Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас
|10 Июл 2009

Петр Цюкало ответил на вопросы веб-конференции

Петр Цюкало родился на Луганщине, во время, когда советский народ праздновал победы к космосе, строил коммунизм, устраивал показательные суды над врагами прогресса – “сектантами” (так тогда называли христиан-протестантов).

Отец Петра с детства был примерным православным христианином. До тех пор, пока не приобрел контрабандное Евангелие. Стал читать, задавать много вопросов. Он так надоел местному батюшке, что тот ему посоветовал: “Иди-ка ты к баптистам! Они тебе объяснят”. От него передалась Петру страсть к поискам ответов на вопросы, которые не принято было задавать.

Первой самостоятельной покупкой, которую сделал Петр, был коротковолновый радиоприемник. Только так в СССР можно было иметь доступ к независимой информации. Петр, слушал "контра" и "ФРГ", радио "Свобода", и проповеди огненного русскоязычного радиопроповедника-шведа Ярла Пейсти.

Опыт советской жизни убедил Петра в том, что политика является зеркальным отражением людских верований. Политика - это вера, примененная на практике. Одни верят в то, что человек – образ Божий, имеющий данные Богом права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Как следствие - они проводят политику, уважающую Божьи законы и частную жизнь. Другие верят, что они - эволюционизировавшие животные – и политика их соответствующая. Так Петр пришел к выводу, что самое большее, что можно сделать для жизни настоящей и будущей – проповедовать старое Евангелие, которое дает верное представление как о нас самих, так и о Боге, сотворившем нас. Только проповедовать нужно на языке, понятном твоим слушателям, так чтобы они видели – Евангелие вплетено в их жизнь как нити их одежды.

С 1987 года Петр стал участвовать в уличных евангелизациях, в политических митингах и собраниях. Позже преподавал историю церкви и введение в Библию в библейских школах в нескольких церквах в России: "Филадельфии" в Ижевске, "Церкви Завета" в Новосибирске, "Слове Жизни" в Саратове. Но самым большим удовольствием было вести с женой семейное консультирование. Со временем стал ощущать недостаток образования, решил продолжить учебу в США, где сейчас изучает историю в одном из университетов на Северо-Западе. Когда не может удержаться, Петр пишет на злобу дня. Так родилась его первая книга – сборник статей "Безбожные ценности убежденных верующих", вышедшая в прошлом году в издательстве "Духовное возрождение". Статьи Петра Цюкало публикуются на христианских интернет-порталах, в том числе и на InVictory.

Петр Цюкало считает, что интернет будет играть огромную роль в распространении евангельских идей в последнее время. Именно эта мысль побудила его записать аудио-библию в виде ежедневных подкастов "Библия за год с Петром Цюкало", которые он выложил в свободный доступ в интернете на своем блоге PETERINNA.COM.

 

Петр здравствуйте! Пожалуйста объясните, что происходит в ЦЗ г. Новосибирска? Почему столько людей обвиняют пастора в тоталитаризме? Насколько я помню, вам тоже было объявлено отлучение в этой церкви? В связи с этим прошу не давать общий ответ, а точно прокомментировать ситуацию. Спасибо! (Саша Нободин, Россия)

Спасибо, Саша, за вопрос. Для остальных читателей хочу пояснить, эта веб-конференция совпала по времени с бурными событиями вокруг новосибирской Церкви Завета и ее пастора, а поскольку я служил там с 1997 по 2000 год, то понятно, почему мне задают об этом вопросы.

