Добавить новость
Частые вопросы
Реклама у нас

Владимир Мацкевич ответил на все вопросы веб-конференции

Мацкевич Владимир Владимирович, протестант (кальвинист), участник акции пост-голодовка в защиту здания церкви «Новая Жизнь» в октябре 2006 года.

Белорусский мыслитель, методолог, философ. Родился 14 мая 1956 года в городе Черемхово Иркутской области (Россия) в семье, депортированной из Западной Беларуси. Вырос в городе Гродно, куда в 1966 году вернулась семья Владимира Мацкевича. Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета (1982).

В период своей жизни в Латвии (1987-1992) был преподавателем Лиепайского пединститута (Латвия, 1987-1989); занимался организационным консалтингом в Риге, Красноярске, Москве, Калининграде (1988-1994); был советником в Департаменте по национальным вопросам первого правительства Латвийской Республики (1991-1992). По приглашению коллег вернулся в Беларусь в 1994 году для работы над Концепцией реформы системы образования.

Учредитель и руководитель Агентства гуманитарных технологий (с 1994). Инициатор и участник «Мiнскага фiлязофскага кола», организатор сети методологических и философских семинаров в Минске, бизнес-консультант.

Разработчик, автор и ведущий трех цикловых передач на Белорусском телевидении (1995-1997); автор и ведущий ток-шоу «Выбор» (2003).

Один из инициаторов создания христианско-демократической партии (2005). С 2004 года инициатор и лидер Движения (Рушэння) за освобождение Беларуси от тоталитарного наследия.

Веб-сайт: www.worvik.com

 

Когда Вы познакомились c Иисусом Господом нашим и насколько близки отношения с Иисусом? Спасибо!!! (Василий Симферополь Украина)

Сначала отвечу просто: летом 2000 года. Потом, если рассказывать подробнее, оказывается, что никакой простоты в этом нет. Это печальная и радостная история одновременно. Христос знал меня всегда, и я чувствовал Его заботу, но не знал, что это Он, и, что это Его забота. Это как у детей, родители знают нас с рождения, а мать даже до нашего рождения, но мы-то помним родителей наших не раньше, чем помним сами себя. Уважаемый Василий из Симферополя, можно я спрошу Вас, в свою очередь? Когда Вы познакомились с собой? Спрашивая Вас об этом, я отвечаю Вам на вопрос о том, насколько близки мои отношения с Иисусом. До знакомства с Ним я не знал себя. Он открыл Себя мне, и меня самого мне же открыл. До этого Он даже чудеса творил в моей жизни, отвечая на мои молитвы, а я Его не знал. Насколько близки – Вы спрашиваете? Не знаю, просто без Него меня нет. Или иначе – пока я Его не знал, я был кем-то другим, не тем, кто я есть сейчас. Совсем недавно я уже рассказывал на Invictory о своем пути к Богу: http://news.invictory.org/issue17421.html.

 

Здравствуйте Владимир Владимирович. У меня такие вопросы:

1. В вашей биографии написано что вы (По приглашению коллег вернулся в Беларусь в 1994 году для работы над Концепцией реформы системы образования.) – Насколько реально сейчас в Беларуси ввести уроки по изучению Библии, а так же добавить в учебники информацию по сотворению мира (факты, доказательства), как альтернативу эволюции (ведь в доказательства теории эволюции нет ни одного факта)?Г Как с этим обстояли дела в 1994 году, когда вы помогали реформировать систему образования?

2. Насколько реально появления в Беларуси христианского радио (на FM) и телевидения (ТБН, CNL и др.) не только в кабельных сетях, но и на радиочастотах? Этим у нас в Беларуси кто-нибудь занимается? Насколько возможно начать показывать по национальным каналам (ОНТ, БТ) разные христианские передачи, нельзя ли хотя бы раз в неделю выделить 1-2 часа под это? Насколько реально протолкнуть христианскую музыку на радио ОНТ, ведь существует много хороших христианских песен, и даже у нас вышел диск с белорусской христианской музыкой (Белорусский Христианский Хит)?

