Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|19 Дек 2016

Ответы христианского философа на вопросы читателей InVictory

Владимир Мацкевич

Владимир Мацкевич – христианский философ, политолог, основатель и руководитель Агентства гуманитарных технологий (Минск, Беларусь).

Владимир Мацкевич родился 14 мая 1956 года. Окончил Ленинградский государственный университет, факультет психологии (1977-1982). Женат, имеет сына и двух дочерей. Исповедует кальвинизм.

Он является членом Всесоюзного общества психологов с 1982 года, московской школы культурной политики, а также первым главой Рады Международного консорциума «ЕвроБеларусь» . Также Владимир Мацкевич автор многих книг, а также более 50-ти статей, опубликованных в сборниках и журналах.

Задавать вопросы можно в поле для комментариев. Веб-конференция проходит до 1 января.

ВНИМАНИЕ! Провокационные, некорректные, оскорбительные вопросы, а также реплики без вопросов и диалоги между пользователями - будут удалены

Использование материалов веб-конференции в любом виде запрещено (с)

От простоты во Христе - не боитесь уклониться? (Avenir 1)

Здравствуйте, Авенир 1!

Ваш вопрос кажется очень простым, и на него можно было бы ответить очень просто - Нет, не боюсь!

Но, я кажется понимаю, о чём вы спрашиваете. И если я понимаю правильно, то речь идёт о том, может ли философ быть христианином! Так ли я должен понимать ваш вопрос?

Один пастор в Минске написал, что философу почти невозможно быть христианином, поскольку работа философа - сомневаться. Пришлось вступиться в защиту философии. Повторю свои аргументы и здесь:

- Неужели же философ хуже мытарей, блудниц и преступников, которым Христос не отказывал в спасении? Христос принимает всех, кто покаялся, и всем дарует веру. Почему философ является исключением?

- Да, философ всегда и во всём сомневается. Апостол Фома тоже сомневался, но разве он был исключён из учеников, разве он перестал быть апостолом? Он сомневался, но Христос может развеять любые сомнения.

Ничто не мешает философу верить, ни сомнения, ни рассудочность. Но сомнения и рассудочность могут мешать взаимопониманию с другими верующими, которые с трудом это принимают. Поэтому философу трудно в церкви, трудно с людьми. С Христом просто! Христос отвечает на любые сомнения.

В современных церквях почему-то забывают, что древние отцы церкви были философами. Что богословие это тоже философия. Что основатели многих протестантских деноминаций были мыслителями: и Лютер, и Кальвин.

И если мы внимательно читаем Библию, то видим, что и пророки сомневались. А усомнившись, просили у Бога помощи и получали от Бога ясные и точные указания и поручения.

Да, выбрав такое призвание, как наука и философия, я постоянно уклоняюсь от простоты. Поэтому я в ранние годы спорил с родителями о вере и религии. Родители были православными. До 44 лет я сомневался и пытался понять замысел Бога относительно самого себя. Бог открылся мне в 44 года, и я стал христианином, перестал мучиться многими вопросами, ответ на которые дал Христос на кресте.

Но другие вопросы остались, те вопросы мира и жизни, на которые должны отвечать сами люди, и христиане, в первую очередь. Многие христиане склонны к простым ответам, а это не всегда правильно.

Вот и второй вопрос, на который мне предстоит ответить в этой конференции, совсем не прост. И ответа на него простого нет. Надеюсь, вы прочтёте мой ответ не только на свой вопрос, но и на тот.

Обострение военно-политической обстановки в мире это предвестник чего? Как вы объясняете войну Роcсии с Украиной и Сирией? Чего нам ждать в дальнейшем, если у вас какое-то пророческое видение? (tulip)

Здравствуйте, tulip! Попробую отвечать на ваш вопрос: "Обострение военно политической обстановки в мире это предвестник чего? Как вы объясняете войну Роcсии с Украиной и Сирией? Чего нам ждать в дальнейшем, если у вас какое-то пророческое видение?"