Скажу как я вижу ситуацию, исходя в том числе из своего опыта служения в Церкви Завета. В то время там была сильная пасторская власть, но сохранялось также большое поле для разномыслия и творчества. Я познакомился со многими талантливыми людьми. Церковь была центром притяжения для многих других церквей Сибири. В ней действовал отличный театр, профессиональная группа прославления, издавалась газета, регулярно проводились всесибирские конференции. За всем этим стоял пастор В. В. Максимюк, который заражал меня своей энергией, смелостью веры, готовностью рисковать ради успеха служения. Однако к концу 2000 года что-то изменилось. Он стал переживать за власть, контроль над собственностью, контроль над умами и сердцами верующих. В атмосфере подозрительности и недоверия служить в церкви я не могу, поэтому в 2001 году с семьей переехал в другой город. Весь последующий год люди в Церкви Завета проходили через исповеди перед пастором, которые подтверждали безусловное повиновение власти пастора. Было развито своеобразное, не характерное для евангельских церквей, учение “о произвольном грехе”, ставящее людей в зависимость от пастора и старейшин. В церкви начались многочисленные отлучения (десятки человек), верующим было запрещено общаться с отлученными. Прекратились активные контакты с другими церквами города, которые раньше были характерны для Церкви Завета. А год спустя после своего отъезда из Нска, я получил по эл.почте письмо об отлучении от церкви. Как я понимаю, такой власти не имел даже папа римский :). Лютера он отлучал, пока тот находился в лоне католической церкви. Боюсь здесь уже речь идет о богословской безграмотности. Есть ли во всем происходящем в ЦЗ за последние годы признаки тоталитаризма? В статье “Пять признаков нездоровой церкви”, опубликованной в журнале “Харизма”, Майк Фехлауэр указывает на следующие: акцент на власть пастора, атмосфера секретности и непрозрачность финансов, менталитет “наша церковь самая правильная”, мотивация страхом и т.д. В любой церкви может встретиться тот или иной признак, но создается впечатление, что в ЦЗ собирается наиболее полная их коллекция.

 

Здравствуйте, Петр! Тяжело ли Вы пережили отлучение от "церкви Завета" в Новосибирске, в которой были пастором? Что посоветуете простым верующим, которые пережили отлучение, проклятия, угрозы Божьего суда и смерти от пасторов церкви за "непослушание"? Как относитесь к тому, что на пастора "церкви Завета" подали в суд? (Россия, Новосибирск)

Я вырос в христианской семье, в которой родители прививали детям привычку все сверять со Словом Божьим. Поэтому, хотя я высоко ценю церковь и уважаю пасторов, верю, что никто не может быть выше Писания. Если они идут против Слова, то их решения не имеют власти. Некоторые лидеры считают, что раз Иисус дал ап. Петру ключи царствия, они могут “связывать и развязывать” делать все, что хотят, а на небесах их действия будут подтверждены (Мф.18:18). Но апостол Павел учил, что если даже ангел с неба начнет возвещать нечто противное Евангелию, его следует отвергнуть (Гал.1:8). Как это делается, ясно продемонстрировал Мартин Лютер, получив буллу об отлучении изданную Папой Львом Х. Он публично сжег ее, объявив недействительной. Однако надо признать, что на многих людей с очень чувствительной совестью эти неправедные отлучения оказывают сильное разрушительное воздействие. Особенно когда отлучения сопровождаются проклятиями в форме: “Ты умрешь”, “Твои дети заболеют”, “Дьявол овладеет тобой”, “У тебя нет духовной защиты теперь...” и т.д. Люди – существа внушаемые и недобросовестные лидеры об этом знают, рассчитывая на то, что в период испытаний человек решит, что трудности, которые он переживает - это не сатанинское искушение, а наказание свыше. Но Божье Слово говорит: “Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется” (Притчи 26:2). Тем же, которые все равно боятся проклятия (а вдруг это заслуженное? я же не без греха!), хотелось бы напомнить, что Иисус Христос на кресте принял на Себя проклятия, предназначенные для нас (Гал.3:13).

На меня лично неправедное отлучение, угрозы, проклятия не производят впечатления. Как кажется мне, по двум основным причинам: знание Библии, а также уверенность в том, что мы оправдываемся перед Богом не нашими делами, а верой, по благодати Иисуса Христа. Гораздо тяжелее мы с женой пережили предательство друзей, хотя понимаем, что они оказались под давлением своих лидеров.

Что же касается суда, то я полагал, что это внутрисемейный конфликт, однако руководство ЦЗ решило представить его как гонение на церковь, выступило с воззваниями к христианской общественности и тем самым сделало его открытым для публичного обсуждения. Я познакомился с материалами суда (они находятся в свободном доступе в интернете); увы, сторона ответчика прибегла к уловкам, умолчаниям и даже откровенной неправде.

 

Schitaete li chto v pravoslavnom ychenie mnogo eresei? (vlad. s.u.a.)