3. У нас в Беларуси вообще кто-нибудь занимается распространением в Белоруссии христианского радио и телевиденья, а также внедрением христианских передач в национальные каналы и внедрения учения о сотворении в учебные заведения? Как вы сами этому способствуете, или в каком вы направлении трудитесь для пробуждения в Беларуси? (Олег, Минск, Беларусь)

1. В 1994 году школа была в полном упадке. И не только в материальном смысле, но и в моральном и духовном. И сейчас мало что изменилось в школе в моральном и духовном плане. Я, увы, не помог реформировать систему образования. Меня и моих коллег отстранили от участия в процессах реформ. После государственного переворота в ноябре 1996 года была ликвидирована парламентская комиссия по подготовке нового Закона об образовании, в которой участвовал и я. Все, сколь-нибудь компетентные, специалисты были отстранены от реформирования образования. Для многих даже введен негласный «запрет на профессию». В том числе и я не имею возможности преподавать в государственных учебных заведениях.

Было бы очень хорошо, если бы люди науки были знакомы с Библией. Мы уже год проводим изучение Библии в нашей организации АГТ&ЦСИ для желающих, приходят и неверующие, кандидаты наук. Занятия проводит доктор теологии Ирина Дубенецкая. Однако, было бы хорошо, если бы и верующие знакомились с научными достижениями. Вот Вы говорите, что нет никаких доказательств эволюционной теории. Это не так. В доказательство теории эволюции существует много фактов. Если бы их не было, не было бы и теории. Дарвин не был глупцом, напротив, он был очень и очень добросовестным ученым. После него многие поколения ученых добывали все новые и новые факты. В том числе и христианские ученые в этом принимали участие, назову только самый известный пример – Тьяр де Шарден, католический теолог, философ и антрополог, вел раскопки в Китае и исследовал останки синантропа, это один из видов древних ископаемых людей, очень близких к обезьянам. Сегодня найдены останки десятков видов древних людей и весьма близких к людям человекообразных существ. Давайте не будем уподобляться неучам, и закрывать глаза на существующие факты, это не идет на пользу делу. Факты в пользу теории эволюции существуют, и весьма убедительные. Другое дело, как понимать и трактовать эти факты? Противоречат ли факты, говорящие в пользу теории эволюции библейскому учению? Нисколько! Знаем ли мы, кто такие «нефалим» (или их иногда в переводах называют исполинами, что не правильно), о которых упоминается в стихе 4, 6-й главы книги Бытие? А что наука об этом знает? В начале 6-й главы книги Бытие говорится о «развращении человеков на земле» (Быт.6,5), но не об их внешнем виде. Куда важнее, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», чем их вид и строение скелета. В Быт.6,6 говорится: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». Библия не вдается в подробности, она говорит о самом важном, но при внимательном отношении можно найти и указания на то, что может искать и исследовать наука. Давайте, почитаем то, что написано перед историей потопа, например Быт.6,11-13. Там говорится не только о моральном разложении, но и о плоти: «Но земля растлилась пред лицом Божиим … всякая плоть извратила путь свой на земле … конец всякой плоти пришел пред лице Мое … и вот, Я истреблю их с земли». Потом был потоп. Нужно ли отвергать факты находок допотопных людей? Ведь наука занимается поиском таких фактов. Это ее работа, ее призвание. Наука только исследует то, что создано Богом. Иногда она строит гипотезы и теории о том, как происходило творение. Поэтому теория эволюции описывает, может быть, всего лишь фрагмент, один из этапов творения. Т.е. она всего лишь часть теории креационизма.

