Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|18 Мар 2013

Веб-конференция с доктором философских наук Михаилом Черенковым

Михаил Черенков. Фото с его страницы в Facebook

Михаил Черенков родился 27 мая 1978 года в Саратове в многодетной протестантской семье. Принадлежит к традиции евангельских христиан-баптистов.

Окончил исторический факультет, а затем аспирантуру Донецкого национального университета; докторантуру Института философии имени Г.С. Сковороды Национальной академии наук Украины.

Вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» с 2005 года по настоящее время. Доктор философских наук (религиоведение).

Участник международных школ и семинаров TCM International Institute, Magazine Training Institute, Haggai Institute, Wheaton College, Calvin College, Uppsala University. Организатор многочисленных философских и богословских конференций в Москве и Киеве. Автор двух монографий и четырех сборников эссе и публицистики.

Михаил Черенков также является членом редакционного совета портала «Религия в Украине»редколлегии «Богословського портала»; редколлегии журнала «Богословские размышления» («Theological Reflections»); Совета директоров Содружества студентов-христиан Украины; а также экспертом Религиозно-информационной службы Украины; профессором кафедры культурологии Института философского образования и науки и Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (2011-2012); приглашенным преподавателем Львовской богословской семинарии, Украинской евангельской семинарии богословия.

Женат, вместе с супругой Ниной воспитывают троих дочерей.

- Здравствуйте, друзья! Всем признателен за вопросы, буду отвечать в порядке их поступления.

- Здравствуйте Михаил! Скажите, кому по вашему мнению в первую очередь нужно богословское образование? Знаю много пасторов, которые успешны без образования. Кому же на самом деле оно необходимо? (HCCC RU)

- Богословское образование в широком смысле слова нужно всем активным христианам, которые хотят иметь позицию, ориентиры, руководящие принципы. Тем, кто не хочет быть самостоятельным и активным, образование не нужно - можно обратиться к посредникам, которые все объяснят популярно, хотя я не уверен, что объяснят верно.

Но есть и богословское образование в узком смысле - это фундаментальное, специализированное знание. Собственно богословов не может быть много, это редкий дар и редкое призвание.

Поэтому образование нужно всем - как азы, ликбез, основы. Но лишь для немногих призванных к тому, чтобы быть богословом (не только знать, но и вырабатывать, толковать богословие Церкви) нужно погружаться в многолетнее постижение богословской теории.

О коротком успехе и "длинном" деле богословского образования: успех может быть у пастора-одиночки, но если он хочет видеть общину растущей и богословски грамотной, если он хочет что-то хорошее оставить после себя, то стоит заботиться о развитии богословских знаний

- Сейчас пошла мода на споры о пяти пунктах Кальвинизма и пяти пунктах Арминианства. Что это такое? И разве нельзя эти два учения объединить в одно целое не противоречащее одно другому, но дополняющее одно другое? (tulip)

Кальвинистко-арминианские споры не утихают уже давно, хотя я не считаю их актуальными. Согласен с Вами, что эти подходы содержат в себе частичную правду и дополняют друг друга. Но если какой-то из них абсолютизировать, получим опасную крайность. Свой взгляд я изложил в последней воскресной проповеди: "Избрание зависит от нашего ответа на Божий зов. Вне всяких сомнений, мы позваны на пир Богом. Станем ли избранными, зависит только от нас" (http://cherenkoff.blogspot.com/2013/03/blog-post_14.html).

- Здравствуйте. Мои вопросы будут, наверное, не по адресу, но мне негде и неукого спросить. Кого спрашивала - не знают, и даже смеются (про животных). Вопросы такие:

1. Куда попадает душа животных после их смерти? Знаю, Библия говорит, что душа животных в их крови. Встретимся ли мы на небесах со своими животными, которых здесь очень любили, заботились о них и т.д. Ведь на небесах у Господа есть животные (в Библии написано), может быть и наши там будут?

2. Если человек отвергал Господа совсем, смеялся, когда слышал о Нём, вообще не верил в Бога, но погиб (и понимал это, что сейчас погибнет), спасая людей из какой - то беды. Что будет с его душой? Бог его всё равно не примет? (natka 2)

- Благодарю за Ваши вопросы. Они сложные и вряд ли кто-то сможет исчерпывающе на них ответить. Я отвечу из своего опыта мысли.