Влад, необычный вопрос. Как правило, именно православные обвиняют протестантов в ересях. Насколько мне известно, основы православного богословия заложены решениями первых семи вселенских соборов, начиная с Никейского в 325 году. Они касаются наиболее важных вопросов христианской веры: троичности Бога, природы Христа, взаимодействия божественного и человеческого во Христе. С этим у подавляющего большинства христиан нет никаких проблем – православные, католики, большинство протестантов принимают эти решения как образцовые. Вот, для иллюстрации, выдержка из решения IV Халкидонского Собора от 22 октября 451 года: «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершеннейшего в Божестве и совершеннейшего в человечестве, истинного Бога и истинного Человека”... Проблему же представляют решения седьмого Никейского Собора 787 года, на котором было утверждено иконопочитание. Ему предшествовал еще более представительный собор состоявшийся в 754 году. Он заявил, что употребление икон противно основному догмату христианства — учению о Богочеловеке. Если икона претендует изобразить Божество, то получается Божество ограниченное… Есть лишь одна икона Христа — евхаристия (т.е. хлеб и вино причастия). Что бы мы ни назвали из поднебесной твари, нет другого вида или образа, который мог бы изобразить воплощение”. К сожалению, эта библейски обоснованная точка зрения была отвергнута. Более того, у православных даже привился т.н. Праздник торжества Православия, в память о соборе, утвердившем иконопочитание. И получилось, что в массовом сознании православие ассоциируется в первую очередь с иконами, что является перегибом.

Влад, но не следует забывать, что в церкви, как православной так и католической, наряду с догматами, которые утверждены как основы веры и являются незыблемыми (те самые решения семи соборов), есть еще и мнения на разные темы – здесь полная свобода и, по определению, ересей быть не может.

 

Петр, какие у вас планы в жизни для будущего? Думаете ли вы о публичном служении где нибудь и в каком качестве? (Александр, Киев, Украина)

Александр, планов много, рождаются все новые – не поспеваю за ними. Приходится укрощать себя, заставлять сосредотачиваться на одном. Надеюсь после окончания учебы послужить в качестве преподавателя библейской школы, проповедника, а также продолжать сотрудничество с христианскими изданиями – писать на злобу дня. Очень хочется закончить книгу (рабочее название - “Ограниченная доза умеренного пофигизма”), чтобы помочь христианам, измученным религиозными заморочками.

 

Приветствую Пётр! Очень рад тебя видеть на этом форуме!!! Сегодня, в христианской среде, очень модно называть еритиками всех, кто не согласен с учением, этой поместной церкви. Обычно, пасторы ссылаются на следующий тест из послания Апостола Павла: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них... (Рим.16:17) Так что же это за УЧЕНИЕ? Баптисткое, пятидесятническое, адвинтисткое...? Лично я думаю, что речь идёт об откровении и учении Ап. Павла, и о всём УЧЕНИИ послания к Римлянам, а именно, СПАСЕНИЕ ПО БЛАГОДАТИ. Те, кто не отрицает УЧЕНИЕ о благодати Божией во Христе, тех нужно держаться подальше. А еритик, для меня, это тот, кто отвергается ИСКУПИВШЕГО ГОСПОДА (2Пет.2:1). Это УЧЕНИЕ отрицает Божию Благодать и спасение во Христе, и является пагубной ЕРЕСЬЮ. Что ты думаешь об этом? Я не ошибаюсь? (Иван, Новосибирск, Россия)

Согласен, Иван, с тем, что слишком легко развешиваются ярлыки “еретик”. Я уже коснулся этой темы в ответе на вопрос Влада о ересях в православии. Учение о спасении по благодати Иисуса Христа является ключевым. Все остальное – вторично. Поэтому и нет надежды для того, “кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет” (Евр. 10:29). А масса вопросов, по которым идут споры – не имеют принципиального значения, поэтому, считаю, ересью быть не могут.

 

Петр, как вы считаете, должен ли христианин заниматься политикой (которая, как известно, является делом "грязным") или он должен отстраняться от общественной жизни своей страны, в которой живет? Если нет, то какой должна быть форма участия церкви в жизни общества, на Ваш взгляд? (Олег, Россия,

Новосибирск)