Попробую, не значит, что смогу ответить. Вопрос сложный, на него во всём мире отвечают множество политиков, экспертов, свидетелей и непосредственных участников событий. Моя попытка отвечать не будет ни первой, ни последней.

Во-первых, события в Украине и в Сирии это не предвестник, это уже последствия, или результат. Результат многих ошибок недальновидной политики одних государств, и преступной политики других.

Во-вторых, я бы не объединял Сирию и Украину в одно явление, а рассматривал их отдельно. Единственное, что их объединяет, так это участие России и путинской администрации в том, и в другом конфликте.

Гражданская война в Сирии это схождение в одной стране двух факторов: 1) Арабская весна, которая началась в Тунисе, прокатилась по Северной Африке и Аравийскому полуострову, и остановилась в Сирии, перейдя в кровавую войну. 2) Наступление радикального исламизма в виде ИГИЛ на все страны Ближнего Востока. Если арабская весна может рассматриваться как борьба арабских народов за демократию и модернизацию, то под маркой исламского фундаментализма идёт наступление на всё современное и прогрессивное, и ИГИЛ это крайнее проявление ретроградности и мракобесия. То есть, это два противоположно направленных процесса, и они сошлись в бедной Сирии.

Первые выступление против режима Асада носили вполне демократический характер, но оппозиция была слаба, и Запад, Европа и США не решились её поддержать и усилить. Но если испуганный Запад отказывается поддерживать демократическую оппозиции, то помощь приходит со стороны исламистов. Эта помощь совсем не бескорыстна, ИГИЛ не просто помогли оппозиции, но захватили лидерство. И на фоне ИГИЛ уже Башар Асад выглядит демократом. Зачем Россия туда вмешивается? Думаю, что это проявление имперских амбиций, чтобы сохранить влияние в регионе, спасти своего союзника Асада, и оставить Сирию в сфере своего влияния, включая военную базу, генералитет сирийской армии, большая часть которого получила образование в Москве в военных академиях.

Украина совсем другое дело. Но это тоже проявление имперских амбиций Кремля и Путина. Всё, что нужно было Кремлю от Януковича - это удержание Украины под своим контролем. Кремлю очень не выгодно развитие и усиление Украины.

Процветающая, сильная и богатая Украины - это лучшее доказательство неправильности и ошибочности российского пути, российской политики.

Кремль не имеет сил и ресурсов даже на то, чтобы поднять экономику оккупированного Крыма, не говоря уж про Донбасс. Россия не способна оккупировать другие области Украины, но она может сеять раздор, ослаблять и обострять обстановку в Украине. Именно это она и делает, тормозя украинское развитие.

Пока Путин в Кремле, пока Россия не откажется от имперских амбиций и от реваншизма (реванша за поражение в "холодной войне" и за развал СССР) она будет делать всё, чтобы ни одна из стран бывшего СССР ни была успешной и развитой.

Как только в какой-то из этих стран (Беларусь, Грузия, Украина, Армения, Молдова...) происходят конструктивные процессы и появляются успехи, то Россия тут же вмешивается, либо через экономическое давление, либо через политическую дестабилизацию, либо прямой военной агрессией.

У меня нет позитивного пророческого дара. Бог дал мне другой дар - видеть опасности, предупреждать.

Я отчётливо увидел опасность вмешательства России в дела Украины ещё в 2002 году. Видел разрушительную работу российских служб в Донбассе. Но к моим предупреждениям относились с иронией и даже насмешками.

Я уже в январе-феврале 2014 года видел, что на Майдане не появится сил, способных вывести Украину из затянувшегося кризиса, и что страну ждут тяжелые годы. И много обо всём этом писал и говорил в интервью и выступлениях.

Как я уже сказал, у меня нет позитивного видения будущего, но я могу видеть ошибки. Так вот, большой ошибкой властей в Украине и в Беларуси является то, что каждая из стран пытается решить свои проблемы в одиночку. Или пытаясь опираться на внешних союзников.