2. Изредка в беларусском эфире появляются христианские передачи. Я сам несколько раз видел на 8-ом канале и по СТВ. Основные же каналы – ОНТ и БТ – передают только официоз, праздничные богослужения в кафедральных соборах православной и католической церкви на Пасху и на Рождество. Заниматься продвижением христианских передач на основные теле-радиоканалы необходимо, но в настоящее время, при существующей государственной идеологии «православного атеизма», вряд ли мы достигнем больших успехов. Сейчас лучше пропагандировать среди верующих международные христианские телеканалы TBN, CNL и др. Тем более, что иногда эти каналы делают передачи и из Беларуси. Наверное, в последнее время появилась возможность продвигать христианскую музыку в эфир, в связи с «потеплением» отношения теле-радиоканалов к беларусской музыке. Правда, когда на экране появляется «Новый Иерусалим», телевидение стыдливо умалчивает о том, что это за группа. То же самое можно сказать и про группу «Спасение». Не может не радовать, что христианской музыки становится все больше и больше, а сама музыка – все качественней.

3. Насколько я знаю, никто специально этим не занимается. Пять лет назад один из первых выпусков ток-шоу Выбор я хотел посвятить обсуждению готовившегося тогда Закона «О свободе вероисповеданий», но мне не удалось этого добиться, а потом мне и вовсе запретили работать на телевидении. В Беларуси есть небольшой круг христианских журналистов, но они пока малоактивны и маловлиятельны. Что касается внедрения христианского учения в учебные заведения, то здесь можно отметить несколько тенденций: 1. Насаждаемая сверху тенденция на внедрение православия в учебные заведения. Ничего хорошего я в этом не вижу. Нельзя допускать, чтобы только одна из конфессий пользовалась поддержкой и покровительством со стороны государства. В этом смысле государство должно выполнять Конституцию и принцип об отделении церкви от государства и школы от церкви. У нас многоконфессиональная страна и все конфессии должны быть в равном положении. Правда, из последних заявлений академика Рубинова и президента Лукашенко можно сделать вывод, что государство идет на некоторые уступки, и отказывается от однозначной ориентации на православие. Поживем – увидим. 2. Другая тенденция еще только намечается; она состоит в том, что среди преподавателей учебных заведений увеличивается число христиан. А христиан среди преподавателей распознать достаточно легко, даже если они ни слова не говорят о Боге. Я помню случай после одной из лекций, когда я еще мог преподавать, ко мне подошла слушательница и сказала: «Вы, наверное, христианин?». Хотя, тема моей лекции была совсем не связана с религией. Довольно часто такие эпизоды происходят с моей женой, преподающей в университете менеджмент и педагогику.

На последнюю часть Вашего вопроса могу ответить совсем просто. Сейчас я работаю в основном в третьем секторе, причем двояким образом. С одной стороны, берясь за любую работу, я говорю, что делаю это как христианин, с другой стороны, вовлекаю в общественную деятельность христиан из разных церквей, по мере возможности.

 

Про вас написано, что вы были одним из инициаторов создания христианско-демократической партии (2005). Вопросы: должна ли церковь участвовать в политике? Насколько реально сегодня в Беларуси может быть влияние христианской партии на происходящие процессы? Что вы думаете про "Новый мировой порядок" А.Ледяева? (Евгений, Минск)

Еще в 2003 году Павел Северинец пригласил меня на встречу, где образовался оргкомитет создания христианско-демократической партии. В 2005 году я как раз вышел из состава этого комитета, потому что не смог достичь согласия с остальными участниками. Мы тогда уже организовали свое Движение, мы называли его по-беларуски «Рушэнне». Одной из дальних целей нашего Движения является и христианская партия. Но в настоящее время это совсем не актуально, потому что при нынешнем политическом режиме партийная деятельность практически невозможна. По инерции еще существуют несколько оппозиционных партий, но они заняты уже не столько активной политикой, сколько самовыживанием. Вы ведь можете помнить (или прочесть об этом), что в некоторых странах соцлагеря, например, в Польше или ГДР существовали «многопартийные» системы. Режимы в этих странах позволяли нескольким партиям, возникшим до установления диктатуры, существовать на положении марионеточных и декоративных структур. В ГДР, в том числе, существовала и христианско-демократическая партия. Разве нам такое нужно? Думаю, что нет. Поэтому мы приостановили деятельность по созданию партии, но когда в стране восстановится парламентская деятельность, мы к этому вернемся, потому что христиане обязаны влиять на общественное устройство, на политику, на положение дел в стране. Я разделяю представление, высказанное одним из американских общественных деятелей прошлого века, что: «если нами не правит Бог, то нами будут править тираны». Вы хотите, чтобы нами правили тираны? А если политики не руководствуются нормальной системой ценностей, то тирания неизбежна. А я не знаю лучшей системы ценностей, чем та, что изложена в десяти заповедях и Нагорной проповеди Иисуса Христа и не устану ее пропагандировать, в том числе и в политике.