Олег, если вы следите за моими статьями, то, наверное, помните одну из них - “Это “грязное дело” - семейная жизнь”, откровенный разговор о христианском отношении к политике. (Здесь ссылка на статью – http://peterinna.com/wordpress/?p=34). Даже если бы кто захотел отстраниться от политики, он или она все равно будут в ней участвовать. Например, во время последних выборов в США, за радикального левого политика Обаму проголосовало на 10 млн. человек больше, чем за консерватора Маккейна. Всего в выборах приняло участие около 130 из 200 млн. имеющих право голоса. Учитывая, что в среднем общество разделено пополам, нетрудно предположить, что из 70 млн. неучаствовавших в выборах, не менее 30 млн. поддерживает христианские ценности, которые отвергает Обама. Но они предпочли воздержаться от “этого грязного дела”, от политики. В результате, в стране еще активнее пропагандируется гомосексуализм, умножаются аборты, финансируются бесчеловечные эксперименты, поддерживаются тоталитарные режимы. Когда в школу, где учится сын такого христианина, чистого от “этой грязной политики”, придет преподаватель-гей и начнет учить тому, что гомосексуализм - это хороший стиль жизни, предмет гордости, полный “прайд”, то среди прочих причин, христианин должен будет благодарить себя за то, что своей пассивностью позволил извращениям утвердиться в обществе. Ссылки на то, что наша отчизна на небесах, не оправдывают равнодушие. К евреям, находившимся в изгнании в Вавилоне, Бог обратился со словом: “Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир” (Иер. 29:7).

Что же о формах участия – они бесконечно разнообразны. Христиане спасают наркоманов, учат школьников чистоте во взамоотношениях, заботятся о больных, защищают животных, делают карьеру и занимаются нужным делом, ведут бизнес, ходатайствуют в молитвах...

 

Петр, как Вы считаете - какое сейчас время в библейском понимании? Гонения? Последнее время? Пробуждение? Или что-то другое? И как Вы относитесь к "массовым евангелизациям" на стадионах и т.д.? (Олег. Россия, Новосибирск.)

Олег, время - последнее! В мировых масштабах есть все: и гонения, и пробуждения, и сонное скамейкосидение. Я хорошо отношусь к любым формам евангелизации, в том числе к массовым, на стадионах, на телевидении. Каждая из них касается какой-то части людей, но конечно, лучше выбирать такую форму, которая будет наиболее эффективна в данных условиях. Что касается России, то имхо в ней будет некое завинчивание гаек, которое приведет к срыву резьбы – провалам в экономике, во внешней политике, сравнимых с теми, что были в конце 80-х – начале 90-х, вслед за которыми грядет новая волна пробуждения. Более подробно я написал об этом в 1999 году в статье “Будущее России: великое пробуждение или великая скорбь?” (http://peterinna.com/wordpress/?p=91).

 

Уважаемый Петр! Что делать если в церкви всем руководит жена пастора, как в церкви Завета, города Новосибирска? (Геннадий, Новосибирск)

Геннадий, я сторонник того, чтобы форма соответствовала содержанию. Если жена пастора руководит церковью, то ее нужно избрать старшим пастором церкви, а мужа – помощником пастора. :). Но не уверен, что в ЦЗ именно так обстоят дела.

 

Петр, являетесь ли Вы в данный момент членом какой-нибудь церкви? Если да, то чем обусловлен Ваш выбор? (Олег, Новосибирск, Россия.)

Я верю в то, что человек должен быть членом поместной церкви. Не знаю, как это объяснить, кроме как Божьей милостью, что мы с женой и детьми всегда были в самых лучших церквах - “Филадельфия” в Ижевске, Церковь Завета в Новосибирске (в те еще времена), “Слово Жизни” в Саратове. Сейчас мы в одной из лучших церквей северо-запада США – ONE. Если вы понимаете по-английски, очень рекомендую проповеди пастора Уилла Маккейна (http://onespokane.com/). В нашем с женой выборе есть рациональные и иррациональные критерии.

Во-первых, мы обращаем внимание на то, чтобы в церкви была библейская проповедь – не либеральное богословие, не предания старцев, не словесная эквилибристика. Далее, для нас необходимо, чтобы в этой церкви верили в крещение Духом Святым. Чтобы на богослужениях было время для поклонения и молитвы. Для нас, как родителей, важно, чтобы детям и молодежи уделялось дополнительное внимание. Но поскольку таких церквей много, то решающим фактором оказывается внутреннее свидетельство в духе, которое у нас женой оказывается одним. Нам не нравится переходить из одной церкви в другую, поэтому если возникает недовольство тем или иным, мы начинаем об этом молиться, пытаемся обсуждать эту тему в церкви, сосредотачиваемся на своем служении (так недостатки других меньше бросаются в глаза :)) и, как правило, со временем проблема решается.