У наших стран общие проблемы, и решить их мы можем только в союзе Украины и Беларуси. Для этого нужно перестать быть эгоистами, боль Украины - это наша белорусская боль, наши проблемы - это и украинские проблемы.

Владимир, добрый день! Вы, как известно, много сил отдаете вопросам современного образования. Меня, как отца, волнует нынешнее положение в школьном образовании в Беларуси. Можете ли вы порекомендовать как в сложившейся системе вырастить современную личность, при той архаичности и совковости, сохранившейся в школе? Спасибо! (Юрий7777)

Юрий7777 Современное образование отстаёт от быстрых и кардинальных изменений, которые происходят в мире и с миром. Образование всегда было консервативным, они транслировало знания, ценности и установки проверенные опытом прошлых поколений. И каждое новое поколение сталкивалось с трудностями и проблемами, которые были незнакомы их учителям, каждому поколению приходилось самому отвечать на вызовы своего времени.

Сейчас почти то же самое, но только с огромным ускорением. Будущее не просто приходит на смену прошлому, но наступает ему на пятки и сосуществует с прошлым прямо здесь и сейчас.

В наше время у учителей школ всех уровней изменилась задача и миссия.

Больше не надо "давать" ученикам знания. Знания стали доступны каждому, и любые. Нужно просто несколько раз "кликнуть" по экрану смартфона, и у вас на экране появится любое необходимое знание. Мало того, что необходимое, так ещё и лишнее.

Сейчас проблема не в том, чтобы получить знание, а в том, чтобы выбрать. Проблема в различении истинного знания, от ложного, фактов от вымысла, информации от шума.

И для решения этих проблем у нас нет рецептов, которым мы могли бы научить своих детей. Нет рецептов ни у родителей, ни у учителей.

Что же делать?

Единственное, что мы можем, это встать со своими детьми на одну позицию, и вместе с ними искать ответы, вместе различать истину и ложь, факты и вымысел, информацию и шум. Вместе, это значит уметь не только помогать детям это делать, но и самим учиться у детей.

Это мы, родители, можем в том случае, если любим своих детей. Любовь -- главный фактор в отношениях всех людей.

Поэтому мы, родители-христиане, находимся в лучшем положении, чем все остальные. Мы имеем Ориентир. Мы имеем непреложные заповеди, смысл которых не зависит от времени. Мы знаем, что мы любимы Христом, и поэтому способны любить сами.

Но вот от школы и учителей мы этого ждать не можем.

Школы и учителя во всём мире теперь в растерянности. А у нас в Беларуси особенно. Наши учителя знают, что то, чему они учат - ложь. Но продолжают этому учить. Те, кто сомневается в том, чему учит, отказывается самостоятельно отличать ложь от истины, говоря, что истина относительна, что её не существует, поэтому и разбираться не надо. Вместо поисков истины берут то, что выгодно сейчас, что позволяет не конфликтовать и не ссориться с начальством, или с общественным мнением.

Поэтому родители сегодня обязаны научить своих детей правильно относиться к учителям и к школе.

Полностью доверять детей школе всегда было вредно, а сейчас тем более.

Ну, и конечно же, нам всем нужно позаботиться о том, чтобы изменить школу.

Мы должны требовать и добиваться реформы образования, всей системы образования, на всех уровнях. Нельзя реформировать детский сад, не реформировав пединститут, в котором готовят воспитателей детского сада.

Но требовать реформирования системы образования можно только понимая, то, что происходит с современным миров, иначе можно изменить образование в худшую сторону. Так, как это происходит в Беларуси, где недавно назначили коммуниста новым министром образования.

Як Вы прыйшлі да Хрыста? Да якой памеснай царквы належыце? (Mikola)

Mikola! Мадэратар просіць пісаць тут на адной мове, таму і адкажу вам на расейскай.