Церковь не должна участвовать в политике, но христиане обязаны в ней участвовать. Вот этот взгляд, что христиане обязаны влиять на политику и общественные процессы объединяет меня с Алексеем Ледяевым, хотя, мы придерживаемся разных доктрин в вероучении. «Новый мировой порядок» Ледяева ― романтичная книга пламенного христианина. Я не разбирал ее аналитически или критически, но понимаю пафос и обеспокоенность Алексея Ледяева. Меня беспокоят и волнуют такие же вопросы, и нам, всем христианам, необходимо искать действенные ответы на них.

 

Владимир, здравствуйте! Хотел бы задать Вам следующие вопросы:

1. Каково ваше отношение к Европейскому Союзу в том виде, какой он представляет собою сегодня? Каким Вы видите будущее Европы в свете происходящих там социально-политических процессов?

2. Каково место Беларуси в современной Европе? Должна ли она стремиться к тому, чтобы стать членом Евросоюза, или же, на ваш взгляд, после смены политического режима, ей следует заявить о своем нейтралитете и неприсоединении к разного рода военным и политическим блокам и организациям, став своего рода мостом, связующим Запад и Восток?

3. Как Вы относитесь к т.н. "белоруской демократической оппозиции" и ее лидерам? Видите ли Вы в ней потенциал или же старые лидеры свое уже отыграли, и пришло время дать дорогу молодым? Видите ли Вы в современной Беларуси потенциальных лидеров, которые действительно могли бы увлечь за собой людей, повести их навстречу переменам?

4. Каково Ваше личное отношение к тому, что во время своих акций оппозиция использует все большее количество символики и атрибутики Евросоюза, что, в какой-то степени, характеризует ее ценностные ориентации?

5. И, наконец, хотелось бы узнать Ваше отношение к лозунгу "Запад нам поможет" в преломлении на Беларусь и другие страны (Ирак, Афганистан и т.д.). Имеет ли смысл агрессивно навязывать демократию и западные ценности тем народам, которые, в большинстве своем, к ним не особо и стремятся? (Юрась, Брест, Беларусь)

1. Юрась, давайте сразу разделим политическое надгосударственное образование Европейский Союз и сегодняшние культурные и моральные тенденции в Европе. Мне крайне не нравятся некоторые тенденции в современной Европе. Но другое дело Евросоюз, как политическое межгосударственное образование. Европа уже объединилась, это совершенно новый тип объединения наций в истории. И особенно важно, что это объединение наций достигнуто именно в Европе, в которой начинались обе Мировые Войны и история которой всегда была переполнена войнами, агрессией, колонизацией. У Евросоюза есть недостатки, но надеюсь, что это болезни роста. Единственное, что мне совсем не нравится, так это их Конституция, в проекте которой из-за гипертрофированной политкорректности умалчивается о христианских корнях, христианском фундаменте европейской цивилизации. Опять же, хотелось бы надеяться, что причина этого только в политкорректности, а значит, она все-таки преодолима. Ведь если Европа совсем откажется от своих христианских корней, возобладают как раз те самые негативные тенденции, и от Европы практически ничего не останется. В целом, я вижу большие перспективы в будущем Евросоюза.