Все, что написано в Библии о мире будущего – лишь образы, знакомые нам, но очень приблизительно описывающие реальность нового мира. Они ближе к нашей, чем к той, новой реальности. Изменятся природа, свойства, возможности тел. В отличие от людей, у животных нет того, что связывается с понятием личность – уникальность, осознанность, непрерывность, тождество «я». Поэтому я не уверен, что животные, которых мы, возможно, встретим «там», будут теми же самыми, что радовали нас «здесь».

Еще сложнее сказать что-то определенное о посмертной участи людей, погибших достойно, жертвенно. Если человек полагает душу свою за друзей, а тем более, за врагов, то не Господь ли смягчил его душу и направил на подвиг? Возможно, в такие минуты без лишних слов происходит движение души не только навстречу подвигу, но и навстречу Богу, своего рода искупление всей своей жизни… Я уповаю на милость Бога и верю, что Он работает с человеком до последней минуты, эти последние моменты жизни самые загадочные и в них все может измениться

- Михаил, как Вы оцениваете нового Папу римского Франциска? (Yuris)

- Нового понтифика оценивать пока еще рано. Но мне нравятся его первые действия и его имя. Лишь продолжая линию Франциска Ассизского, можно отвечать на вопросы современного мира – в режиме мира, любви, уважения, принятия. Особое почитание Марии также говорит о духовной направленности нового папы. При этом надо иметь ввиду, что избранный понтифик довольно консервативен, резких движений от него ожидать не следует, и это хорошо – при нерешаемых вопросах Церковь нуждается в перемирии между разными лагерями.

- Михаил, день добрый.

Вопросы о ДХУ.

- Это межконфессиональный университет или все же то, тот факт, что Вы баптист, как, возможно и другие преподаватели оказывает свое влияние?

- Есть ли у Университета госакредитация? Какой вес имеют дипломы ВУЗА?

Вопрос о Вашей научной степени: как философия может быть связана с христианством. Ведь большинства людей философию воспринимают как пустословие. (Digger)

- Спасибо за вопросы, они с «двойным дном», поэтому отвечая на них, обязательно кому-то не понравлюсь, но отвечать приходится…

Во-первых, университет по своим корням уходит в баптистскую традицию, это история и хорошая история.

Как известно, именно баптисты были основной протестантской конфессий в годы существования СССР, поэтому логично, что их влияние на богословие и образование было сильным в первые годы религиозной свободы.

Сегодня мы позиционируем ДХУ как «евангельский университет», общий для всех евангельских протестантских конфессий. Это значит, что баптистская традиция оказывает свое влияние, но не господствуя, а доказывая свои позиции в здоровой конкуренции с другими евангельскими традициями и подходами.

Мы дорожим своей идентичностью, но при этом хотим быть частью большего, более широкого евангельского движения.

Более того, миссия университета – служить не только баптистским или каким-то другим союзам, но общехристианскому влиянию на общество, и даже самому обществу в его духовных и образовательных нуждах.

Во-вторых, университет как духовное учебное заведение, не имеет государственной аккредитации, как и большинство подобных школ. Можно идти путем обычных частных вузов и бороться за аккредитацию.

А можно отстаивать специфику духовных вузов и идти своим особенным путем.

В ближайшее время будет ясна судьба законопроектов, поданных в Верховную Раду, в которых эти вопросы рассматриваются.

Пока что ясно одно: и на первой, и на втором пути потребуются хорошие кадры, качественные программы, и, самое главное.., студенты.

Так что пока проясняются условия для подобных школ, которые будет диктовать государство, нам нужно расти и укрепляться.

Если выйдем на достойный уровень образовательных услуг – признают обязательно, если не государство, то обществе и Церковь.

В-третьих, философия – такая же наука, как и другие, причем, наука древнейшая. Пустословов в ней было много, как и в богословии (увы!). Она задается такими вопросами, о которых люди безответственные могут рассуждать легко и поверхностно, но действительные философы уходят в поиске ответов на ту же глубину, где работают богословы.

