Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|15 Апр 2013

Веб-конференция с руководителем Ассоциации христианских театров

Савва Старковский актер, режиссер, продюсер, руководитель московского театра «Левитикон», директор международного христианского театрального фестиваля «Св.Мистерия», руководитель Союза театральных деятелей христиан.

Савва много лет работает над тем, чтобы христианский театр стал профессиональным. Чтобы театр был в церкви и мог выходить за ее пределы. Савва хорошо известен в христианских и светских профессиональных, театральных кругах. Учился в школе им.А.А.Калягина и РАТИ.

«Левитикон» репертуарный христианский театр с еженедельными спектаклями. В этом сезоне в театре состоялось четыре премьеры. В театре 10 актеров, большинство с театральным образованием. Имеет свое помещение в центре Москвы. Театр много гастролирует.

Фестиваль «Св.Мистерия», возглавляемый Саввой, проходит в Москве с 2007г.за годы существования удалось привезти в Москву более 40 театров и показать их работы столичному зрителю. Фестиваль имеет региональные представительства в Перми и в Донецке.

Союз христианских театров имеет большую базу данных театров, проводит фестивали, конференции, съезды, встречи, выставки, обучение и другие проекты соединяя людей, церкви и театр. Основные задачи возродить и поддержать христианский театр.

Если вам интересен театр, если вы причастны к театру, если вам не безразличен театр, то тогда эта веб-конференция для вас.

Напомним, что Шестой международный фестиваль христианских театров "Святая Мистерия" состоится в Москве с 25 по 27 апреля в Тушинской евангельской церкви.

Подскажите, где можно увидеть работы театра? Как часто проходят театральные фестивали и как можно на них попасть? Поддерживают ли Вас в "театральных начинаниях" в церкви или считают это забавой? (Digger)

Работы театра, спектакли, можно увидеть еженедельно в нашем театре «Левитикон» в Москве на ул.Краснопрудной 3/5. А также на различных конференциях, семинарах, в разных церквях и фестивалях. У нас несколько театральных фестивалей, и попасть на них достаточно просто, написать организаторам и получить приглашение. В апреле фестиваль «Св.Мистерия» в Москве, в июле фестиваль «Молоко» в Одессе, в декабре фестиваль «Мистерия» в Донецке, в марте  «Мистерия» в Перми. Одни фестивали ежегодные, другие раз в два года. Для нас это не «театральные начинания», а работа последних семи лет, поэтому общее театральное дело не зависит от поддержки церкви, а вот отдельные театры напрямую зависят от поддержки. В настоящее время церковь не против театра, но больше предпочтений отдает музыкальным проектам. Некоторые служители расценивают Театр забавой, Бог им Судья, но сейчас больше здравых пасторов, понимающих важность Театра в церкви или при церкви. К моему большому удивлению, многие пасторы и служители имеют театральное образование.

Как вы пришли к Богу? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Это все бабушка и ее книжки моего детства. Она конечно была странной женщиной, но от нее я постоянно слышал о том, что есть Рай, там, где детишки играют со львами и там всегда лето. Думаю, она молилась за меня. В 12 лет я посмотрел фильм «Иисус» в кинотеатре и навсегда влюбился в этого Парня, который стал мне Спасителем. Тут даже не то, чтобы я к Нему пришел, просто так получилось, Он мне дал приглашение на улице, а я согласился. В последствии,  именно визуальное искусство, детские переживания встречи с Иисусом в кино, мотивируют меня продолжать делать театр. Потом я ушел от Бога, но Он от меня не ушел и снова через театр стал моим Спасителем и это уже навсегда.

Слышали ли вы, об аматорском театре "Эммануил" во Львове под руководством Жанны Горай. Как вы относитесь к аматорским театрам? Спасибо за ответ. (tulip)

Аматорский театр в России называют Любительским. Слышал про этот театр и видел пару спектаклей, знаком с Жанной. Театр особенный, с миссией для колоний. Не для искушенной театральной публики, но прежде всего для обделенных и потерянных. Господь сильно любит этот коллектив и благословляет.