2. Я думаю, что место Беларуси в Евросоюзе и в НАТО, хотя, я готов признать, что возможны и другие формы отношений с этими международными организациями. Например, норвежцы проголосовали на своем национальном референдуме против членства Норвегии в ЕС, но на уровне двухсторонних и многосторонних договоров Норвегия принимает общеевропейские стандарты и встроена во все европейские программы. Норвежцам доступно все то, что доступно и другим европейцам из ЕС. И Беларусь могла бы также. То же самое и с НАТО. Возьмем, например, Швецию или Финляндию, они члены ЕС, но не входят в НАТО, в отличие от Норвегии, члена НАТО, не входящей в ЕС. И последнее, что я хотел бы здесь сказать, давайте не придавать чрезмерного значения красивым словам. Ну, например: нейтралитет. Нейтралитет ― это очень сложная и ответственная политика. Чтобы быть нейтральной страной, нужно заслужить это право, добиться этого. Нейтральным может быть только государство, обладающее высоким устойчивым авторитетом на протяжении многих и многих лет. Таким примером являются Швейцария и Швеция. В устах у многих беларуских политиков слова о нейтралитете ― это чистое пустословие. За нашей страной числится столько ошибок и грехов, что нашим громогласным заявлениям о нейтралитете все равно в мире никто не поверит. Нам еще предстоит пройти через глубокое покаяние, только после этого, мы всерьез можем говорить о выборе самостоятельной политической линии в международных отношениях. А наша страна еще очень далека от покаяния. И пока мы не самоопределились, пока мы на перепутье, история не ждет, Европа движется и развивается, и мы рискуем окончательно выпасть из исторического процесса.

3. Я так много и часто говорю о современной беларусской оппозиции и о ее лидерах, что надеялся, что хоть на веб-конференции, на христианском мегапортале, мне придется отвечать на несколько иные вопросы. Но раз вопрос задан, повторю. Беларусская оппозиция растратила весь потенциал, который у нее был, потеряла все позиции. Наступило другое время, время других действий. Сегодня реальной оппозицией беларускому режиму является каждый честный человек, живущий своим трудом, а не на подачки государства, руководствующийся своим умом, а не так называемой государственной идеологией. Те, кто живет по совести ― это и есть реальная, а не так называемая, как вы написали, оппозиция. Вижу ли я потенциальных лидеров в современной Беларуси? Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Скажите, а был ли юный Давид лидером, когда Самуил по Божьей воле помазал его на царство? Я думаю, каждый Саул должен помнить, что всякая власть от Бога, если он, каким бы могучим царем ни был, пойдет против Бога, Бог найдет на смену ему Давида. Я знаю в Беларуси много талантливых молодых людей, и занимающихся непосредственно политикой, как Павел Северинец, и тех, кто хорошо делает свое дело в других областях. Когда придет время, Богу будет на ком остановить свой выбор.

4. Нормальное отношение. Евросоюз и влиятельные европейские государства поддерживают демократию и борьбу за свободу в Беларуси. Это союзники всех свободолюбивых и демократических сил в нашей стране, поэтому неудивительно, что их символика пользуется популярностью. И неудивительно, что Россия утрачивает популярность, потому что поддерживает диктатуру, коррупцию и беззаконие. Ведь сколько бы не было визитов первых лиц государства в Иран, Китай, Венесуэлу, популярности лидерам этих стран не добавится.

5. Юрась, нельзя и не надо никому ничего навязывать. Помочь можно только тому, кто сам что-то делает для собственного блага. Европа и Запад, как Вы говорите, ничем не может помочь талибам в Афганистане и террористам в Ираке, не может Европа помочь и диктаторскому режиму в Беларуси. Но людям, жаждущим свободы, права, порядка, Европа оказывает посильную помощь, где бы они не жили: в Ираке, в Афганистане или в Беларуси. Вы лично, к чему стремитесь? Ведь именно от того, к чему Вы стремитесь и зависит то, кто будет Вашим союзником и кто сможет оказать Вам помощь. Но надеяться на то, что Запад, или кто-то другой, решит наши проблемы ― тщетно. Реальная помощь исходит только от Бога и от Бога же приходит победа, и она будет. И она будет только тем, кто, полностью полагаясь на Бога, делает сам все, на что способен.

