Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|19 Дек 2011

Веб-конференция с российским религиоведом Романом Лункиным

Веб-конференция с российским религиоведом Романом Лункиным

Роман Николаевич Лункин, родился 13 июня 1976 года. Российский религиовед, журналист и публицист, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, кандидат философских наук. Защитил диссертацию на тему: «Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России». Является автором многотомных изданий «Атлас современной религиозной жизни России» и «Современная религиозная жизнь России», а также статей об отношениях Церкви и государства, об общественно-политической роли евангельских церквей в России и СНГ.

В 1998 году окончил исторический факультет Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова.

С 1995 по 1998 годы являлся внештатным автором общественно-политического еженедельника «Русская мысль».

В 1998-1999 годах - сотрудник Христианского церковно-общественного канала радиостанция «София», ведущий программы «Исторический календарь».

С 1998 года по 2000 гг. работал корреспондентом Кестонской Службы Новостей и журнала "Фронтиер".

Кроме того, с 1998 года по сегодняшний день является членом русской команды Кестонского Института (Оксфорд, Англия) и сотрудником проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" (руководители — каноник Майкл Бурдо и проф. Сергей Филатов).

В 2001-2002 годах редактор и ответственный секретарь общественно-политического еженедельника для федеральных округов «Наша общерегиональная газета».

В 2002-2003 годах - редактор-корреспондент службы информации телекомпании «3-й канал» (ОАО ТРВК «Московия»), корреспондент программы «Главная Тема».

С 2004 года – автор, корреспондент и затем обозреватель информационно-аналитического сайта о религии, культуре и политике «Портал-Сredo.ru».

С 2005 года - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, заместитель главного редактора журнала "Современная Европа". С 2006 года - ответственный редактор журнала "Религия и право".

С 2011 года – президент Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор информационно-аналитического портала «Религия и право».

Автор более сотни научных работ по социологии религии и общественно-политической проблематике на русском и иностранных языках, более сотен статей на религиозно-общественную и правозащитную тематику, связанную с защитой свободы совести и религиозной свободы в России.

Я приветствую всех и поздравляю с прошедшими рождественскими праздниками и с наступившим Новым годом. 2012-й год, безусловно, будет временем чрезвычайно бурных общественно-политических изменений в России, в чем-то переломным периодом в истории, который требует гражданской активности как от верующих, так и от неверующих. Несмотря на то, что церкви находятся вне политики, а пасторы и епископы формально не должны вмешиваться в политическую деятельность, религия и политика неизбежно пересекаются. Агитировать за какую-либо партию церковные лидеры не должны, но все верующие без исключения так или иначе вовлечены в политическую деятельность, как и всякую другую общественную деятельность.

Для меня как для социолога важна та новая роль, которую будут играть христиане в процессе трансформации российского общества, а в том, что христиане и христианство сыграют большую роль, я не сомневаюсь. Христианские лидеры, которые не только помогают всем нуждающимся и реализуют социальные проекты, но и говорят о социальной справедливости, о правах человека, о свободе совести, о самых острых проблемах общества, начинают определять повестку дня этого общества, в том числе и в масс-медиа. Как показывает пример православия, большая церковь, ответственная за свою страну, не может обойти вниманием ни культуру ни социальное служение, ни семейные проблемы, ни демонстрации с митингами.

Для неправославных христиан религиозная свобода играет ключевую роль – пока что в России, в отличие от Украины, свобода совести и веротерпимость находятся лишь на стадии становления. Небольшие общины и новые движения испытывают трудности и часто находятся в положении изгоев, а большие объединения не знают, что делать, либо тихо миссионерствуют в дозволенных пределах, или же даже оправдывают современное положение вещей, сохраняя связи с политиками, с властью, сохраняя и свою собственную административную власть. Однако от проблем и неудобных вопросов все равно никуда не уйдешь.

Что Вы скажете о смерти Ким Чен Ира? Северная Корея одна из самых ярых гонителей христиан. КАк Вы думаете, чего теперь ждать христианам? (Yuris)

Северная Корея, которую называют последней самой закрытой коммунистической диктатрой мира, рано или поздно будет открыта для христианской миссии. Пример Южной Кореи показывает, что корейцы и корейская культура легко воспринимают христианскую веру и библейские ценности. Все страны мира развиваются в современном мире в направлении большей открытости и демократии, чтобы под этим понятием не имели в виду в разных государствах. Глобализация, мировой рынок и финансовая система не оставляют ни одного шанса диктаторским режимам.

