Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|5 Сен 2011

Веб-конференция с историком пятидесятнического движения

Веб-конференция Владимиром Ивановичем Франчуком – историком пятидесятнического движения в бывшем СССР, профессором евангельской теологической семинарии, пастором, миссионером, евангелистом, который в советское время был осужден за веру в Господа.

Родился и вырос Владимир Франчук на Хмельниччине в христианской семье. Отец и оба деда были пасторами евангельской церкви. Почти все Франчуки прошли через тюрьмы и лишения. Одного деда осудили при Иосифе Сталине к 25 годам лишения свободы. Пройдя через лагеря на строительстве Беломорского канала, ужасные шахты Воркуты, суровые степи под Джамбулом, он вернулся домой неизлечимо больным. Отец тоже получил срок 15 лет, работал в тех же шахтах Воркуты и тоже вернулся живым (пока готовился этот материал, он умер). Первая жена отца была осуждена и отправлена в Сибирь, в Иркутскую область. Она умерла в лагере на лесоповале. Второй дед и мать Владимира Ивановича были приговорены к 25 годам (каждый) лишения свободы. Все они за веру свою считались «врагами народа».

Владимир Иванович и его будущая жена Лида после блестящего окончания школы не могли поступить в институт. У Владимира в характеристике было написано: «Происходит из семьи ярых сектантов-фанатиков». А Лиде, родившейся в маленьком селе на Тернопольщине, советовали отречься от веры, написать заявление в комсомол, и тогда она получила бы золотую медаль, что означало открытые двери в любой вуз. Она отказалась. В результате оба с трудом поступили даже в ПТУ. Встретились они в Мариуполе, куда оба были направлены на практику, во время богослужения в церкви. В этой церкви их и повенчали. В этой церкви позже Владимир Иванович станет пастором.

Перестройку Владимир Иванович встретил в тюрьме, в которой, как и его родные, сидел за веру. Во время пребывание в заключении, у него возникла идея написать книгу «Размышления над страницами Библии».

Книги Владимира Франчука, как и его лекции, которые профессор читает в Московском теологическом институте, в Библейском институте «Шелковый путь» (Кыргызстан, Бишкек), в Библейской школе в Джексонвилле (США, штат Флорида), в Евангельской теологической семинарии (Киев) и выступления в качестве руководителя христианской миссии «Возможность» отличаются знанием предмета, энциклопедически богатой речью.

Он и все члены его семьи в совершенстве знают английский язык. Их семья могла бы давно жить в Америке, Германии или Канаде, куда уехали почти все их друзья и родственники, но они решили остаться в родной Украине, чтобы служить Богу и людям. Дочери сейчас временно находятся за границей, готовясь к выполнению миссионерского служения.

Напомним, что с 7 по 11 сентября в Одессе пройдет конференция, посвященная 90-летию пятидесятнического движения на постсоветском пространстве, основателем которого является Иван Воронаев. Владимир Франчук в рамках конференции готовит обзорную экскурсию «По следам Воронаева в Одессе».

Время когда можно было задавать вопросы закончилось

Приветствую Вас, Владимир Иванович! Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось добраться до архивов КГБ? (Наталья Терехова )

Хочу заметить, что не только архивы КГБ представляют большой интерес и ценность для исследований по истории нашего братства. Архивы Министерства внутренних дел, Комитета по делам религий при Совете Министров СССР и союзных республик, архивы ЦК коммунистической партии, архивы высших органов власти и управления Украины, Главный архив Российской федерации, областные архивы и другие подобные учреждения и ведомства содержат обширный и воистину бесценный материал, который представляет сложную и трудную историю пятидесятнического движения (и других деноминаций!) на постсоветском пространстве - включая, разумеется, архивы КГБ

Во всех этих вышеперечисленных (и других, не упомянутых мною сейчас) архивах мне пришлось работать в течение ряда лет в разных городах Украины и России в рамках правительственного проекта Украины по изданию 10-томного академического сочинения "История религий Украины", которое осуществлялось согласно Постановления Кабинета министров Украины № 567 от 9 июня 1997 г.

Я был приглашен в то время написать один из томов этого издания, который рассказывает об истории церкви христиан веры евангельской. Проект был успешно реализован, моя книга также была издана на украинском языке в этом издании.