Вечные вопросы – о смысле жизни, природе человека, вечности, Боге, вере – объединяют философов и богословов. Но первые осмысляют эти темы с позиций методичной рациональности. Это в чем-то ограничивает философов (им почти закрыты сферы, где разум умолкает), а в чем-то дает им хороший интеллектуальный инструментарий, которому могут позавидовать многие богословы. Так что это соседние науки.

Если бы у меня была возможность выбирать свой путь, я бы выбрал богословскую школу, но у меня этого выбора не было;  я выбирал из числа ближайших к богословию наук, чтобы хотя бы рядом оказаться, так я оказался на философской территории. Я рад этому, это меня сблизило с богословием и подготовило к его более серьезному восприятию.

- Михаил, сегодня религиозно-общественная сфера достаточно активна: Церкви выступают с оценками общественно-политических процессов, заседают христиане-профессионалы, общественные темы волнуют религиозные сообщества и т.д.. А во всем ли в этой сфере христиане придерживаются границы, или все-таки время от времени должны идти на компромисс с совестью? А, с другой стороны, христианский фундаментализм, нередко проявляется, особенно в биоэтических вопросах, не приносит больше вреда, чем пользы? То есть, можно нарисовать какую-то золотую середину в этой сфере? Которые могут быть ориентиры. Прости за пространный вопрос. Искренне, Тарас Антошевский (Taras Antoshevskyy)

- Тарас, благодарю за вопрос – долгий и многогранный. Уже сам способ его задавания многое подсказывает – сдержанность, осторожность, обязательную дистанцию между христианством и миром. Уверен, что черты “между” мы не выдерживаем, напряжение у этой черты такой сильное, что или хочется ее преодолеть и решительно пройти вперед (либерализм, модернизм и проч.), или отступить далеко назад (традиционализм, фундаментализм и т.п.).

Философы говорили, что культура обитает на границах (Бахтин). А богословы знают о нераздельности-неслиянности. Т.е. грань нужно удерживать, оставаясь собой, но не отстраняясь от мира, не уходя в изоляцию.

Мне вот что кажется (скорее, я даже уверен в этом): и фундаментализм, и модернизм – порождения прошлой эпохи, исчерпавшие себя. Уходить от мира нужно не в изоляцию и не в привычно старые формы духовной жизни.

Непринадлежноть миру, неоскверненность от мира, свобода от него достигаются не на поверхности (когда мы Церковь как фишки передвигаем туда-сюда, ближе-дальше) – дальше от грешной цивилизации, а в ГЛУБИНЕ.

И эта глубина доступна в любой точке, в любой ситуации. Вот этого не хватает всем христианским активистам, как и мне лично. Еще больше этого не хватает христианским фундаменталистам, гневная пена у их рта – признак исчерпанности, неглубокости.

Открывая глубину, можно быть в мире, но не от мира. Когда корни в Боге, когда чувствуешь Его и реальность Его Царства, то становится возможной несуетливая активность и преображение мира, а не слипание с его падшей реальностью.

Так что нужно искать Бога и углубляться в Его жизнь, тогда поверность не сможет нас приклеить, а граница не будет пугать.

- Как Вы пришли к Богу? Какое было самое яркое впечатление в жизни? (Aлeнкa)

- Спасибо за вопрос, за интерес к этой, самой важной стороне моей жизни. Я шел к Богу изнутри религиозной традиции, но подошел ближе к Нему тогда, когда связь с традицией почти оборвалась. Я вырос в традиционной протестантской семье, много знал о Боге. Уже в десять лет прочитал полностью Библию. Казалось, что Бог – это родственник или друг семьи. Уже позже, в студенческие годы, я пережил пустоту, абсурд, заброшенность, обезбоженность. И изнутри этого страшного опыта вновь воззвал к Богу, который уже стал не только Богом моих родителей, или Авраама, Исаака и Иакова, но и моим тоже. Самое яркое впечатление – чувство избранности, таинственной и волнующей  связи с Богом

- Какие цели у университета на ближайшие год, пять, десять лет? (Aлeнкa)

- Наше будущее, в определенном смысле, предсказуемо. А именно: оно сложное, опасное, вызывающее. Поэтому у нас нет ударно-оптимистичных планов даже на ближайший год. Есть планы преодоления проблем, когда делаем все возможное, но уповаем на милость Божью.