Как я отношусь к любительским-аматорским театрам? Очень хорошо, в первую очередь уважительно к любому труду, во вторую за их цели и смысл. За то дело, ради которого люди отказываются от многого. В мире до сих пор нет четкого определения, что такое профессиональный театр, все склоняются к тому, что это тот театр, где актеры получают зарплату. Но практика показывает, что это определение неверно. Поэтому любительские театры всегда были, есть и будут. Но я бы очень хотел, чтобы руководители уважали своего зрителя и много работали и учились, чтобы показывать достойные спектакли.

Как я понимаю у Вас в театре не профессионалы. Верно? Как вы решаете вопрос обучения? И какие качества на Ваш взгляд самые важные для актера театра? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Дело в том, что у меня в театре именно профессионалы! Но также есть те, кто не заканчивал театральный вуз. В нашем театре все «по-взрослому», мы очень много работаем и добиваемся профессионализма, независимо от того заканчивал актер театральный вуз или нет. Помимо репетиций мы постоянно проводим внутритеатральные тренинги по пять часов в день два раза в неделю. Много работы над своим телом, над пластикой, голосом, мастерством. Самое главное качество актера- это его верность, вера, готовность, правда и ответственность. А всему остальному можно научиться.

У нас есть, кому проводить тренинги и обучения, а всем остальным театрам я советую приглашать к себе для занятий профессионалов. Они есть в каждом городе, их не так сложно найти, это будет стоить денег, но если вы уж решились, то за это нужно чем-то пожертвовать. Иногда оплачивает церковь, а в других случаях актеры скидываются и покрывают расходы сами. Для того, чтобы чего-то добиться, необходимо много учиться и работать. Поэтому приглашения педагогов или проведения обучающих тренингов обязательны для христианского театра. Иногда приглашают меня или наших коллег из Союза христианских театральных деятелей, и мы с радостью приезжаем. Мы также готовы приехать в любой город, в любую церковь и поставить там спектакль.

Савва, здравствуйте! Я человек далекий от театр. Знаком только с Сергеем Колешней. знаю его сердце очень сильно горит для христианско искусства. В каких вы с ним отношениях? (HCCC RU)

Здравствуйте! Мы с Сергеем друзья, для меня он знаковый и важный человек в моей жизни. Мне очень важно слышать его, я очень жалею, что мы редко видимся. Сергей сейчас больше увлечен кино, много снимается,  но по-прежнему сильно любит театр и играет в спектакле великого режиссера  Донеллана в «Буре» В.Шекспира. Сергей много лет является председателем жюри нашего фестиваля «Св.Мистерия». И также я жду его, чтобы он поставил спектакль в моем театре с моими актерами, мы как-то говорили с ним об этом.

Вы ставите спектакли больше евангелизационные или для верующих? Как выбираете спектакли? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Я не совсем понимаю, что такое евангелизационный спектакль, что такое спектакль для верующих или для не верующих. В Советском Союзе театр использовали как орудие пропаганды к светлому будущему. Иногда церкви по старинке также используют театр, как средство пропаганды христианских ценностей. Театр это в первую очередь не пропаганда, а диалог. Я думаю, что зритель сам для себя должен решить верить или не верить, покаяться или остаться при своем мнении. Зритель не глупый, ему не нужно разжевывать, он и так всё понимает и злиться, что его принимают за глупца. Иисус проповедовал людям притчей, также и мы стараемся иносказательным языком рассказать о Нем. У театра нет задачи «спасать» людей. Мы те, кто сеет слово, а кто-то другой будет поливать и пожинать. К этому понятию можно отнести все спектакли и сказать, что они все евангелизационные. Ну и нельзя, чтобы театр был только ради евангелизации, это прикрытие, важно иногда, чтобы театр был ради театра. Лично для меня важно, чтобы мой спектакль был интересен верующему и не верующему зрителю. Чтобы произошло очищение и обновление для каждого. Чтобы зритель посмотрел внутрь себя и ушел другим после спектакля. Это относиться и к выбору пьес. В театре можно поставить всё что угодно, хоть букварь или телефонный справочник с перечислениями, но только так, чтобы произошло чудо актерского катарсиса и зрительского озарения. Тем не менее, мы для себя решили, что мы Христианский театр «Левитикон», поэтому выбор пьес, намерено определен тем, что именно мы бы хотели сказать зрителю. Пасторы очень часто просят спектакли по библейским сюжетам, поэтому в каждом христианском театре, помимо обычного репертуара, есть обязательно спектакли по Библии.