Однако я занимался целенаправленным поиском материалов и ранее, проводя сотни интервью с ветеранами нашего братства, начиная это делать систематически с 1983 года, хотя в тот период времени очень мало людей понимали смысл моей деятельности. Тем не менее, как я разумею сегодня, этот призыв Божий, который я пронес через всю свою жизнь, был очень своевременным - те люди, интервью с которыми я записывал, принадлежали к одному поколению - и вскоре после этого они были призваны Господом в Царство Небесное, оставив нам в наследие свои воспоминания, а также некоторые, чудом сохранившиеся материалы и фотографии. Одним их этих многих свидетелей был и секретарь Союза христиан евангельской веры и близкий сотрудник Воронаева - Игнатий Никитович Подлесный. Немало интересного и важного рассказали мне также Виктор Белых, Иван Левчук, Иван Федотов, Василий Ряховский, Николай Егоров, Николай Дорунов, Федор Яшник, Александр Лазаревич, Варвара Бидаш, Павел Понурко, Павел Доброгорский, Виктор и Иван Панько, Сергей Вашкевич, Владимир Озеруга, Николай Гущин, Николай Окара, Григорий Цыбульский, Валентин Торба, Ионас Ведерис, Арпад Ардер, Янис Озолинкевич, Леонтий Люлькин, Евгения Славик, сын Воронаева - Петр, участник воронаевских съездов Антон Недашковский и тысячи других людей Божьих, мужчин и женщин из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Молдовы, Украины, России, Армении, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кырзызстана, Австралии, Аргентины, Парагвая, Швеции, Финляндии, Германии, Польши, Болгарии, Румынии, Великобритании, Канады, США и Мексики, где я проводил свои исследования, а также Уругвая и Бразилии, где я лично не был, но с представителями славянских церквей встречался по этим вопросам.

Мне также очень многое помогло то, что я мог работать в архивах Великобритании и США, где я нашел множество ценнейших документов и фотографий, в частности в Лондоне я нашел магнитофонную запись интервью с Екатериной Воронаевой, сделанную в 1962 году, а в архивах Ассамблей Божьих США в Спрингфилде (штат Миссури) - даже кинофильмы, отснятые в 30-е годы на территории Западной Украины и Белоруссии, на которых запечатлены разные церковные служения, крещения и т.д.

Некоторые важные исследования проводили по моему заданию и многие мои студенты в рамках своих научно-исследовательских проектов по линии Киевского Библейского института, Евангельской Теологической семинарии, Библейского института "Шелковый путь" (Кыргызстан) и Евангельской Богословской семинарии в Брамше (Германия), где мне приходилось преподавать историю нашего братства. Таким образом начал формироваться новый раздел науки - история пятидесятнического движения в бывшем Советском Союзе, которая вкллючает в себя и волнующие страницы жизни и служения славянской диаспоры во многих странах мира.

Поиск продолжается - и практически ежедневно в той или другой мере я работаю с этой темой. вот уже почти 30 лет.

Разумеется, все эти годы - на добровольной основе, совмещая это с основным своим служением в церкви.

Напишите, пожалуйста, что, по вашему мнению, самое главное пришло в церковь на Украине через Воронаева. Спасибо (yuri)

Ничего не может быть важнее спасение погибающих душ по вере в Господа Иисуса Христа.

Через проповеди и служение брата Воронаева было образовано множество церквей, главным приобретением которых было большое количество людей, которые уверовали и пришли из мира к познанию Иисуса Христа.

Церкви, в самом деле исполненные Духом Святым, это церкви проповедующие.

Ибо главнейшая фукция Духа Святого есть прославление Христа.

Дух Святой - есть Дух миссии, дух евангелизма.

За 8 лет служение Воронаева было создано около 1.000 церквей и групп христиан евангельской веры на постсоветском пространстве от центра Одессы до окраин Росии -именно поэтому моя новая книга называется "Пробуждение: от центра Одессы до окраин Росиии". В этом братстве по состоянию на конец 1929 года насчитывалось около 25.000 членов.

Второе - и тоже очень важное. Пятидесятническое богословие и учение о дарах Духа Святого оказало самое серьезное влияние также и на другие христианские евангельские деноминации, значительно усилив акцент в их вероученческой системе и практической стороне деятельности на великой роли Духа Святого в личной жизни веруюших и в служении поместных церквей, что в свою очередь послужило большим духовным ободрением, оживлением и обновлением для них.