Христос сам нашёл меня, когда мне было 44 года. Сначала я был в реформатской общине пастора Лявона Липеня. Потом в другой реформатской кальвинистской общине, которая сейчас осталась единственной в Беларуси.

Мир вам! Мне бы хотелось задать вопрос с вашего позволения в глубину философии бытия. Смысл создания человечества и позволения ему познать добро и зло при котором значительная часть человечества оказывается в аду за неверие или полуверие в Иисуса Христа и не следование Его заповедей. В чем в этом провидение, если Он Ангелов сотворил совершенными вследствие всемогущества без их страданий и борьбы за выживание, а человек столько подвергается постоянным стрессам? Ведь дерево познания добра и зла Бог сотворил и сатану кинул на Землю, а не на Юпитер.

Честно говоря я в страхе и трепете от Бога видя столько погибших и подсудных, которым никто не может открыть разум кроме Самого Бога Всемогущего. И для чего создана Вселенная в 13 миллиардов световых лет из звезд, которых не сосчитать и главное даже разума не хватает обозреть пространство возможное, устает мозг. (eugene33)

Думаю, что заданные вами вопросы всегда волновали, сейчас волнуют, и всегда будут волновать людей. Творению трудно понять творца. Мы знаем из Книги Бытия про грехопадение человека. Без знания добра и зла греха нет, ибо незнающие добра и зла не знают, что творят. А мы знаем. И всегда будем мучиться вопросом – действуя и творя, мы творим добро или зло? Если бы нам не был знаком этот вопрос, если бы мы не мучились им, мы были бы как животные, были бы ниже этого. Видимо, животным не понять наших мучений. Но Бог выше этих вопросов. Можем ли мы понять Его? Его замысел, его цель! Мы, в некотором смысле, и есть его цель. И не имея возможности познать цель Творца, мы можем рассчитывать на то, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию самих себя, себя, как Его цели.

Это моё рассуждение. А ответа на ваши вопросы я не знаю. И не знаю никого на свете, ни в прошлом, ни в будущем, кто знал бы эти ответы. Только Христос. Но Он умер за нас, знающих грех, знающих о добре и зле, но не знающих в чём добро и зло. Умер, воскрес, и обещал воскрешение и нам. Нам остаётся только ждать. Ждать, действуя и творя, и мучаясь теми вопросами, которые вы задали, и ещё множеством других, о том же самом.

Владимир, как вы оцениваете состояние белорусского христианства, что изменилось за последние лет 5 и какие перспективы? (Dzianis)

Если говорить о последних 5, даже 10 годах, то я бы оценил состояние белорусского христианства как упадок, как блуждание во тьме не очень важных вопросов и проблем, как суету. Мы не стремимся быть светом миру, а сами светим отражённым светом. Не идём впереди, прокладывая и показывая дорогу, а плетёмся в хвосте событий. И заглядывая вперёд, на перспективу тех же 5-10 лет, можно сказать, что эти годы потребуются на пробуждение, освобождение от суеты. И то, если начинать сейчас, прямо сегодня.

А что начинать? Познавать Свет Христа, и светить этим Светом. Тогда и в Беларуси, и в мире станет светлей. Но мы ещё не пробудились.

Вопросы, пришедшие на редакционную почту:

Многие христиане считают, что «философия – это не для нас», поскольку может способствовать уходу человека от истины. Исходя из личного опыта, что Вы могли бы сказать людям, имеющим такое мнение? Что Вам помогает «не уклониться»? (Вальдемар)

Да, я знаю, что многие христиане так считают. И ведь понятно почему. Я и сам очень плохо отношусь к умствоваваниям подавляющего большинства философов. Большинства, но не всех. Большинство философов заняты выяснением надуманных вопросов, решением псевдопроблем. Миссия философии – поиск истины, даже не самой истины, а пути к ней. Не случайно во времена схоластики родилось выражение «философия служанка богословия». Некоторые философы сочли обидным для себя служить богословию. Но перестали ли они служить? Философия имеет миссию, значит должна служить. Важно разобраться и понять – чему следует служить? Нащупывая во тьме незнания путь к истине, мы часто принимаем за путь тупики и ответвления. И каждый настоящий философ это понимает. Понимает, что истина необъятна для одного, даже очень умного и знающего мудреца. Поэтому философы давно не объявляют себя мудрецами, мы только любители мудрости. Поэтому философия изначально скромна, мы любим мудрость и посвящаем ей своё служение. Вот и всё.