 

Уважаемый Петр, насколько я понимаю и знаю вы стали жертвой тоталитарного управления пастора который поставил Вас в служение пастора передав вам церковь и у вас довольно неплохо получалось в меру ваших сил и способностей, но в связи с тем что у него не получилось в жизни достичь того что он хотел он попросту вернулся обратно и найдя причины попросил вас восвояси, найдя для этого причины. Это правда? Скажите как вы лично пережили это и смогли ли вы простить его? Спасибо. (Павел, США)

Павел, спасибо за сочувствие. Правда я жертвой себя не считаю и благодарен Богу за то время, которое Он позволил мне служить в Церкви Завета. Это один из лучших периодов моей жизни. Но коль скоро Бог распорядился так, чтобы мне уехать оттуда, то мне не на что жаловаться, тем более, что после того Он благословил меня еще более интересным периодом жизни. А вот что вызывает во мне негодование, так это скверное обращение с моими друзьями, лживые обвинения в их адрес.

Теперь о прощении. Писание говорит о том, чтобы прощали друг друга, как “Бог во Христе простил нас” (Еф.4:32). Бог простил нас еще до того, как мы попросили у Него прощения. Однако личные отношения с Ним у нас появились только после того, как мы перестали враждовать с Ним, после того как обратились к Нему с покаянием. Подобное происходит и между людьми. Мы не должны требовать сатисфакции от обидчика, носить в сердце горечь против него, вынашивать идеи мести или наказания. Нужно простить, т.е. отпустить этот долг. Не требовать возмещения ущерба, в том числе эмоционального. Восполнить свою потребность в утешении и поддержке у Бога. Проверено: Дух Святой – лучший в мире утешитель. Но вот следующий шаг – восстановление отношений - возможно только при добром отношении к вам другой стороны. Поэтому на ваш вопрос, Павел, простил ли я? - отвечаю совершенно определенно: да. А вот восстановились ли наши отношения? Увы, пока нет.

 

Что такое ИСТИННАЯ вера? (Марина, Москва)

Ох, Марина, ну и вопросик вы подкинули. Само собой, истинная вера – это та, которую я исповедую. :)

 

Как соотнести распространенную проповедь о чуть ли не "всеобщем" пробуждении со словами: Сын Человеческий, прийдя, найдет ли веру на земле? Или мы настолько далеки от тех событий, что пробуждения еще успеют уйти в забвение к приходу Христа? (Григорий, Зоринск, Украина)

В самом деле, выглядит как противоречие. С одной стороны, Библия говорит о том, что общее число спасенных Богом людей будет столь велико, что его трудно будет исчислить, как об этом написал апостол Иоанн в Откровении: “После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих” (Откр.9:7). Думаю, что здесь речь идет не о нескольких тысячах, и даже миллионах людей (“никто не мог перечесть”). Откуда они возьмутся? Таких масштабов пробуждения еще не было в истории земли.

С другой стороны, Иисус, а вослед за Ним апостолы, предупреждали о нарастающем умножении зла в мире в последнее время: “Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет”. (Мф.24:21). “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк.18:8). “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие”. (2Тим.3:1-4).

Как соединить эти два, на первый взгляд, взаимоисключающие пророчества? Я думаю, что ответ заключается в том, что и великое пробуждение и великое отступление произойдут одно за другим, сменяя друг друга за короткий промежуток времени. Кстати, ускорение процессов характерно для последнего времени.

 

Петр, здравствуйте. Уже второй год сижу на вашем подкасте "ежедневного чтения Библии". Спасибо. Как у вас появилась идея записать этот подкаст? И как вам удается держать баланс духовного и разумного (упаси Бог, ничего не противопоставляю, но ваши публикации очень смелые как для христианского служителя, наверное иногда вам и достается за них). (Алена, Киев)

Спасибо, Алена, вы меня здорово воодушевляете. Однажды в разговоре мой старший брат Сергей бросил такую фразу: “Я хочу делать то, что никто не делает”. Эта фраза запала мне в сердце. К тому времени никто не делал еще ежедневных подкастов – это была первая причина. Далее, мне не нравится делать то, что не приносит пользу мне самому. А чтение Библии пользу мне приносит – это точно. И наконец, мне хотелось хотя бы раз прочитать Библию от корки до корки, по ежедневному расписанию. Так что видите, Алена, какие эгоистические мотивы двигали мной в процессе записи аудиобиблии. :) Наконец, последним аргументом стало то обстоятельство, что интернет сделал доступным подкасты по всему миру.

Насчет баланса – это к моей жене, Инне. Если бы не она, я бы уже давно стал экстремистом и, наверное, испортил бы отношения со всеми. Она очень чуткая к людям, а я нацелен на идею, она духовно более чувствительна, я - более рационален. Когда мы смешиваем и то, и другое, то получается баланс. Все, что я пишу (ну, почти все) приношу на ее суд. Как говорил один мудрый человек: “Если тебе удастся убедить жену, значит удастся убедить остальной мир”.