Добрый день! Вы занимаетесь важным делом. Знакома ли Вам деятельность проекта "Русское богоискательство"? С какими коллегами из России Вы сотрудничаете? Входит ли в Ваши планы исследование не только истории пятидесятнического движения, но и других духовных евангельских движений (молокане, баптисты, адвентисты и т.д.)? С уважением. (iskatel)

Спасибо большое. Буду Вам персонально благодарен за молитвенную поддержку, молитесь, пожалуйста, о моем служении.

С "Русским богоискательством" как с организацией не знаком и потому не имел шанса сотрудничать. В меньшую меру работал я с историей наших братьев адвентистов, однако историю духоборцев и молокан изучал тщательно - в том числе в Украине, Канаде, Армении, Австралии (да, даже там есть несколько русскоязычных общин молокан!), в Мексике и США (на очереди - серьезная работа в Грузии).

Что касается ранней истории евангельских христиан, штундистов и баптистов - то я наслаждаюсь прекрасными работами тех исследователей, которые такую работу тщательно, мудро и научно состоятельно и добросовестно уже сделали, за что я глубоко благодарен Господу. Однако я по возможности тщательно изучал историю ВСЕХБ за послевоенный период, работая во многих архивах.

Владимир, на сколько я понимаю советские пятидесятники всегда были пацифистами. Вопрос: почему это так и почему, например, американские или европейские пятидесятники пацифистами не являются? (Vladimir Pshonyak)

Пацифистами были не только пятидесятники (и не только были - в значительную меру благодаря законам о возможности альтернативной воинской службы - с пацифистами себя позиционируют сегодня все, даже те, кто, стыдно мне говорить, не имея таковых убеждений, просто шкурно и

позорно отлынивают от воинской службы, принося известные справки от своих пасторов, которые не всегда проверяют у них наличие "истинно религиозных убеждений" по этому поводу, как того справедливо требует закон).

Да, не только пятидесятники. В царской России (и затем и в Советском Союзе!) пацифизм - это общее наследие в духовных поисках славянских народов, пришедшее от духоборцев, под сильным влиянием которых был и известный писатель и мыслитель Лев Толстой, который пытался поднялся на защиту гонимых и преследуемых духоборцев в России, и, инициировав международное заступничество, добился для них разрешения на эмиграцию в Канаду на рубеже 19-20 вв. Кстати, именно Толстой, положил начало международному фонду в их защиту, отдав свой авторский гонорар за свое известное произведение "Воскресение". (Более подробно по этому поводу - в моей книге "Просила Россия дождя у Господа").

Что же касается американских и европейских пятидесятников - нельзя утверждать однозначно,

что они все поголовно пацифистами не являются. В их церковных конституциях (в том числе и в

Ассамблеях Божьих США!!!) черным по белому написано, что этот вопрос является делом совести

каждого верующего индивидуально. Как, впрочем, это было сформулировано и у пятидесятников СССР в официальном Вероучении под редакцией Афанасия Ивановича Бидаша. (В те времена эта позиция Бидаша вызывало яростный гнев советских властей против пятидесятников, однако сегодня об этом как-то не принято вспоминать).

Дорогой брат Владимир Иванович! Меня зовут Морозов Дмитрий. Я являюсь дьяконом пятидесятнической церкви из г.Смоленска (Россия). Вы в своих книгах упоминали об одном из сподвижников И. Варанаева, секретаре первого Союза ХВЕ, брате Алексюке Семёне Афанасьевиче, который был арестован и расстрелян, а в последствии реабилитирован в 1989 г. в Смоленске. Хотелось бы побольше узнать о служении и жизни этого брата. Спасибо. Благословений вам. (morozovboss)

Дорогой мой брат и верный служитель Господа Дмитрий Морозов! Вы меня просто счастливым сделали! Как я радуюсь, что Вы не только интересуетесь нашей историей, не только докопались до дела союзного благовестника Семена Алексюка - и его сподвижника смоленского проповедника С. Максимова, я полагаю! - но и продолжаете труд, который он начал в ваших краях с женой своей Гертрудой Кристман (их фотография опубликована в моей новой книге "Пробуждение: от центра Одессы до окраин Росиии", книга только что вышла из печати.

Семена Алексюка замучили на Соловецких островах. Дата его мученической смерти - 21 декабря 1929 г.

У них была тогда маленькая дочь.

Пришлите мне Ваш персональный адрес электронной почты, я Вам непременно напишу, у меня есть к Вам ряд вопросов по Смоленску, где я никогда не был, я очень рад, что Вы вышли на связь!