А что позволяет мне не уклоняться в тупик?

Во-первых, это знание, даже страх, что каждый мой шаг, каждое моё суждение может быть ошибочным и вести в тупик. Страх Божий для всех людей наполнен разным смыслом, и он есть у всех, даже у атеистов. У меня он таков, это философский страх Божий.

Во-вторых, из любого тупика есть выход, и если видишь Свет, то легко этот выход найти, главное не терять этот Свет из виду.

В-третьих, это учение христианских философов и учителей Церкви относительно служения философов и богословов. Каждому философу и богослову нужны «духовные упражнения». Каждому христианину известно такое духовное упражнение, как молитва. Но чем сложнее жизненная ситуация, тем больше мы молимся, и глубже погружаемся в молитву. Молитва философа – это еще и длительная и глубокая медитация. И в этой медитации мы достигаем понимания, что все наши мысли и идеи ошибочны. Внимания заслуживают только те мысли и идеи, которые НЕ МОИ, а пришли ко мне от НЕГО. И если это Его мысли и идеи, то им уготована хорошая судьба и долгая жизнь. А если это моя отсебятина, то всё забудется раньше, чем будет проговорено до конца.

Некоторые христиане считают, что «философия – это не для нас». Хорошо, пусть считают, что не для них. Но некоторые люди призваны к философии. Оставьте философию тем, чьё это призвание. Не всем пасти овец, не всем ловить рыбу, не всем строить дома, не всем летать в космос и исследовать морские глубины, не всем и философскими проблемами заниматься. Но мы все нужны друг другу, мы все можем служить в своём призвании.  

Здравствуйте, Владимир! У меня вопрос по поводу изучения/понимания Слова Божьего. Пришлось слышать разные мнения по поводу того, как воспринимать Писание: буквально, или аллегорически. Что Вы скажете по этому поводу? (Галина)

Скажите, Галина, из чего Бог создал человека? Из праха? Из глины? Из элементарных частиц, атомов и молекул? Сегодня мы много знаем об устройстве человека, и не находим в теле человека глины. Находим молекулы и атомы. Означает ли это, что в начале книги Бытия содержится ошибка?

Давайте подумаем, можно ли было тысячи лет назад сообщить людям, что Бог создал человека из протонов, электронов и атомов? Можно, но никто бы ничего не понял, поэтому там коротко написано: «И создал Господь Бог человека из праха земного.» Быт. 2,7. Сказано буквально. И понятно. Но древним людям понятно одним образом, а нам понятно иным образом. В чём тут может быть аллегория?

Когда мы разговариваем с детьми, мы стараемся говорить им правду, но говорить так, чтобы они могли её понять. И не просто могли понять, но понимали бы правильно, так, как мы хотим. Поэтому часто рассказываем им сказки, упрощаем сложное, растолковываем то, что и сами с трудом понимаем. Даже Библию адаптируем для детей совсем младшего возраста.

А ведь неадаптированная Библия написана и для старших детей, и для кочевников, и для рабов Древнего Рима, для филологов, физиков и философов. И всем она должна быть понятна и доступна. Физик знает, из какого «праха земного» Бог создал человека «по образу Своему, по образу Божию» Быт.1,27. И пастух в пустыне знает. Даже биолог-дарвинист знает, что это за «прах земной». Каждому Библию следует внимательно и вдумчиво изучать и понимать в соответствии с достигнутым разумением.