 

Петр, какие реальные шаги на ваш взгляд должны делать христиане (кроме молитвы) чтобы что-то изменить в окружающем мире? Или не нужно? Ведь в писании написано "в последнее время ..." (Игорь, Новосибирск, Россия)

Примечательно, что последняя глава самой последней книги Библии, говорящая о самом последнем времени, содержит такой призыв: “Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (Откр.22:11-12). Значит, нужно продолжать жить. Я понимаю так. До последнего делать то, что должен, а об остальном позаботится Господь. Независимо от того, изменится ли окружающий мир в результате наших дел, или нет. И такого не бывает, чтобы человек “просто молился”. Конечно, если нам нужно отмахнуться от кого-нибудь, мы можем сказать: “Брат, я буду молиться об этом”, что в переводе на нормальный человеческий язык значит: “Не приставай ко мне больше!” Но если мы всерьез о чем-то молимся, мы обязательно что-то и делаем в соответствии с молитвой. Если мы очень хотим получить хорошую работу, мы усиленно молимся, и делаем все, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя. Если мы хотим жениться на самой лучшей девушке, то стараемся изо всех сил выглядеть первым парнем на деревне. Даже стихи сочиняем, чего потом стесняемся всю оставшуюся жизнь. (Самое интересное, что они ей продолжают нравиться :)). Если хотим спасения своим друзьям, то усиленно молимся, но также и подсовываем книги, устраиваем знакомства с добрыми христианами, приглашаем на чай, ходим вместе в бассейн и т.д. Поэтому я бы сказал, что наши дела – это то, что мы предпринимаем не кроме молитвы, а в продолжение ее, в развитие, в подтверждение ее.

 

Какие ваши любимые книги - христианские и не христианские. Что вы бы порекомендовали прочитать современным христианам? (Оля, Украина)

По молодости я зачитывался Достоевским. Думаю, это необходимое чтение для каждого молодого человека. Потому что лучше Достоевского никто не описывает напряженную борьбу между добром и злом, которая происходит в душе каждого. Молодые люди очень болезненно воспринимают любую несправедливость, особенно по отношению к себе, пребывая в блаженном неведении о собственной испорченности.

Очень хорошо о русском христианстве пишет Николай Лесков. Его “Однодум” - классический тип русского народного религиозного мыслителя. А может быть, мне его творчество близко потому, что его этика скорее протестантская, чем православная.

На формирование моих христианских взглядов сильно повлияли книги Клайва Льюиса, начиная от трактата “Просто христианство”, заканчивая его фантастикой. Если у вас дети, то лучшего вечернего чтения, чем сказки Нарнии не придумаешь. Я читал их со старшей дочерью, со средним сыном и уже прочитали с младшей.

Откровением стали для меня “Три разговора” русского философа Владимира Соловьева. Поразили проницательность автора, то как он видит общество, будущее мира и власть антихриста. Семитомник Александра Меня “В поисках пути, истины и жизни” тоже, на мой взгляд, обязательное собрание сочинений в домашней библиотеке.

Для понимания природы человека, различия между духом и душой, мне здорово помогли книги и проповеди Вочмана Ни – китайского проповедника, ставшего мучеником в маоистских лагерях. “Нормальная жизнь христианина”, “12 коробов полных”, “Духовный человек”. Правда, их стоит читать острожно, чтобы, как выразился один украинский пастор, “не повочманiти” (“не очуметь” - по-русски), ибо речь там идет о глубоких духовных вещах.

Мои семейные отношения упрочились благодаря книгам Эда Уита “Любовь в браке”, Лэрри Крабба “Созидание брака” и другим книгам этих авторов.

Кстати, в чтении книг мне очень помогает исходная установка: “Никто не знает всей истины. Непогрешима только Библия. В любой другой книге есть часть истины и часть заблуждения. Поэтому нет никакой необходимости как отвергать всю книгу, если там есть нечто странное, так и принимать всю книгу за чистую монету, даже если там на первый взгляд все правильно.

