Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|29 Окт 2013

Межконфессиональный конфликт в Амурской области (СМИ)

Конфликт православных и протестантов в лице основной и самой многочисленной евангельской церкви пятидесятников Амурской области «Новое поколение» (пастор Михаил Дарбинян, около 5 тысяч последователей) начался в Благовещенске уже несколько лет назад. В публичное пространство этот конфликт вылился только 24 октября 2013 года, когда в Амурской областной научной библиотеке им. Муравьева-Амурского состоялась презентация книги руководителя миссионерского отдела Благовещенской епархии РПЦ Виктора Селивановского «Харизматическая ересь». Служитель церкви «Новое поколение» Александр Кипко на этой презентации возмутился оскорбительными, по его мнению, выпадами в адрес церкви и попытался испытать христианскую совесть Селивановского, ударив его по одной щеке. К чести главы миссионерского отдела он удар выдержал и отвечать не стал, а потом даже нехотя пожал руку своему религиозному сопернику.

Широкое обсуждение произошедшего вылилось в прессу, на местное телевидение, в социальные сети. Ведущая местного амурского телевидения взяла интервью у Александра Кипко, в конце выразив удивление тем, почему произошел конфликт и неужели в области начинается конкурентная борьба между церквями. Учитывая небольшое, как и по всей России, количество людей, которые регулярно посещают какие-либо религиозные организации, в Амурской области речь идет не о конкуренции (тем более, что к харизматам, в основном, идут не бывшие православные, а люди, считавшие себя православными по рождению или неверующие).

Однако тогда откуда такая горячая и возмущенная реакция церкви «Новое поколение»? На сайте церкви (www.ngrussia.com) была размещено заявление о Викторе Селивановском: «Несколько дней благовещенцы слышали из динамиков своих радиоприемников и в общественном транспорте, а также в СМИ анонс о презентации его православной брошюры… Брошюра вышла в свет под самым «мирным» названием «Харизматическая ересь. ..Будучи написана от частного лица, она категорична в своих противопоставлениях – они (Новое Поколение) и мы (православная церковь). По стилю написания брошюра напоминает скорее полное досье, оперативную сводку с указанием дат, мест, встреч, высказываний. В ходе своего выступления В.В. Селивановский упоминал имена известных во всём мире протестантских проповедников, высказываясь о них с сарказмом и явной насмешкой. А цитаты лидеров церкви преподносил в искаженной и утрированной форме. Автор брошюры высказывал необоснованное мнение о том, что учение церкви Новое Поколение основывается на процветании и является маргинальным. Высказывания и поведение автора в ходе презентации никак не увязывались с его словами о том, что он «любит всех, кто ходит в Новое Поколение и страстно желает помочь им в их заблуждениях»…

Нервы верующих были на пределе от вылитой на них «грязи». Многие из присутствовавших в зале являются прихожанами евангельской церкви. Они высказывали свое возмущение по факту написания брошюры и проведения данного мероприятия. По их мнению, издание подобной литературы приведет к возникновению неприязни и разжиганию межрелигиозных конфликтов… Часть из них уже обратились с заявлениями в прокуратуру и следственный комитет по факту оскорбления своих религиозных чувств».

Это означает, что благовещенский конфликт может стать одним из первых дел об оскорблении религиозных чувств христиан-протестантов представителем епархии РПЦ - Виктором Селивановским. Предшествовало этому возмущению харизматов стремление вообще признать деятельность «Нового поколения» незаконной. Формально это делала прокуратура, но в пространстве СМИ и интернета кампанию против благовещенских харизматов активно поддерживали и представители епархии, и просто православные активисты, и сторонники радикального сектоборца Дворкина, а также созданный с подачи этих радикальных кругов Родительский комитет по борьбе с «неопятидесятническими сектами».

Хронология событий

10 марта 2010 года прокуратура Амурской области разослала прокурорам 7 городов и районов Амурской области, в том числе прокурору города Благовещенска и в Управление юстиции города, требование провести проверку деятельности церквей «Новое поколение», в том числе на предмет экстремистской деятельности, но нарушений выявлено не было.