О чем думаем: о развитии таких направлений как журналистика и бизнес-администрирование; об обновлении богословских программ с учетом накопленного Западом опыта; о развитии онлайн-образования, что поможет расширить число студентов и создать возможности учебы для неотрывно занятых. В целом мы планируем развить ДХУ в центр христианской культуры и (транс)формирующего образования, чтобы сложилась культура богословских дискуссий, появился «качественный» студент, с которым будет интересно работать; а также распространялось влияние на социальный контекст, христианское преображающее влияние на общество. Поэтому в планах много событий, следите за нашими новостями.

- Теологические вопросы: вопрос десятины. Есть ли она в новом завете, на ваш взгляд, вопрос соблюдения субботы, ваше отношение к иным языкам. (bookworm)

- Все эти темы – десятина, суббота, дар иных языков, - возникают в определенном контексте и, когда он меняется, уходят на второй план. Они могут возрождаться при необходимости, но никогда не будут иметь постоянного и обязательного характера.

Теперь по порядку. Сам дух Нового Завета – за превосходство любви над цифрами. Позже скажут: «мера любви – любовь без меры». Поэтому десятина – это минимум финансовой дисциплины; для верующего и любящего человека это не закон духа или Бога, это именно средство дисциплины. Уделять же нужно не по разнарядке, а «по расположению сердца».

Так и с субботой: ее никто не отменял, но она утратила свой смысл. Раньше суббота напоминала о Боге, о поклонении Ему, которое важнее всех трудов и суеты. Когда явился воплощенный Бог, когда Христос пришел к нам, не превосходит ли это субботу? Празднующий Христа, исполняет субботу, потому что в Нем весь закон исполнен.

Иные языки – неоднозначный феномен. Я не отрицаю этого дара, но сильно сомневаюсь, что его нынешняя распространенная практика и практика апостольских дней – одно и то же. Тогда у дара было прямое назначение, сейчас это чаще всего баловство или шоу.

- Мир вам Михаил. Хотелось бы прояснить о толковании поклонения в духе и истине православными и протестантскими конфессиями.Как вы понимаете поклонение в духе Господу мысленно через первообраз? Важно ли как входят в поклонение в духе?

Второй вопрос: Галатам 1:8 анафема на учение или людей? Спасибо за ответы. (Евгений Сидулин)

- Поклонение в Духе и Истине – слова Христа, а не изобретение новых или старых Церквей. Он говорит о том, что человеческие религиозные традиции вторичны по сравнению с непосредственным общением с Богом, которое доступно и вне храма, и даже «самарянам». Иногда к переживанию Бога, к живому ощущению Его присутствия подводят беседы, молитвы, музыка, а иногда – особенности места: роспись стен, тишина и полумрак храма, красота природы. Для тех, кто ищет встречи с Богом, не так важно, что этому поможет. Это может случиться внезапно, у Бога Свои знаки, иногда простые, нерелигиозные.

Теперь об анафеме. В Гал. 1:8-9, насколько я понимаю, Павел говорит об анафеме на людей, который извращают весть о Христе.

- Ваше отношение в Израилю и евреям? Есть ли какой-то курс в университете касательно данной темы?

Все ли евреи способны услышать евангелие сегодня?

И нужно ли христианам помогать выезду евреев в Израиль? (Kolibri)

- Я рассматриваю свою традицию как иудео-христианскую, т.е. Ветхий Завет и Новый Завет – части непрерывной истории. Израиль и еврейский народ находятся под особым покровительством Бога. Они не выше других, но у них уникальный опыт общения с Богом, как, впрочем, и трагический опыт жизни без Него. Они не лучше других, но Бог выбрал их и являл Себя среди них. Поэтому проявляя глубокое уважение к Божьему народу, мы проявляем почтение к Богу.

У нас нет специального курса по иудео-христианскому диалогу, но есть занятия по иудаике, большие курсы по Ветхому Завету.

