жизнь, вы можете дать оценку своим поступкам. Никто не в праве судить, но все же, пошли бы Вы на передовую без оружия выносить и перевязывать раненных? (Fred Log)

Думаю, пошел бы.

Приветствую Вас Андрес. Я читал недавно христианскую брошюру (трактат для благовестия) под названием "Ваня", в котором описана жизнь в армии брата-баптиста, который принял мученическую смерть за проповедь Евангелия в Советской Армии. В этом трактате описаны чудеса, посредством которых Бог неоднократно спасал героя-христианина от болезни, исцелял его чудесным образом. Были ли в вашей истории чудеса Божественного свойства и какие? Спасибо, с уважением брат во Христе. (Александр Ч)

Нет, никаких чудес такого свойства я не пережил. Три раза лежал в госпитале с приступом в поджелудочной железе. Меня лечили таблетками и уколами. Исцеления (в смысле, мгновенно-чудесного) не было. Единственное, что было, это случай с оторвавшимся ковшом экскаватора. Меня поставили в оцепление возле него. Задача моя заключалась в том, чтобы никто из людей не попал в радиус движения стрелы экскаватора. Дали красный флажок в руки и сказали всех прохожих отгонять. При этом сам я находился близко к работающей технике, ковш, наполненный битым кирпичом то и дело проносился у меня над головой.

В какой-то момент натянутая цепь, державшая ковш экскаватора, звякнув натужно, лопнула. Ковш, добрую тонну весом, сорвался и по инерции полетел в мою сторону. Через мгновение он с грохотом ударился о землю, вмял грунт, разбросал осколки кирпича и, лязгнув змейкой цепи, наконец, успокоился. В полуметре от меня. Никто ничего не успел сообразить, только ужас в глазах экскаваторщика и оцепеневший я с красным флажком в руках. Так вот экскаваторщик тогда, помню, выскочил из кабины, подбежал ко мне, потряс за плечи. Живой? Значит под счастливой звездой родился. Ну, я-то знал, что это за Звезда.

Андреас, о чем мечтаешь?  Что тебя особенно вдохновляет? И, когда снимаем следующий фильм? (Lana Ren)

Не мечтаю я. Ставлю цели и планирую. Мечтают мечтатели, сидя на диване;). Меня вдохновляют люди, хранящие верность в испытаниях. Таким были Анатолий Власов, Вера Кушнир, Николай Водневский, Борис Зудерманн... Для съемок фильма уже есть герой на примете. И идеи есть. Осталось найти время. Так что поработаем еще, Lana Ren!

Андреас, исходя из опыта прожитых лет и захвата эпох (СССР, Германия, Россия, Украина) что самое ценное из каждого этапа и страны вы вынесли. Если чему поучиться даже из времен СССР? (Алена)

В каждом периоде или, как вы сказали, эпохе, было что-то ценное. Советская власть прекрасно обучала верующих (и меня в том числе) стойкости и верности Богу. Тогда, если человек был верующим, то настоящим, проверенным, испытанным. А потому, ревностным и горячим.

Германия учила (и продолжает учить) не поддаваться иллюзиям благоденствия и свободы. Современные Россия и Украина обучают жить не земными, преходящими ценностями, а небесными – вечными. Кроме этого в этих двух странах мы пережили уникальный (ценный) опыт наступившей после 70-летнего запрета проповеди Евангелия свободы. Как мы ее использовали, что успели сделать и что «проморгали», проспали – предстоит изучить и осознать историкам. Но то, что это было и остается ценным – это бесспорно. Спасибо Вам за вопрос, Алена!

Чем планируете в ближайшее время заниматься? Как вы считаете бумажная газета еще актуальна, есть ли у нее будущее? Планируете ли вы делать онлайн проект газеты?

Планирую, как уже сказал, закончить книгу и издать ее. В остальном надеюсь продолжить то, что уже делаю. Этого более чем достаточно. Загрузка, практически, полная.

Бумажная газета, как ни странно, всё еще актуальна. Это подтверждается существованием нашей газеты. У нас нет спонсоров. Газета живет исключительно за счет подписки. Стоимость подписки фиксированная, ее хватает на издание газеты в четырех странах мира. Об онлайн версии газеты мы еще не думали, но, по-моему, уже надо задумываться. Запросов достаточно много.

Я так понимаю, что в годы службы ты, брат, имел строго пацифистские убеждения. Остались ли они прежними или всё же в отношении к вопросу защиты христианами своей семьи, своего государства с оружием в руках что-то изменилось? (Леонтий М. Жидков, Ульяновск).

«За что ты убиваешь меня?» – «Как за что? Да ведь ты живешь по ту сторону реки! Если бы, мой друг, ты жил по сию сторону реки, то я был бы убийцей – несправедливо было бы убивать тебя таким образом; но так как ты живешь по другую сторону, то я не убийца, а храбрец, и убить тебя вправе» (Паскаль “Мысли”).