9 апреля 2010 года прокурор обратился к мировому судье Благовещенска с требованием привлечь церковь к административной ответственности за «нарушение порядка объявления выходных данных» при выпуске видеодисков. Постановлением мирового судьи 29 апреля церковь была привлечена к ответственности, и потребовалось 6 судебных разбирательств, включая два в областном суде, чтобы 21 октября 2010 года постановление мирового судьи о привлечении церкви к административной ответственности по предъявленным обвинениям было отменено.

12 апреля 2010 года прокурор города Благовещенска потребовал привлечь церковь к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. А 26 мая 2010 года Арбитражный суд Амурской области отказал в удовлетворении требований прокурора. Решение вступило в законную силу.

Одновременно 12 апреля 2010 года прокурор обратился с заявлением в Благовещенский городской суд с требованием признать незаконными образовательную деятельность церкви «Новое Поколение» и деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений без лицензии. 8 ноября 2010 года прокурор был вынужден отозвать исковые требования в части признания незаконной деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений без лицензии. 9 марта 2011 года прокурор снова был вынужден отозвать иск по поводу признания незаконной образовательной деятельности церкви.

Однако на этом прокуратура города Благовещенска не прекратила травлю верующих и гонения против христианской церкви. 17 августа 2010 года прокурор Благовещенска подал уже четвертый иск в городской суд с требованием запретить распространение 18 видеодисков с христианским содержанием, так как они якобы, по мнению прокурора, могут оказать негативное влияние на психическое состояние человека. Прокурор счел, что в эмоциональной проповеди пастора церкви (а такого рода проповеди можно найти в любой христианской общине, в том числе и в православной) содержатся элементы, так называемого, нейролингвистического программирования.

4 марта 2011 года было вынесено решение Благовещенского городского суда о признании части видеоматериалов церкви содержащими методы психического воздействия, которые используются без лицензирования. В ходе судебного заседания было выяснено, что НЛП вообще не является методом, который применяется в ходе медицинской деятельности. Кроме того, российское законодательство не предусматривает проведение подобной экспертизы в отношении неодушевленных предметов, так как психиатрическая экспертиза проводится исключительно в отношении физических лиц. В решении суда в качестве обвинений в адрес выдвигаются, как эмоциональная молитва, так и, к примеру, указания пастора на то, что надо быть с Богом, и что в церкви хорошо, а за пределами церкви плохо, «опасными», по мнению суда, оказались молитвы с повторением слов «Аллилуйя», «Аминь», призываний Бога.

Самое поразительное, что после ряда апелляций решение Благовещенского суда все равно осталось в силе, и сейчас оно действует, но касается только 18 видеодисков, изданных церковью. Церковь не стала поднимать гражданскую кампанию по поводу этого решения суда, хотя православные сектоборцы использовали и будут использовать это решения для дискредитации церкви. А судебные приставы в Благовещенске не знали, как исполнить это решение суда. Упомянутые в решении диски уже были распроданы, а по поводу новых материалов решений пока нет, а пастор Михаил Дарбинян произносит проповедь, по-прежнему говоря слова «Аллилуйя» и о том, что в церкви лучше, чем где-либо.

По сути, впервые с советских времен сделана попытка запретить христианскую проповедь и элементы христианской миссионерской деятельности на основании психиатрической экспертизы. Проповедь - патриарха Кирилла или пастора Михаила Дарбиняна или же отца Дмитрия Смирнова - всегда сопряжена с эмоциями и риторическими приемами проповедника, и не психиатрам об этом судить.

Последствия для церкви не заставили себя ждать: на форумах, в интернете, в соцсетях появилась масса оскорблений в адрес верующих, некоторым предложили уволиться с работы. В июле 2011 года член Общественной палаты Амурской области Ирина Милицкая написала обращение о том, что деятельность «неопятидесятничества противоречит Концепции национальной безопасности России» и т.д. С мая 2001 года Родительский комитет, созданный сектоборцами, стал распространять заявления о полном запрете церкви. Об этом, а также о многом другом, как и посмотреть решение суда по «Новому поколению», можно прочитать в живом журнале священника Святослава Шевченко, главы Информационного отдела Благовещенской епархии РПЦ (http://diak-svyatoslav.livejournal.com).