Бог дал нам разум, дал способность к познанию, дал философию, и науку. И не для того он всё это нам дал, чтобы мы всем этим не пользовались, а оставались такими же наивными, как древние пастухи и земледельцы в пустыне.  

Часто ли приходиться Вам слышать в свою сторону обвинения вроде: «Да Вы еретик!»? Какова Ваша реакция на подобные заявления? (Н.В.)

Нет, не часто. Всего несколько раз в жизни. Видите ли, в современном христианстве царит такой плюрализм, что если бы христиане по-прежнему видели в каждом инакомыслии или инакослужении ересь, то мы бы никогда не выжили, или превратились в фундаменталистов, причём почище его проявлений в исламе.

Я строго придерживаюсь Вестминстерского исповедания веры и канонов Дортского синода. Могу ли я на этом основании считать арминиан еретиками? А арминиане меня?

Мне многое не нравится в некоторых христианских движениях. Я могу ко всему этому критически относиться, могу вести споры с приверженцами иных взглядов. И думаю, что это правильно.

Я видел и встречал людей, которых считаю хорошими христианами среди православных, католиков, методистов, харизматов … И они относились ко мне, как к христианину. И мы иногда вместе поднимали вопрос: «Так ли существенны и принципиальны расхождения в наших взглядах?»

И вот бывало, смотрим мы друг на друга, я – крещённый в младенчестве, но пришедший к Богу ближе к сорокалетнему возрасту, и мой друг, крестившийся в сознательном возрасте, но верившим столько, сколько себя помнит, и понимаем, Христос умер на кресте и за меня, и за него. И мы можем видеть друг в друге Образ Божий! Правда, образ облачённый в одежду по моде XXI века, а не как у современников Христа. И если я причащаюсь вином, а в его церкви это делают соком, нам никак не мешает.

Что представляет собой философия как наука? Каждого ли, кто размышляет «о смысле бытия» и т.п. можно считать философом, или все же есть определенные стандарты? (К.Д.)

Видите ли, философия это не наука, в том смысле, в котором науками являются физика, химия, социология…

Да, «о смысле бытия» размышляют многие, а в определённом возрасте, почти все. Это, безусловно, философская тема, хотя и сформулирована наивно. Но философия, как профессия, как способ размышления, определяется не тем, «о чём» размышляют, а тем, «как мыслят».

У философии нет своего предмета, как у каждой науки. Любая тема, любой вопрос, любой факт могут стать поводом для философской задумчивости, для анализа, критики и исследования.

Философия – это метод и способ глубокого разбирательства с теми вопросами, которые важны и принципиальны для нашего времени, нашей эпохи, нашей культуры, в нашей части мира.

Есть стандарты в методах и способах исследования и размышления. Этими стандартами различаются различные школы и течения в философии. В философии есть догматики и скептики, есть критическая философия, а есть аналитическая.

Философия не даёт однозначных ответов на те вопросы, с которыми работает. Например, практически во все времена философы размышляли о том, что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной. Пытались понять, и то, что говорит об этом апостол Павел, и то, как эти вопросы решают крестьяне в соседней деревне. Но решения об этом принимают в государстве, уравнивая мужчин и женщин в правах, и в церквях принимают такие решения, допуская женское служение. А правильно ли это?

Христиане на собственном опыте знают, что «знать» и «верить» - это не одно и то же. Но философы исследуют «знание» и «веру», заботясь о том, чтобы знание не подменялось заблуждением, а вера фанатизмом. Ну, и многое другое.

Было время, когда философы бились над доказательством (знанием) бытия Бога. Но потом поняли, что в Бога достаточно верить. И не просто верить в Бога, но верить Богу. И без этой веры нет знания. И если бы философы этого не поняли бы лет 300-400 назад, то космонавты до сих пор искали бы в космосе следы «дедушки с бородой и нимбом», и не найдя его, убеждали бы землян, что «бога нет», поскольку мы его там не нашли.

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”