 

Приветствую Вас, брат Владимир! Прочитал Ваше интервью на портале, спасибо за актуальные и свежие мысли. Как Вы думаете, виновны ли христиане в том, что происходит у нас в стране? Я имею в виду наш строй и возврат к советскому прошлому. Или наоборот, может, виновны те христиане, которые недовольны тем, что происходит и которые бунтуют против нынешнего строя? И еще один вопрос: как долго это состояние в нашей стране будет продолжаться, по Вашему мнению? (Алесь, Минск, Беларусь)

Спасибо, Алесь, за Ваш интерес к тому, что нас всех волнует. Вы спрашиваете, виновны ли христиане в том, что происходит у нас в стране? Я думаю, да. Христос создал Церковь, чтобы она была солью земли и светом миру, и если в этом мире что-то не в порядке, значит, мы виноваты, значит, мы не выполнили своего призвания. Христос, не имея греха, взял на себя все наши грехи. А Церковь тоже принимает на себя грехи мира, и кается от имени мира в грехах. Кто, как не христиане должны принять покаяние за грехи, ошибки и преступления беларусов в ХХ веке и до последних дней? Христиане не бунтари и не революционеры, но это не значит, что христиане мирятся с грехом и злом. Христос изгонял торговцев из храма, должны ли мы молчать, когда храмы разрушаются? Совесть ― это такой орган, посредством которого мы чувствуем боль, когда в мире что-то неладно, и наша христианская совесть не переставая сигнализирует нам о том, что в стране многое неладно. Мне очень нравятся слова из Второзакония 5:31, 33 «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение». Вы спрашиваете, как долго будет продолжаться нынешнее состояние? Я не могу назвать даты, но я точно знаю, что оно будет продолжаться до тех пор, пока мы не осознаем, что эта земля дана нам во владение. Это наша земля, и мы на этой земле хозяева подвластные только Господу. Блажен народ, Господь которого есть Бог. Бог, а не Лукашенко, не правые, не левые.

 

Как Вы считаете, христиане должны заниматься политикой? (Сергей, Кировоград, Украина)

Скажите, Сергей, а когда Иоанн писал «Откровение», обличая имперские власти, он занимался политикой? Когда Павел требовал суда кесаревого, он не апеллировал к политике? А когда Иеремия проповедовал о том, как иудейскому государству вести себя по отношению к вавилонской агрессии, он проповедовал не о политике? Понимаете, если кто-то знает о политике только то, что это грязное дело, то конечно, от нее нужно держаться как можно дальше, и тогда политика займется вами, как Ирод занялся Иоанном Крестителем, обезглавив его. Но все ли Вы знаете о политике? Аристотель определял политику как искусство ведения общих дел. Скажите, обуздание коррупции в Украине не является общим делом украинцев, и христиан, и не христиан? Это, да и многое другое ― это наше общее дело. Пристало ли христианам уклоняться от общих дел? Я думаю наоборот, мы должны быть первыми, мы должны быть лучше других в наших общих делах. Это церковь должна быть вне политики, но не христиане. Церковь воспитывает христиан, Иисус отвращает христиан от зла, и именно поэтому христиане могли бы быть лучшими политиками. И те страны, те государства, в которых христиане хоть на короткое время в истории получали возможность учредить и обустроить политический и государственный строй, становились самыми успешными и самыми процветающими, и Божье благословение им простиралось на многие поколения вперед. Вы хотите, чтобы Украина процветала? Если да, то ответьте для себя на вопрос: кто, как не христиане, смогут привести страну к процветанию? Не попы, не фарисеи, не те, кто употребляет имя Господа всуе, а именно христиане! Я люблю Беларусь, я хочу, чтобы она процветала, и я как гражданин согласился бы доверить ее только христианским политикам. Ну, а вам, украинцам, виднее, что делать с Украиной.