Способны ли все евреи услышать Евангелие? Думаю, что да. Как и все другие люди. Они не могут и не хотят слышать громкие призывы особо ревностных христиан отречься от своей традиции и променять ее на христианство. Но они могут встретить Бога в глубине своей традиции.

Помогать уехать на свою родину можно и нужно всем людям, не только евреям. Не думаю, что мы ускорим тем самым второе пришествие Христа, но уж точно проявим человеческое участие.

- Большое спасибо за ответ. В отношении десятины уточнение. Вы говорите, что десятина - необязательна сегодня и является только самодисциплиной верующего? Я правильно понимаю, то, что Вы хотели донести? (bookworm)

- Десятина – это не закон, а пример из прошлого, как и сколько люди отдавали на «святое дело». Поэтому вы можете давать больше или меньше, главное, чтобы это было от сердца, с радостью, «доброхотно».

- Как Вы считаете, почему сегодня так много скандалов, связанных не просто с верующими, а и со служителями. Это признак последнего времени или понижение градуса посвящения? (Wen)

- Скандалов вокруг священнослужителей всегда было много. Особенность сегодняшних резонансных дел в том, что возможности СМИ таковы, что скрыть проблему практически невозможно. Так что здесь дело в свободе информации. Но также я согласен с вами, что кризис лидерства – печальный признак упадка церквей и знак последнего времени.

- Еще вопрос о разводах. Что нужно делать, чтобы не статистика разводов в церквях стремилась к нулю?

Есть ли какие-то курсы обучения в ДХУ для семейных консультантов? (Wen)

- В ДХУ действует программа по душепопечению. Но ее, вместе с другими программами, знаниями, техниками, конечно же, недостаточно, чтобы изменить статистику к лучшему. Мне кажется, что поможет лишь духовно-воспитательная работа в церквях, не только семейное консультирование, но и курсы подготовки вступающих в брак. А еще беда в малочисленности авторитетных служителей, которым люди могут открыться и рассказать о своих сложностях.

- Как подбирается команда в ДХУ? Что Вы считаете самыми важными качествами в сотрудника? (Manager)

- Команда строится по профессиональному принципу, но обязательно также посвящение, осознанное христианское призвание к служению. Важнейшие качества – ответственность, инициатива, творческий подход, верность, целеустремленность, желание учиться.

- Сотрудничает ли ваш университет с представителями других конфессий, кроме баптистов? Насколько тесно. Ваше отношение к скандалу вокруг "Слово Жизни" в Донецке? (Poisk)

- ДХУ открыт к приему студентов всех христианских конфессий, если они согласны с исповеданием веры ДХУ и этическими нормами, обязательными на территории университетского городка. Среди наших сотрудников есть представители различных евангельских церквей, я рад этому многообразию и очень дорожу им.

- К скандалу вокруг «Слова Жизни» в Донецке я отношения не имею. Есть друзья, которые остались по разные стороны баррикад, и со всеми я стараюсь сохранить добрые отношения. Могу лишь сожалеть, что проблемы не решались в нужное время и потом ситуация вышла из-под контроля. Я думаю, что это сигнал всем современным церквям пересмотреть свои структуры и развивать полноценные общинные связи, чтобы руководство было коллективным и не теряло связи с общиной. Но также это сигнал и обычным членам церкви – быть более активными, задавать вопросы, проявлять разномыслия и при этом многообразии сохранять единство.

- К сожалению, я зная нескольких братьев-баптистов, которые считают своим основным служением - обличение других служений и служителей, как правило они "работают против" пятидесятников и харизматов. Своими роликами они заполонили ютуб. Как Вы считаете, допустимо ли христианину опускаться до "разборок"? (Al Ku)

- Мне стыдно за моих братьев-баптистов, которые смыслом жизни сделали критику и хулу других церквей, особенно «конкурентов». Но есть и здравые голоса, они говорят без оскорблений и сенсационных деталей, с любовью и переживанием. Если критики всех делят на «я» (хороший) и «они» (плохие), я таких не слушаю. Если говорят «мы», значит это мои братья и они плохого не желают.