Скажите пожалуйста где в писание есть пример молитвы апостолов или других мужей божьих Отцу и Сыну и Святому Духу, и где на страницах евангелия есть учение о триедином Боге? и как согласовать учение о троице с первой заповедью Моисея. Если христиане веры Евангельской хотят жить исключительно по евангелию и строить свое учение только на нем, то разве только от икон и святых мы должны отказаться? (Юрий Влаев)

От святых отказываться не нужно. Да и нам самим нужно жить в святости. Другое дело, что мы не поклоняемся святым людям, а едино только Господу. Святых людей должно поминать и чтить (как и родителей своих, впрочем - тоже!) и иметь таковых в уважении, согласно Писания (Фил. 2:29-30; Евр. 13:7) Что касается Триединства Божьего, то я, пожалуй, ничего не имею добавить к очень толстым книгам, которые были написаны великими богословами на протяжении веков на эту тему. К ним Вас и хочу отослать.

Полезное это дело - чтение хороших книг.

На Ваш взгляд волна пятидесятнического движения началась на Азуза-стрит? Если да, то Вы, как историк, вероятно знаете, что в начале этого движения верующие при схождении Духа Святого падали на пол, смеялись\плакали, пьянели, пророчествовали... в общем исполнялись Духом Святым. Почему сейчас у пятидесятников все это фактически отрицается и они (пятидесятники) гонят за вышеперечисленное на речников и харизматов точно так же, как их в свое время гнали баптисты. (rel)

На мой взгляд волна пятидесятнического движения началась в день Пятидесятницы в Иерусалиме и привела к образованию церкви. В истории же церкви в течение долгих столетий (даже в самые мрачные ее периоды) на основаниии доступных нам отрывочных сведений мы прослеживаем трассы преемственных движений, в которых различимы харизматические проявления работы даров Святого Духа (кстати сказать, за исключением говорения на иных языках и соответственно истолкования иных языков другие харизматические проявления известны также и в эпоху Ветхого Завета, ибо Дух Святой - вечноживущая божественная личность, которая себя от вечности многоразлично проявляет).

Азуза-стрит, собственно, вошла в историю даже современного пятидесятнического движения не как место его возникновения, а как наиболее известная миссия его всемирного распространения.

Что касается описания событий, которые там происходили, рекомендую читать труды Франка Бертлемана, который стал историком событий, происходивших на Азуза-стрит.

Кстати, там говорили - как в День Пятидесятницы - на вполне реально существующих языках, в том числе и на русском языке (!), те люди, которые его никогда не слышали и не изучали. Вот за такие вещи, пожалуй, не будут гнать ни баптисты, ни баптистов, ни харизматы, ни харизматов...

Если не будете "гнать не по делу" - то нормальные люди вас гнать не будут.

Нормальные - не будут.

А ненормальные, под водительством лукавого - всегда будут гнать.

Всех нормальных.

Ибо самого Иисуса гнали.

Готовите ли Вы новые книги к изданию? Где можно приобрести уже изданные? (Digger)

Моя книга "Просила Россия дождя у Господа" (2.200 страниц, 3 тома) уже полностью разошлась и стала библиографической редкостью.

Ни в каких книжных магазинах ее уже не найти.

Пришла пора готовить второе издание - этим я очень хотел бы заняться в следующем году, за прошедшие 10 лет мне удалось собрать очень большое количество нового материала, который хотелось бы включить во второе издание. Работа эта громадная.

Ввиду состояния моего здоровья, я сейчас хочу сосредоточиться только на самых главных делах, которые мне поручил Господь. Мне нужно сконцентрироваться на этом. Я спешу сделать эту работу.

И ради этого я даже оставляю столь дорогую и любимую мной пасторскую работу, передаю служение в церкви другим братьям. Моя молитва, чтобы это второе издание было напечатано в России.

Есть ли в Вас какие-то предложения о возможности издания в Российской Федерации?

Денег на издание этой книги нет. Нужен заем, который можно будет вернуть после реализации тиража книги.

Только что вышла из печати моя новая книга "Пробуждение: от центра Одессы до окраин Росиии" (650 страниц, 244 фотографии).

По вопросу приобретения нужно обратиться в Одессу.

Почти готов к печати также большой фотоальбом исторических фотографий. Хотелось издать его к 90-летию нашего братства, однако это не удалось. Ни времени не было, ни сил. Пока еще нет и средств - а такая книга не может быть дешевой.

Возможно, его придется издавать в США.