Безумие войны очень ярко показано в одном эпизоде фильма «Штрафбат». Два противника случайно встречаются лицом к лицу в заброшенном складе и через мгновение понимают, что им совершенно незачем убивать друг друга, что они просто люди, которые хотят жить. Они едят и пьют вместе, отложив оружие в сторону. Враги! Враги?..

Слова, озвученные еще в третьем веке, по-прежнему актуальны: «Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство, считаемое преступлением, когда люди совершают его поодиночке, именуется добродетелью, если делается скопищем» (Киприан Карфагенский).

С другой стороны, что делать, когда десяток головорезов захватывают в заложники беззащитных детишек или целый город? И кто-то – в форме и с оружием – идет на верную смерть, ради их освобождения... Как не вспомнить в этой связи слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13)?

Мир изменился. Мир стал другим. Я, по-прежнему, не смогу никого убить. Не возьму в руки оружия для того, чтобы навести его даже на какого-нибудь зверька. По-прежнему, верю в силу молитвы и защиту Господа. Но вот люблю я их – тех, кто отдает свою жизнь ради спасения жизней других. Люблю, преклоняюсь и горжусь. Ими! Даже, если у них в руках оружие...

Так пацифист ли я в таком случае? – Не знаю.

Спасибо Вам за вопрос, Леонтий Михайлович!

Какие книги вы бы посоветовали прочитать каждому христианину? Какие книги читаете вы? Читаете ли вы светские книги?

Я читаю только светские. Так получилось. Не знаю, почему. Читаю только то, что мне интересно, что меня захватывает. «Для галочки» ничего не читаю. Как-то раз я сделал небольшой отчет о прочитанных книгах у себя в блоге. Он даст вам представление о том, какие книги я читаю.

Современным христианам посоветовал бы обязательно прочесть, во-первых, «Плаху» Чингиза Айтматова, во-вторых, «1984» Джорджа Оруэлла.

Нужно ли христианам изучать систематическое богословие? И почему? Есть ли у вас в Германии библейская школа или другие курсы/заведение для обучения?

«Докторов-богословов в мире более чем достаточно, а вот хороших пасторов почти не осталось», – сказал мне как-то доктор богословия Герман Гартфельд, многие годы преподававший в различных семинариях США, Западной Европы и России. Считаю, что практика гораздо важнее какого бы то ни было богословия. Есть люди с особым призванием, изучающие или постоянно учащиеся. Считаю, что всем христианам поголовно это не нужно. У каждого свое призвание и здесь вполне подходит призыв Апостола Павла: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Римл. 14:5).

Систематическое богословие – это не более чем система чьих-то взглядов. Есть примеры, когда то или иное богословие реально навредило не только человеку, но и его окружению, общине, поместной церкви... Бог призывает нас изучать Его слово, вникать в него и заниматься сим постоянно. Вот это – точно бесспорно и необходимо каждому христианину.

По поводу школ в Германии. Странно было бы, если бы на родине Мартина Лютера, Карла Вайцзеккера и Дитрих Бонхёффера не было библейских школ или курсов. В Германии более сорока богословских учебных заведений евангельского направления. Обо всех рассказать невозможно, да и не нужно. В среде немецких баптистов, например, пользуется заслуженным авторитетом семинария при Союзе баптистов Германии в Берлине, признанная государством как высшее учебное заведение. Кроме того, молодые богословы нередко выбирают библейскую семинарию в Борнхайме (Bornheim), что недалеко от Бонна. Bibelseminar Bonn – так она называется – аккредитована в США. Есть еще одна престижная семинария – Виденест (Wiedenest), в организации которой немало потрудился известный богослов, выходец из России д-р Йоханнес Раймер.

Что такое пробуждение и нужно ли о нем молиться?

Признаюсь честно, я не знаю, что такое пробуждение. Есть меньшая или большая доля, количество покаявшихся людей в определенный отрезок времени. Можно ли это назвать пробуждением? – Не знаю. После развала СССР покаялась масса народа. Мы радовались этому. Только где они все сейчас? Церкви должны быть переполненными, но они по-прежнему пусты. Людей кое-где в церквах даже меньше, чем было во время правления коммунистов.

«Дух дышит, где хочет» – это слова Самого Господа (Иоан. 3:8). Вот, где хочет, там и веет. Наше дело сеять, проповедовать, трудиться в винограднике Его и являть верность Ему. О таких делателях Спаситель не только позволяет, но настоятельно рекомендует молиться: «итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф. 9:38). Оказаться в числе делателей Господина – великая честь, привилегия. А если Он еще при этом дарует и чье-то покаяние (пробуждение?), то поприще это радостно вдвойне.

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
23 окт
11-ая Открытая Конференция по звукорежиссуре (Москва, Московская обл, Россия)
27 окт
Ежегодная христианская вечеринка «Аллилуин» (Москва, Московская обл, Россия)
31 окт
Симпозіум "День Реформації" (Киев, Киевская обл, Украина)
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”