 

Насколько ваша семья задействована в служении, которое вам вверил Бог. Принимает ли жена в нем участие? (Сергей, Кировоград, Украина)

Семья играет колоссальную роль в моей жизни. Поэтому все, что мне удается делать, это еще и потому, что в семье теплая доброжелательная атмосфера принятия друг друга. Откровенно говоря, я слишком сильно завишу от семьи. Если случаются какие нелады, то все валится из рук, никакого вдохновения. Надо бы быть сильнее, но пока не получается. Поэтому, если даже жена не принимает непосредственного участия в служении, косвенно она влияет очень сильно. Еще я заметил, что если мне не удается заполучить жену в союзницы, из такого дела толку не будет. Видимо, у женщин есть какое-то чутье, которое недоступно нам, мужчинам. Поэтому я стараюсь не пренебрегать ее мнением. Конечно, если у человека жена летает на метле, боюсь, этот подход не сработает.

 

Некоторые мои знакомые-христиане в США (и не только) и даже служители столкнулись с проблемой что их дети превращаются в "классических" ДВР (детей верующих родителей). Детям ничего не интересно, они занимают себя странными занятиями, интернетом, в церковь не хотят ходить, не говоря уже о ценностях церкви... Что делаете вы в своей семье, чтобы проблема эта не коснулась вас. Насколько взрослые у вас дети? Чем они занимаются? Как видят свое будущее? (Наталья)

ДВР – это вариация ДСР (дети своих родителей). Каждый ребенок, к определенному периоду развития подвергает сомнению ценности своих родителей. Дети атеистов интересуются религией, дети верующих превращаются в агностиков или скрупулезно выискивают противоречия в Библии. Поэтому мы не удивляемся тому, что наши дети тоже производят переоценку ценностей. Я даже считаю, что это необходимо. Ребенок должен перейти от детской веры, усвоенной от родителей, к самостоятельной вере. А значит, он должен искать, задавать вопросы, сомневаться, вести борьбу с самим собой – все это нелегкий процесс становления зрелой личности. И, наконец, наши дети должны лично встретиться с Богом – а это вообще опыт сверхъестественного, неподвластный нашему родительскому влиянию. Вообще, я склонен думать, что возможности родителей ограничены. У многих добрых людей дети не очень добрые, и наоборот, встречаются прекрасные люди, у которых были безответственные родители. Истории Самуила, Давида, Езекии тому еще одно подтверждение.

Но именно потому, что родительские возможности ограничены, их нужно не упускать. Стараться вложить библейские ценности в раннем возрасте, еще до появления синдрома ДВР, на протяжении всей жизни с детьми общаться с детьми, интересоваться их жизнью, не уклоняться от их вопросов, даже неудобных, стараться не изображать из себя людей лучших, чем мы есть на самом деле, поменьше судить других, уметь смеяться над собой, признавать свои ошибки, говорить: “Прости!” даже детям (но не часто :)). И безусловно, постоянно молиться о детях и ежедневно посвящать их в молитве Богу. Но это подводная, невидимая часть айсберга.

Наша старшая дочь уже замужем, служит в церкви ONE в группе прославления, учится на психолога. Сыну – 16, он изучает языки (заставил нас разговаривать с ним по-украински), поступил в университет, в церкви помогает в детском служении, заботится о младшей сестренке, а также о кошке, которую взял из приюта еще котенком и лично дал имя Nebula (лат: “Облако”). Иногда мне кажется, что лучше всего в нашей семье живется именно ей: все ее любят, гладят, обнимают - мыть посуду, пылесосить дом, стричь газон не заставляют.

 

Какие люди наиболее сильно повлияли на вашу жизнь? (Алена, Киев)

В первую очередь это, конечно, мои родители. Именно им я обязан крайне важному умению – в одиночку противостоять толпе. В советское время без этого качества невозможно было сохранить убеждения.

В период поиска ответов на самые важные вопросы о Боге, смысле жизни, особым примером для меня стал мариупольский пастор Александр Петрович Савченко, интеллектуал, писатель, полемист. Я несказанно благодарен ему за то, что он тратил свое время и силы на 16-летнего пацана, принимал меня дома, немотря на занятость, учил умению выступать публично, вести диспуты с воинствующими безбожниками, давал читать свои еще не опубликованные произведения, а также запрещенную в СССР сам- и тамиздатскую литературу.

Другой пастор, Владимир Иванович Франчук вывел меня в миссионерское поле, что резко изменило мою жизнь. Практическому миссионерству я учился у Павла Ивановича Желновакова. Сегодня он – пастор одной из крупнейших евангельских церквей России в Ижевске (Удмуртия), но тогда церковь только зарождалась. Это ни с чем не сравнимые ощущения, когда на твоих глазах рождается новая церковь. Может матери испытывают что-то подобное, давая жизнь ребенку? Тогда же я увидел, наблюдая за его служением, иногда сверхчеловеческими усилиями, которые он предпринимал для основания церквей, что значит быть настоящим миссионером.