Добрый вечер! Расскажите,пожалуйста, где можно встретиться с Вашим театром в Москве? Как происходит подбор пьес для постановки? Ваш любимый и самый сложный спектакль? (Ольга )

Добрый вечер, Ольга! В Москве у нас есть свой театр ( маленький театрик), он находиться в центре города, в трех километрах от Кремля, у самой красивой площади Трех вокзалов по ул.Краснопрудная д.3/5. Наши спектакли идут еженедельно с пятницы по воскресенье.  В этом сезоне у нас состоялось четыре премьеры. В следующем сезоне прибавиться еще столько же. Подбор пьес одна из самых сложных задач для режиссера.  Должно произойти внутреннее «да» и полная симпатия с пьесой, иначе ничего не получиться. Пьеса может не даться. Важно с ней «договориться» и понять ее. В моем случае с каждой пьесой у меня особенные отношения, личные. Иногда это пьесы, моих педагогов, они их ставили, я хочу ставить то, что ставили мои педагоги и даже больше.  Для меня каждый спектакль как мой ребенок, которого долго вынашиваешь, рождаешь, выгуливаешь на зрителе, получаешь за него благодарности или критику.  Они все очень сложные по-своему, например спектакль «Слепые» по пьесе М.Метерлинка, мы ставили год, он нам долго не давался, сложный пластический -сюрреалистический спектакль. Спектакль «Теперь ты снова Бог» А.Дууса я ставил три года, пробовал сам играть, поменялись несколько раз актеры и только теперь он получился, в одно время я уже возненавидел эту пьесу, но она не отпускала и теперь мне не стыдно за нее. А вот спектакль «Мама, я солдат!» пьеса Ю.Ионушайте, ставился пять месяцев и до сих пор мы многое обновляем и доживаем. Моноспектакль без света, декораций, но держит зрителя, обычно зритель на нем плачет и переживает. Мы долго добивались определенных действий и окрасок роли. Недавно состоялась премьера «Ехай» Н.садур, сложнейшая, бытовая трагикомедия, но с каким смыслом и поворотом доведенного до абсурда, цепляющего каждого. Сказать какой из них любимый трудно, а какой сложнее тем-более. Сейчас мы вовсю работаем над двумя новыми пьесами, они по библии. Отвечая на вопрос какой  для меня самый сложный спектакль с уверенностью могу сказать, это  тот спектакль, который я еще не поставил.

Что вы делаете с актерами, которые играли отрицательные роли? А то я знаю в одной церкви после того как брат очень хорошо сыграл дьявола потом изгоняли из него бесов (не потому что брат своим поведением показал, что он одержим, а потому что он же вживался в образ) (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Я как-то не вижу тут сложностей. Актер должен уметь, как входить, так и выходить из роли.  На психику это не должно влиять. Ведь театр это всего лишь ИГРА, к игре нельзя относиться слишком серьезно. В каждом из нас живет хорошее и плохое, в жизни мы управляем собой. Актер всегда во власти контролировать свои внутренние процессы. То что в нас плохое- есть диавол, а то что в нас хорошее –есть божественное. Есть ряд актеров, которые отказываются играть отрицательные роли. А есть те, кто играет, только отрицательные и чувствуют себя замечательно. Всё дело в режиссуре, если режиссер не силен, то лучше не экспериментировать, особенно с духовными штуками. В нашем театре правило, мы всегда молимся перед репетицией и тем более перед спектаклем, Господь вместе с нами, мы посвящаем Ему все наши спектакли и каждую роль, поэтому нам не страшно играть любые роли, какие бы они не были, плохие или хорошие. Лично я предпочитаю ставить добрые спектакли. Диавол тоже личность и в нем можно найти хорошее. Это одно из правил режиссуры. Ставить трагедию как комедию, комедию как трагедию, в плохом найти хорошее, в хорошем найти плохое и тд.