Другой фактор, разрушающий тирании, и в том числе позволяющий миссионерам развернуть свою проповедь, это закономерное саморазрушение самих тираний. Личность авторитарного лидера часто олицетворяет в государство все – от стабильности до патриотизма, и с его смертью рушится все или почти все. Ким Чен Ир передал перед смертью бразды правления своему сыну, но его власть уже не столь сильна, как была у его отца. Северной Кореей управляют военные, руководство этого государства находится под сильным давлением Китая и т.д. Отучившийся в Европе сын Ким Чен Ира, уже не может быть столь же дремучим, как его отец или дед. Уже слышны заявления о возможности сотрудничества с Южной Кореей – христианские политики, пасторы многотысячных церквей, я думаю, окажут большое влияние на «открытие» Северной Кореи. В южнокорейском обществе, как и в США и в Европе, христиане не боятся делать политические заявления и стараться влиять на развитие своей страны.

Россия, конечно, не Северная Корея – у нас более мягкий и гибкий режим, но по аналогии можно сказать, что с каждым последующим руководителем российская власть будет менее авторитарной, а гражданское общество более сильным. Для христиан – это огромное поле возможностей, вопрос в том, кто и как будет их использовать или же не использовать.

Является ли правильным в христианском мире праздновать новый год и рождество если это в корне языческие праздники прикрытые христианской маской? Если вы историк то знаете что празднование нового года это поклонение языческому богу янусу а дата рождества это не дата рождения Христа а языческая дата возрождения солнца и поклонение языческому богу коляде. Что общего в этих древних (еще бывших до христианства) натурально-языческих праздников с христианством?

В книге Исход по моему 32гл. (в Библии) когда израильский народ сделал литого тельца - идола - то они сказали что это праздник Господу (с великой буквы в тексте). Они тоже считали что поклоняются не идолу а своему живому Богу. За это им было наказание. Это значит что простое переименование праздников языческих на христианские не делает из них христианскими, они остаются языческими по смыслу.

И так называемые "христианские праздники" рождество и новый год не имеют исторически ни капли общего с христианством. Это отпетое закоснелое язычество и идолопоклонство. Как историк и христианин как вы на это смотрите? (Странник)

Христианство выросло на богатой культурной почве греко-римской культуры, а затем приходило в разные страны, где также были свои традиции и обычаи. Если храмы бога Митры превращались в христианские храмы или день поклонения Солнцу становился Рождеством, это не означало того, что верующие во Христа автоматически оставались язычниками. Также и в России – вопрос в нашем отношении к Масленице или ко Дню Ивана Купалы (Иоанна Предтечи), к почитанию икон, к богослужению, к чтению Священного Писания. Можно бездумно читать цитаты из Нового Завета, просто потому что сегодня по расписанию читается этот отрывок. Можно также осмысливать с верой текст на церковно-славянском языке, видеть в иконе образ, а не фанатично целовать доску, радоваться Масленице перед приходом Великого поста, готовясь к Пасхе.

Вообщем-то, если Вы верите во Христа, то все вокруг Вас становится христианским, даже если ранее по форме оно было языческим или коммунистическим. Христианство сильнее любых традиций, конечно, если сами христиане сильные.

Здравствуйте, Роман! Читал в Фейсбуке, как Вы возмущались результатами выборов в Госдуму. Скажите, что христианам нужно делать в таких случаях? И нужно ли вообще им что то делать, кроме как молиться? Я имею ввиду, например, участвовать в митингах (advocat)

Действительно, я высказывал свое мнение по поводу выборов и опубликовал целый ряд статей в декабре. Однако я обратил внимание на то, как себя ведут религиозные лидеры и церкви в ключевой для России момент еще в октябре, после исторической рокировки Путина и Медведева в сентябре (Роман Лункин. Нравственный застой. Общество и церкви дезориентированы и деморализованы, но спокойны). Тогда оказалось, что те христианские лидеры, которые являются публичными фигурами, четко следуют либо указаниям, либо намекам власти, полностью поддерживают все, что исходит из партии «Единая Россия». Единственным человеком, который отказался называть происходящее в российской общественной жизни нравственным, стал бывший глава Союза баптистов Юрий Сипко.