Юрий Константинович Коноваленко – пастор, который постоянно ассоциируется в моем сознании со словом “образцовый”. Знание Библии, глубокое почитание Бога и уважение к людям, служение им без устали, не напускная, настоящая скромность. Хотя он уже вернулся домой, к своему небесному Отцу, его характер продолжает влиять на меня.

 

Петр, расскажите, как по Вашему мнению агностицизм противостоит христианству в вопросах знания... Какой Ваш взгляд на веру и знание... (Марк Брянцев, СПб, Россия)

Марк, как я понимаю, в идеальном случае агностицизм не противостоит ни христианству, ни науке, - ничему, поскольку его кредо: “Я не знаю!” дает агностикам возможность избежать конфликтов с любой точкой зрения. То есть, они могут говорить: “Мы не знаем точно, есть ли Бог и сотворил ли Он мир, или материя существовала всегда и живое возникло из неживого”, но каждый из них ведет совершенно определенный образ жизни, из которого явствует, какую точку зрения “агностик” принял “по-умолчанию”, какую философию он исповедует своим образом жизни. Образ жизни верующего в вечного Бога – один, верующего в вечную вселенную – другой, и то, что я вижу на практике, агностики, как правило, живут как атеисты. Разве что, они не такие воинствующие. Хотя наверняка из этого правила есть исключения, на мой взгляд агностицизм – это лень разума, попытка убежать от ответа на принципиальные вопросы бытия. Кстати, несерьезность агностицизма доказывается еще и тем, что, как пишет английский мыслитель Пол Джонсон, “в хосписах среди умирающих, среди солдат на поле битвы или среди пассажиров, терпящего бедствие самолета или корабля, совсем немного атеистов, и по крайней мере на время, нет ни одного агностика”.

 

В качестве второго вопроса интересно узнать Ваш взгляд на вопрос предопределения... если можно пошире... Спасибо :) (Марк Брянцев, СПб, Россия)

Я верю в предопределение. Но доктрина о предопределении – это попытка взглянуть на себя, живущего во времени и пространстве, глазами вечного Бога. Понятно, что эта попытка слишком рискованна и нечасто увенчивается успехом. Подобные трудности мы испытываем, пытаясь постичь троичность Бога. Все образы, используемые для того, чтобы понять формулу “один – в трех лицах”, очень приблизительны. Все равно, что пытаться объемную фигуру передать с помощью двух измерений. Чаще всего получается как картина “Сеятель” у Остапа Бендера, который положил Кису Воробьянинова на большой холст и обвел его контуры.

В таких случаях, когда требуется понять божественную природу, богословы используют принцип дополнительности. Например, “Бог один” плюс “Бог – в трех лицах”. Эти два тезиса взаимоисключают друг друга, но поскольку речь идет о природе Бога, безграничного, непознаваемого ограниченным человеческим умом, то мы соглашаемся с тем, что описание Божьей природы с необходимостью должно выходить за рамки нашего человеческого опыта.

Так и предопределение. Если Бог заранее предопределил мою жизнь до последенего дыхания, то как можно говорить о моей свободе выбора? На земле именно так: если композитор расписал симфонию по нотам до последней строчки, предопределил ее, то у исполнителя нет никакой свободы выбора. А вот с Богом – иначе: Он хоть и расписал мою жизнь наперед, до последнего вздоха, у меня тем не менее есть свобода выбора. Абсурдно? Так ведь мы говорим о Боге, который действует, по словам Александра Александрийского “не по подобию материального процесса”, т.е. библейское предопределение – это не детерминизм.

Кстати, практический опыт жизни показывает, что те люди которые верят в предпределение, живут более счастливой, разнообразной жизнью, гораздо свободнее чувствуют себя перед выбором того или иного, не боятся рисковать, потому что, как говорил апостол Павел, “Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа”. (1Фес.5:9) .

 

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. (Дан.12:2) О чем это место Писания? Разве души умерших верующих сегодня не на небесах со Христом? (Алексей, Сибирь)

Апостол Павел верил, что если он умрет, он окажется с Господом на небесах: “Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа”. (2Кор.5:8). “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христ

Если Вы зарегистрированы

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”