Савва, я была на ваших спектаклях в Украине - очень понравилось. Глубоко и неординарно, хотя было немного недоработано...:)

Расскажите, кто пишет сценарии для ваших спектаклей и как вы подбираете актеров? Какой зритель охотнее идет на ваши спектакли - церковный или светский? Как думаете, можно ли с помощью искусства, театра в частности, стереть эту грань - между "нами" и "ими"? и нужно ли?? (Nurka Zav)

Сейчас мы используем уже давно написанные пьесы, я очень люблю классику и современную драматургию. Очень мечтаю что-то написать сам. Хотя понимаю, что успех спектакля, это в первую очередь хорошая удачная пьеса. Выбор пьесы это одно из самых сложных для режиссера, нужно определенное количество актеров, разные типажи и возраст. Поэтому каждая пьеса долго вынашивается и только потом ставиться. Актеров мы не подбираем, используем то, что есть. Используем искусство перевоплощения образа. Ну и конечно мы зависим от типажа, худой-толстый, высокий-невысокий и тд.

Зритель к счастью бывает разный, но к удивлению, приходят больше невоцерквленный. Т.к. думаю, что у христиан слишком много сейчас мероприятий и их уже не хватает на театр. Мы уже стерли грань между церковной и светской публикой т.к. перешли к репертуару мировой литературы. Искусство для всех людей, потому что оно пропитано Богом и не важно светский это зритель или церковный.  Искусство обязательно должно стереть грань между «нами» и «ими».

Большая у вас труппа в театре? Какой диапазон возраста актеров? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

В моем театре сейчас 10 человек, каждый выполняет несколько обязанностей помимо игры, кто-то в театре бухгалтер, другой администратор, третий-хореограф, четвертый-завхоз, пятый-костюмер, шестой-реквизит-бутафор, седьмой-директор, восьмой-интернет, девятый-звукорежиссер, свет, десятый-художественный руководитель-режиссер. Это основной костяк, но есть и друзья-актеры, которые тоже с нами и еще где-то. Средний возраст в театре от 23 до 32 лет. Мы намерено выдерживаем возраст т.к. приходиться много работать в разных условиях и времени. Спектакли пластически сложные, не каждый способен выполнить то, что требует режиссура «Левитикона».

Иисус сказал что - дела которые Я творю, и вы сотворите и даже больше.

Не кажеться ли вам что в театре как-то не так творят те  дела что Иисус?

К примеру - Иисус исцелил слепого Вартимея. И в театре тоже исцеляют слепого Вартимея - (ты будешь играть роль Иисуса, ты роль Вартимея, вы роль толпы, выйдем на сцену и будем все вместе делать тоже что делал Иисус), то есть вместо реальной силы Духа Святого, людям показывают фокусы. (OLEG12LIFE)

Все же понимают, что театр это условное искусство, зритель это понимает и Бог тоже это понимает. Бог сам создал театр. Театр-это наглядный пересказ событий, затрагивающий правдой. И на спектакле Дух святой тоже касается и после спектакля подходит зритель и рассказывает то, что с ними произошло. Зритель очищается, сердце смягчается, происходит исцеление души, а за ним и тела. Театр-это та же проповедь. Искусство происходит от слова –искусственный, поэтому театр –это игра, не натурализм.

Вопрос по фестивалю. Как возникла идея создания фестиваля? Как много театров принимают участие? И чем отличался последний прошедший фестиваль от первого, т.е. есть ли развитие и в чем? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Мы проводили музыкальный фестиваль, параллельно я вел театр. Возникало много вопросов, есть ли еще такие же церковные театры, что они ставят, что можно, что нельзя. Тогда решили создать «Первый христианский театральный» фестиваль, параллельно музыкальному фестивалю. Это была своего рода церковно-театральная революция, прорыв. После первого фестиваля в церквях стали появляться театры. За семь лет через фестивали прошло более 50 театров-лауреатов, среди них были разные коллективы. Некоторые уже перестали существовать, появились другие. Всего театров, причастных к фестивальному движению около трехсот. Фестивали международные и межконфессиональные. Последние фестивали отличаются профессиональной подготовкой театров. Выявляются сильные коллективы, многие театры официально зарегистрировались, какие-то коллективы приглашают администрации городов, для проведения общегородских праздников и для другой социальной деятельности. Некоторые театры вышли на международный уровень и стали постоянными участниками европейских фестивалей и гастролей. Изменилась также репертуарная политика, стало больше классики. Часть театров имеют отдельные помещения (вне церкви), где продают свои спектакли и работают на зрителя. Я думаю, что если зритель готов «купить» билет, то это хороший спектакль. Это говорит об уровне и о профессионализме. Сейчас уже можно гордиться за многие театры, потому что это знак качества христианского театра.