Совершенно естественно, что после выборов 4 декабря никто из церковных лидеров не стал высказываться по поводу ситуации в стране, пока не стало известно точно, что политики не будут подавлять гражданские протесты, а наоборот, заявят о продолжении модернизации (См. Церковь и народ после выборов: христианские лидеры ушли в тень?, а также Предреволюционная ситуация: навстречу Новому Году. Лояльные элиты обрушились, но общество еще хочет стабильности).

Произошло совершенно естественное разделение позиции церковного начальства и рядовых служителей, которые очевидно более адекватно отражают настроение верующих, да и сами являются представителями образованной части христианского сообщества. И протестантские служители и молодое поколение православных священников во множестве своих проповедей твердили верующим, что надо быть честными и хорошими гражданами. Когда вдруг настало время «Ч», то они решили реально заявить о своей ответственности за страну, воплотить в реальность то, что в проповеди было лишь фигурой речи. Православные батюшки смело опубликовали целый ряд статей, не боясь никакого окрика сверху (Кризис недоверия. Гражданская позиция священнослужителей РПЦ впервые разошлась с генеральной линией партии). Пасторы высказывали свои мнения, в основном, неофициально, в социальных сетях.

В результате с одним из самых ярких заявлений выступил патриарх Кирилл, который спустя недели две после выборов сказал о главном – о стремлении к Божьей правде во всем (Где живет Божья правда. Комментарии к выступлению патриарха Кирилла). Этот призыв патриарха отвечает на надежды и желания всех верующих граждан, независимо от того, как они реагировали и будут реагировать на судьбоносные моменты в истории страны. Нет никакого рецепта или предписания, как и что делать в такие переломные моменты истории – одни просто молятся, другие заискивают перед властями, третьи выходят на улицы и требуют защиты своих прав и лучшей жизни для Родины. И первое, и второе, и третье может быть угодно Богу. Главное при этом, не называть белое черным и наоборот, не заявлять об ответственности церквей за страну, а верующих граждан за окружающее общество, а потом в критический момент говорить о том, что наш метод – молитва, а все остальные – «оранжевые» шпионы Запада, стремящиеся к революции.

Роман, приветствую Вас! Не так давно Вы были можно сказать третьим лицом в Славянском правовом центре. Скажите, что побудило Вас создать отдельную организацию? При этом на удивление Гильдия возглавляемая Вами довольно быстро стала известной организацией, в СПЦ данная работа не проводилась, с чем это связано? (Volik)

Роман,приветствую вас.Скажите есть вероятность того,что Дворкина А.Л.когда нибудь посадят в тюрьму за разжигание межрелигиозной розни?И что вы для этого делаете? (друг777)

Совсем не по-человечески и не по-христиански желать того, чтобы какого-либо человека посадили за его убеждения, даже если это сектовед Дворкин. Я много раз писал, что православное сектоведение, как семинарская наука, и сектоборчество, как движение среди радикальной православной общественности, имеют право на существование в российском обществе. Борцы с сектами также важны как и любое и другой элемент гражданского общества. Другое дело, когда сами сектоборцы переходят всякие мыслимые границы лжи и обвинений, доносов на инаковерующих, и когда их списки «сект» или их статьи и заявления становятся орудием и «библией» в руках прокуроров и полиции. Сами борцы с сектами с уже легкостью становятся экспертами в судах. В этих конкретных делах, публикациях в прессе, обращений сектоборцев к властям, в их попрании всякого здравого смысла есть, возможно. Разжигание межрелигиозной розни и вражды и элементы экстремизма. Прокуратура этого не замечает, я и многие мои коллеги пишем об этом, но часто безуспешно, так как сами церкви чрезвычайно редко подают жалобы на сектоборцев, почти не обращаются в суды и прокуратуру, не отвечают и не реагируют на оскорбления. Из-за этого ложного христианского смирения сектоборцы становятся теперь главными экспертами, а политики и далее будут объявлять кампании борьбы с «сектантами» по всей стране.