С октября 2011 года новым православным епископом в Амурской области стал владыка Лукиан, который стал настоящим общественным деятелем (по сравнению с предыдущим епископом Гавриилом), он поставил на новый уровень миссионерскую и социальную работу Православной церкви в регионе. Резких антисектантских заявлений епископ Лукиан не делал, за что православные активисты даже обвиняли его в мягкотелости. Книга главы миссионерского отдела Виктора Селивановского «Харизматическая ересь» на первый взгляд не лучше и не хуже того, что пишет Александр Дворкин (хотя, исходя из реакции верующих, книга требует тщательной экспертизы), а православные вправе называть еретиками и сектантами, кого захотят. Однако епископу Лукиану досталось тяжелое поле вражды, оставленное как властью, так и сектоборцами, которые все действия прокуроров только оправдывали. После того, что обрушилось на голову верующих одной из самых больших протестантских церквей России стоит ли удивляться тому, что книга о харизматах Амурской области вновь разожгла огонь ксенофобии и сектофобии между российскими христианами?

Роман Лункин, социолог, религиовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Портал "Религия и закон"

Старожил
-25
|29 Окт 2013
0
Вот что несёт сектантское христианство как одних так и других - войну.
А надо разделять мечом слова не людей, а зло от добра в душах людей, в своей так же.
Кто же библию не понимает - тот видит призывы быть сектаном там, это и православные многие так делают и протестанты и католики ..
Буква убивает, а дух животворит.
Жаль и тех и тех, искренне ... но назначить обоим сторонам - работы в детдомах и у стариков.
Старожил
-25
|29 Окт 2013
0
Проблема не будет решена до тех пор, пока не определятся в нашем государстве (государствах), светские ли они, или клерикальные, где можно проповедовать и где нельзя, должны работать законы для всех без исключения и у всех должны быть права и обязанности. Надо понимать степень свобод.
Бог не есть Бог неустройства, но мира.
Старожил
+1516
|29 Окт 2013
1
Славянин.. ваша реплика - **Вот что несёт сектантское христианство как одних так и других - войну.**, отражает чистую истину. А что ещё можно ожидать от секты РПЦ МП.. Секта она и в Африке - секта..)))
Местный
+66
|29 Окт 2013
0
Служитель церкви «Новое поколение» Александр Кипко ... попытался испытать христианскую совесть Селивановского...
..
..
Да ребята....
...стыдно за протестантов таких...испытателеи..
Старожил
-25
|29 Окт 2013
0
Ашер, я сказал об обеих сторонах .. то что один бьёт другого по щщам - это никак не христианство.
Поверьте это ещё аукнется ..
Старожил
-25
|29 Окт 2013
0
Лучше бы шли воевать в Сирию против насильников, разграбителей, варваров и бандитов со всего мира уничтажающих христиан, древности, ценности, налаженную жизнь региона.
Гость
+3
|29 Окт 2013
1
воинствующему словянину - «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миро-правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»(Ефесянам 6:12).
Гость
0
|29 Окт 2013
1
Славянин а что в России дел мало,и при чём здесь Сирия ???
Старожил
-25
|29 Окт 2013
0
Генадий, вы статью читали .. перешлите этот стих тому забияке.
**
В СНГ дел много, но раз умеют ругаться и кулаками махать - пусть едут в реально горячие точки.
Гость
0
|1 Ноя 2013
0
Интересно, я не слышал, что "Новое поколение" относится к Пятидесятникам.
А если уж и теоретически зарегистрировано, то уж ну ни как по духу (заниматься рукоприкладством "за Истину").
Старожил
-25
|1 Ноя 2013
0
"Новое Поколение" относится к христианам харизматам, а харизматы - это неопятидесятники, неопятидесятничество.

Если Вы зарегистрированы

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”