Приветствую вас дорогой брат. Мы знаем что вы проводите много семинаров по истории пятидесятнического движения, спасибо большое. мы знаем что это очень большая робота. Наш вопрос- могли бы Вы дать разрешение и информацию для проведения подобного семинара собственными силами в своей церкви. Ваши во Христе, США. (1970)

Вы говорили в своих лекциях что пятидесятники-единственники остановили пробуждение в России. Петр США (Всеми уважаемый)

Приветствую Владимир Иванович. Вы один из немногих, если не единственный историк на Украине, который так тщательно и глубоко изучает историю пятидесятнического движения на Украине. Скажите, с кем из историков Вы еще сотрудничаете? Если кто-то, кому Вы передаете свои знания? Заранее благодарю. (Инна)

Правда ли что на территории Советского Союза у Пятидесятников не было учения о новозаветной десятине и что это учение было принесено западными миссионерами спустя некоторое время? (Комп)

Борис Перчаткин утверждает, что Славик Радчук - бывший агент КГБ. Правда ли это? (tulip)

Я знаком с Борисом Перчаткиным, однако я не знаю, кто такой Славик Радчук, о котором Борис Перчаткин утверждает, что он агент КГБ.

Правда, в своей книге "Просила Россия дождя у Господа" (том 3, стр. 921)

я упоминаю про брата во Христе, у которого несколько похожее имя - это Ростислав Витальевич Радчук, который родился 2 июня 1958 г. в с. Зозов, недалеко от Ровно. Советую прочесть это место в моей книге.

Здравствуйте. Сейчас я занимаюсь написанием диплома по теме "Пятидесятническое движение в России в начале XXв" Дело в том, что кафедра у меня по истории России до 1917г и потому рамки начало века и до 1917г. К сожалению у меня не хватает литературы, а тем более источников по истории пятидесятничества в России в это время. Понимаю, что это не просто, потому как сама пятидесятническая церковь родилась официально в 1900 году, а в Россию проникла еще позже. Подскажите пожалуйста, где взять информацию о первых пятидесятниках в России, как это было? Спасибо за понимание и за ответы. Благодати и мира Божьего. (ЛенаШ)

Приветствую вас Владимир Иванович. Ваше мнение о влиянии христиан протестантов в формирование общества на постсоветском пространстве во времена советской власти а также в постсоветский период. С уважением Андрей (andreyich)

Владимир Иванович, спасибо за Ваш огромный творческий труд! В свете того, что в современных церквях очень много разделений и нет единства, есть ли совершенная структура церкви, метод или что то другое, что сохранит церкви (союзы) от делений? Быть может, учитывая опыт предшествующих поколений, мы все христиане смогли бы жить в единстве и любви? Или это утопия? Ваш брат Владимир (Vnayevs)

Мир Вам! Вопрос мой следующий.В своих трудах Вы пишете, что Воронаев на постсоветском пространстве распространял пятидесятницу проповедуя в баптистских церквях. Корректно ли это? И если да, то значит ли это, что подобные методы евангелизации допустимы в современном обществе?(У меня есть мнение на этот счёт, но хочется знать Ваше) С уважением Андрей. (Strateg)

Мир вам!Расскажите пожалуйста, запрещали ли власти в недалёкие 60-е молитвы о крещении Духом, говорение на языках, пророчества? Почему? Спасибо. (Efremov Sergey)

Приветствую Вас! Я читал Вашу книгу "Просила Россия дождя у Господа", видно, что была проведена большая работа по сбору материала. Я давно хотел задать Вам несколько вопросов. Вы пишете о служении Яниса Гревиньша в Латвии, при этом упоминаете о Павле Ефимове. Есть ли у Вас более подробная информация о церкви "Вефиль" и детском приюте в Елгаве в предвоенный период? Знаете ли Вы что-нибудь о переписке П.Ефимова и Я.Гревиньша? Известно ли о каких-либо документах, в которых баптисты требуют у правительства Латвии запрета проповедовать П.Ефимову (до войны)? Или о его заключении в 1949-1953 гг? И есть ли какя-нибудь информация о возникновении пятидесятнических церквей в г. Витебске (Беларусь). Заранее благодарю. (PentikosR)

В новейшей истории пятидесятников Украины есть много неприятных вопросов. Например, в вопросе снятия сана с епископов Мельника и Сердиченко, принесло ли это какую-то пользу или это урон для братства? Если бы решения были приняты как-то иначе, как бы развивалось пятидесятническое движение на Украине? Как это все сможет отобразиться в дальнейших работах историков? Собираются ли об этом материалы? (Дарья )

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”