Уважаемый Роман,

По большей части, насколько мне известно, Вы освящаете актуальные вопросы религиозной жизни РПЦ МП и порой протестантов, на своем раннем этапе деятельности и сотрудничестве с Порталом Кредо Ру особое внимание уделяя пятидесятникам.

Как Вы думаете, необходимо ли тому же Потралу Кредо Ру позволить себе выстраивать более критичное, аналитическое отношение к протестантам, в частности баптистам (примерно что-то в этом духе делает Вл.Солодовников). Редакция Портала редко пишет о них. А основные СМИ евангельских христиан больше концентрируются на новостях и пропаганде. Очень много информации, но нет вдумчивой аналитики.

На Ваш взгляд такое направление в журналистике необходимо протестантам в РФ? Или их просто "жалеют" как маргиналов. (Виктор Вл)

Это очень хороший и своевременный вопрос. Никто, конечно, никого не жалеет, протестантам уделяют в свободных интернет-СМИ, таких как “Портал-Credo.Ru”, ровно столько внимание, сколько сами протестанты хотят. Я стал активно писать о евангельских христианах в России где-то с 2004 года, поскольку моя диссертация была посвящена пятидесятникам. Сам я изучал и баптистов, и адвентистов, и лютеран, вообщем весь евангельский мир, поэтому я писал о них, так как никто об этом не писал и никто не разбирался, да и сейчас мало, кто разбирается в многочисленных направлениях и течениях в протестантизме.

Христианских публицистов, представляющих протестантизм, можно сосчитать по пальцам – это профессор Игорь Подберезский, Владимир Солодовников, отчасти публицистической медийной фигурой можно назвать Юрия Сипко, а также Сергея Ряховского. В целом на этом списко людей, которые внятно пишут или говорят для широкой аудитории, к сожалению, исчерпывается. Молодое поколение пасторов видит больше пользы в СМИ, в телевидении, в газетах, которые бы освещали все проблемы, а не только общественно-политические. Одним из таких прорывов можно назвать пензенскую газету «Живая вера» или же христианские интернет-телевидение, которое развивает Павел Орехов. Однажды и руководство больших союзов поймет, что пора оседлать информационные волны.

Роман, добрый день! Есть ли проблема в России с приемом, работой и продвижением по службе специалистов из-за их религиозных убеждений (например, евангельских, протестантских). Если проблема есть (если Вы сталкивались с подобным) - что должно произойти, чтобы ситуация изменилась? (iskatel)

В своей деятельности по защите свободы совести я сталкивался скорее с тем, что некоторых верующих пытались уволить с работы за их христианские убеждения. В частности, это было в Амурской области в ходе кампании против благовещенской церкви «Новое поколение». Вышестоящий чиновник хотел уволить сотрудницу департамента соцзащиты по указанию областного министра. Сотрудницу не стали увольнять и даже извинились перед ней, когда я позвонил в приемную министра как журналист, изложил все нарушенные законы и положения Конституции РФ, попросил прокомментировать ситуацию перед подачей иска в прокуратуру.

Были и другие случаи, но такого рода ситуации возникают довольно редко, прежде всего, потому что по старой советской привычке верующие стесняются говорить о том, что они ходят в баптистскую или пятидесятническую церковь. В большинстве случаев, при этом, коллеги по работе и работодатели вполне терпимо относятся к людям любой веры, а если возникают проблемы, то верующие опять же не хотят защищать свои права, не подают в суд, не создают прецедентов.