Здравствуйте, Михаил. Скажите, какое количество студентов сейчас обучается в ДХУ? (1g0rrr)

На различных программах (дневная и заочная форма, интенсив, обучение в региональных группах, группы выходного дня) обучается более трехсот студентов. Мы наблюдаем рост в более гибких форматах обучения. На стационарных же программах обучается почти 40 студентов. Думаю, эта тенденция сохранится - развитие заочных, онлайн и дистантных форм.

Мир Вам! Меня зовут Александр. Читал ваше мнение по поводу десятин. «Михаил Черенков: Десятина – это минимум финансовой дисциплины».

У меня к вам по меньшей мере два вопроса: 1. Где сказано в НЗ что десятина это минимум? 2. Если вы помните то порядок сбора десятин был такой: народ давал 10% левитам, левиты 10 из 10% священникам, священники ни кому не давали десятину, Бог этого им не говорил делать. Из НЗ нам известно что произошла перемена священства теперь все верующие священники. Итак вопрос: почему НЗ царственное священство должно давать десятину если этого не делали ВЗ священники? можно ответить и на мой e-mail 32_s@mail.ru (AlexVlad74)

Александр, спасибо за вопрос! Вижу, что вопрос десятины волнует церкви куда больше, чем образование. Настолько, что мои критики пишут «Тиртулиан» (а надо бы «Тертуллиан»), зато в вопросах десятины считают себя экспертами.

Теперь о сути. Я говорю о «минимуме» на том основании, что мы не можем уделять внимания и послушания Богу меньше, чем было в Ветхом Завете. Например, Христос говорит о том, что не только убийство является грехом, но и осуждение человека; не только прелюбодеяние, но и мысль о нем. Так же я мыслю о десятине – Богу принадлежит не только десятая часть, но и все наше, и все мы.

Совершенно верно, учение о всеобщем священстве подчеркивает полную посвященность каждого христианина, когда Богу принадлежит вся жизнь, все дары и все ресурсы. Уже нет десятины как закона, но принцип отдачи, отделения чего-то ценного для Бога и служения Ему продолжает работать.

В то же время человек устроен так, что если не будет дисциплины, то самые лучшие чувства засыпают. Поэтому я считаю, что нужно отдавать определенную часть (назовем ее «десятиной»), не меньше этого минимума. Но при этом нужно понимать, что Богу принадлежит вся наша жизнь, мы Его – не по закону, а по любви.

Время для вопросов закончилось

Использование материалов веб-конференции в любом виде запрещается (с)

Гость
0
|18 Мар 2013
2
Михаил, большое спасибо за исчерпывающие и понятно изложенные ответы. Над первым ответом поплакала. Жаль, кот прожил с нами 17 лет и 10 месяцев. Для кого - то это целая жизнь. А сейчас он умирает. А ответ второй в очередной раз сподвигнул восхищаться нашим Господом, Его милостью и любовью к нам. Ещё раз спасибо. Благословений Вам и Вашей семье.
Удален
Царство Бога Живого
|29 Мар 2013
0
ВСЯКОЕ ТАКОЕ МИРСКОЕ "ОБРАЗОВАНИЕ" ВЕРУЮЩИХ В ВИДЕ ДХУ И ПРОЧИХ МИРСКИХ "УНИВЕРСИТЕТОВ" В ИТОГЕ КОНЧАЕТСЯ ВОТ ЧЕМ:
...
В числе прочих протестантов, баптисты также активно продвигают в своих церквях и в целом в этом мире греховно-мерзкие идеи гомосексуализма !!!
...
По сообщению Мегапортала invictory.org большинство протестантов США, в том числе баптистов, утверждают, что гомосексуализм - стиль жизни, который должен принят обществом.
...
Самыми горячими сторонниками открытого гомосексуализма оказались верные Епископальной Церкви - 70%, за ними Объединена церковь Христа - 69%, Евангельско-Лютеранская Церковь - 56%, пресвитериане - 52%, методисты - 51%, баптисты - 40%, - пишет сайт Milites Christi Imperatoris.
.
31.03.2009.
.
Источник: http://news.invictory.org/issue22479.html

Если Вы зарегистрированы

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”