Есть ли будущее у христианских театров или эта идея утопична? (Yuris)

Сейчас вообще говорят, есть ли будущее у светского театра, в век интернета и ТВ, а что уж нам говорить о христианском театре. Но я вас удивлю. У театра, а тем более у христианского театра будущее есть! В настоящее время появляются новые формы театрального искусства, они современны и необычны. Но и сохраняется классика, она вечна, потому что шедевральна.

Мы разделяем на Церковный театр и на Христианский театр, т.е. на тех кто служит при церкви и на тех кто служит Богу театром постоянно стремясь к профессионализму. У христианского театра есть бесспорное будущее, в то время как у церковного театра всё от случая к случаю, т.е. по мере надобности. Театр это живое искусство. Театр был всегда, есть сейчас и всегда будет ,т.к. никто не отменял стихи, живопись, музыку, танцы и пр. Театр будет даже там, где вы его никогда не ожидали увидеть. Он будет всегда и везде с нами. Христианский театр обретает новее грани и становиться другим. Многие церкви регулярно устраивают ежемесячные театральные представления. В других церквях сами пасторы ставят и играют в спектаклях. Очень скоро нас ждут театрализованные шествия в парках и по улицам городов. Мы христианские театры уже другие, с нами уже принято считаться. Нам предстоит еще долгий путь взлетов и падений, но мы в верном направлении, у нас самая правильная дорога, потому что мы знаем чего хотим. Мы проповедуем через театр!

Ваши дети участвуют в театральном служении? Хотели бы вы, чтобы они стали актерами? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Я бы хотел, чтобы мои дети были в театре, но у меня пока нет детей. Я пришел в театр в детстве, это очень хорошее и правильное место для ребенка. Т.к. я с детства там занимался вокалом, балетом, речью и литературой.

Знаете ли вы известных профессиональных - посвященных верующих? Есть ли среди них верующие? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Большинство актеров, режиссеров и театральных деятелей глубоко верующие люди, только вот они в основе своей просто верят и верят ВО ВСЁ и в Будду и в Кришну и в Христа и в Аллаха и тд., в сфере искусства распространен космополитизм, вера во всех, во что-то, что является, тем, что есть Бог. Очень много профессионалов Рожденных свыше и спасенных.Перечислять их нет смысла. Ведь наверняка вы спрашиваете про медийных-раскрученных лиц. Вот некоторые из них Цыплакова, Чурикова, Мамонтов итд.

Где можно найти координаты христианских театров (из союза), чтобы возможно было пригласить их на евангелизации в городе? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Адреса театров периодически появляются, дополняются на нашем союзном сайте shtd.net., или также можно написать нам по адресу на сайте и мы подберем вам необходимые контакты.

О чем вы мечтаете? (вопрос от читателей, присланный на редакционную почту)

Очень необычный вопрос, но он очень правильный, потому что мечта это сверхзадача жизни человека. В Моем случае почти все задачи связаны с театром. Мечтаю, чтобы были силы продолжать. Мечтаю о сильном  профессиональном театре, о популярности христианских спектаклей, о понимании пасторов и священства, о возрождении христианского творчества, о сильном репертуаре, о хорошей подготовке пластической, речевой и актерской, режиссерской и тд., в христианских театрах, о зрителе который перестанет относиться к христианскому театру как к чему-то второсортному, о гастрольной деятельности, чтобы театры ездили к друг другу, чтобы театр жил и был современным, о том, чтобы христиане наконец-то могли платить за билет или иногда платить и не приходить только бесплатно, о том, чтобы театр у христиан пользовался такой же популярностью, как и у обычного невоцерквленного зрителя.

Мечтаю чтобы у нас был развит балет, современный танец. Мечтаю возродить полноценный мистериальный жанр. Профессиональные мюзиклы и кукольный театр. Очень неразвита Опера Очень мало народников и современного- контактного- импровизированного танца. Побольше поработать над театром теней и пантомимы. А также, чтобы  появился уличный-площадной театр с огненным шоу, ходулями, ростовыми куклами и пр.

Мечтаю, чтобы организаторы конференций, семинаров, тренингов, выездов и тд обращались к нам и хотели устраивать праздник, для своих прихожан заботясь не только о духе, но и их душе.

Время для вопросов закончилось

Использование материалов веб-конференции в любом виде запрещается (с)

Если Вы зарегистрированы

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”