Роман Николаевич, скажите честно, как пред Небом, если бы князь Владимир выбрал католичество, или если бы в 19-20 веке, протестантизм. взял абсолютный верх в Российской империи, Россия бы стала - сверхдержавой??? (TEИCT)

Если честно, то я не считаю, что в случае иного выбора веры, например, западной, основанной на уважении к правам личности и развитии демократических ценностей, Россия стала бы сверхдержавой. В этом случае, скорее всего, не было бы единой России вообще, в том виде, в каком она существует сейчас. Постепенно появилось бы европейское ядро на нынешней территории нашей страны, причем, значительная часть западных земель не принадлежала бы России, да и с завоеванием южных были бы проблемы – это зависело бы от миссионерского рвения католиков или протестантов. Ядром России были бы Северо-Западные Архангельско-Новгородские земли, Сибирь, Урал и Дальний Восток в таком объеме, конечно, не были бы освоены, как при империи, но Север России и Урал, Поволжье жили бы по-европейски хорошо. Юг и Кавказ были бы сравнительно далеко, но все равно остались бы вечной проблемой. Российские регионы были бы на Западе католическими, на Севере протестантскими, на Урале протестантско-католическими, на Юге частично православными греко-католическими униатскими. Украина, наверное, была бы более православной, чем Новгородско-Псковско-Архангельская Русь (Москву с трудом бы находили на карте). Новгородское царство с уральскими богатствами и без крепостного права добилось бы многого  и без столь безумных жертв, но, конечно, не в тех масштабах сврехдержавы, к которым мы привыкли.

Добрый день, Роман Николаевич! У меня вопрос, как вы относитесь к движению веры и его учению? Какой результат этого вероучения видите на практике в жизни людей? С какими проблемами вы столкнулись у членов или бывших членов? Иногда встречаюсь с мнением, что у харизматов (которые учению слова веры открыты) получается что-то типа эмоциональная зависимость, что на собраниях люди переживают "святые чувства", чувствуют Божье прикосновение, но в частной жизни сильно сражаются с искушениями и соблазнами и подвергаются им, и их семейная жизнь не очень хорошая. Я являюсь членом более традиционной церкви, но я себя считаю стороником крещения Святым Духом. Но когда смотрю и читаю о харизматических церквах, волнуют меня некоторые вопросы: напр. вопрос сильного авторитета пастора, который не принимает критику, требует себе подчинение прихожан, не подчиняться значит быть непослушным Богу, чернобелое видение мира, частые слова: Бог мне сказал.. Пророчества, которые не рассматриваются, определенный подход к Библии и пренебрежение нехаризматическими церквами как теми, у кого нет достаточного усердия и познания. И иногда люди из этих церквей "прозревают" и уходят и чувствуют облегчение, как бы вышли из тюрьмы. Появляется у них постсектантский сиднром, учатся жить и верить по новому. Но это все как бы "под крышей" харизматии, потому что на поверхности кажется, что харизматы успешные, святые, занимаются многим социальным служением и благовестием. Как вы как религионовед смотрите на этот вопрос? Заранее благодарю за ответ. Бласловений вам! (Iskatelnitsa)

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к правовой базе, затрагивающей церкви в России? Какие изменения нужно внести для того, чтобы она была эффективна? (Tori)

Роман Николаевич в настоящий момент православная церковь обвиняет многие нетрадиционные религии в экстремизме. Но как вы считаете можно ли рассматривать деятельность самой православной церкви против нетрадиционных религий экстремистской деятельностью? (Pravo)

Уважаемый Роман Николаевич! Как вы относитесь к списку тоталитарных сект http://www.sektainfo.ru/skolko%20all.htm?

Считаете ли вы создателей этого сайта Булавин Андрей (религиовед, юрист)

Белов Александр (религиовед) действительно религиоведами? (Pravo)

Роман Николаевич, ответьте, пожалуйста, вот на какой вопрос. Каковы перспективы того, что Минюст РФ примет поправки к Закону о свободе совести о запрете религиозных групп и т.д.? То есть что из этого последует и чего стоит боятся? (XYZ)

И еще вопрос. Скажите, правда ли, что адвокаты Славянского правового центра финансируются из США и при этом получают гранты Общественной палаты РФ? ) (XYZ1)

Роман Николаевич! Я евангельский христианин, служитель полного времени, учусь в РГГУ (Казанский филиал) на юрфаке. Моя дипломная работа посвящена конституционно-правовым аспектам деятельности религиозных объединений в РФ. Подскажите пожалуйста, где можно найти соответствующую литературу и источники, чтобы написать эту работу? Или может быть есть кто-то у кого это можно узнать? Большое спасибо. (kazanfisherman)

Время для вопросов закончилось

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”