 

Владимир, здравствуйте. Как Вы относитесь к господину Лукашенко? (Николай, США)

Николай, я бы солгал, если бы сказал, что никогда не испытывал ненависти к Лукашенко, особенно тогда, когда он хвалил Гитлера, когда он врал, когда он покрывал убийц или похитителей Гончара, Захаренко, безвинного телеоператора Завадского. Я не хочу врать. Ненависть к Лукашенко несколько раз пробиралась в мое сердце, но я пытаюсь его полюбить. Христос заповедал нам любить врагов наших. Это очень трудно. Однажды, заменяя пастора в церкви, я говорил проповедь. В проповеди касался вопроса о том, что всякая власть от Бога. Эту проповедь слушали люди, которые сами, или их семьи, пострадали от режима Лукашенко, они стали роптать. Я их понимаю. Очень трудно согласиться с тем, что всякая власть от Бога, в том числе и власть Лукашенко, и власть Гитлера, Ахмадинижада и Фиделя Кастро. Но это так, по крайней мере, нас так учит Писание, и нам надо постараться это понять. Но понимание не значит согласие с преступлениями и грехом. Христос учит нас ненавидеть грех и зло, но любить врагов наших, даже если именно они и творят грех и зло. Я в оппозиции к Лукашенко и его режиму, я ненавижу то, что Лукашенко и его режим делают с моей страной, но я пытаюсь его понять и полюбить. У меня это с трудом получается, да и то, только тогда, когда я молюсь об этом. Но ведь и у Лукашенко есть шанс на спасение, как такой шанс был у ассирийского царя, когда Бог послал Иону в Ниневию проповедовать покаяние. Бог никого не оставляет вне Своей любви, никого из самых малых сих. Как я отношусь к Лукашенко? Так и отношусь, молюсь, чтобы он покаялся. Но понимаю, что зло исходящее от него не в нем одном, а в том, что весь беларусский народ не желает каяться в содеянном за время советского пленения, не желает каяться в злодеяниях 1937 года, в попустительстве злу и преступлениям, в своем страхе, малодушии и равнодушии. Да, Лукашенко греховен, и режим его преступен. Но это все нам в наказание, без покаяния беларусы не избавятся от этого.

 

Как бы Вы оценили деятельность Московского патриархата в России (Юра, Россия)

Видите ли, Юрий, «не судите, да не судимы будете». Я бы вообще не считал себя вправе судить деятельность Московского патриархата в России, живя и самоопределяясь в Беларуси, если бы Московский патриархат не вмешивался во внутренние дела моей страны, если бы он не награждал деятелей беларусского режима, если бы не объявлял Беларусь своей канонической территорией. Я христианин протестант. Мы с 16 века исповедуем Христа в Беларуси. За четыре с половиной столетия были разные времена, бывали рассветы, пробуждения и гонения. Мы ничего не имеем против православных Московского патриархата, у нас один Бог, одна вера, одно крещение. Но мы не приемлем диктата, давления и монополии на учение. Это моя позиция. Иногда у меня возникают сомнения, я обращаюсь к Писанию и испытываю, верна ли эта позиция, верны ли те или иные убеждения, которых я придерживаюсь. А как иначе? Более пятидесяти лет назад мать родила меня в далеком сибирском городе, где из 120 тысяч населения половина была ссыльными. На весь город была только одна христианская церковь, православная Московского патриархата. Все христиане крестили в ней своих детей, я тоже был крещен в православной церкви. Как я отношусь к деятельности Московского патриархата? Во многом эта деятельность мне не нравится. Но и патриархи: Московский, Константинопольский, хоть Эфиопский ― рядовые верующие, как и все мы, братья во Христе. И если мы Христа ставим во главу всего, то все проблемы и недоразумения разрешимы. Но если мы, Московскую, Римскую или какую иную резиденцию ставим выше этого, если то, что кто-то из нас Кифов или Аполлосов мы считаем более важным, чем-то, что мы христиане, тогда нам будет трудно договориться.

 

Почему в Беларуси христиане такие вялые? Ведь если так будет продолжаться, то их задавят окончательно. (Макс, Минск)

Да, Вы правы. Помните из Откровения Иоанна послание к Лаодикийцам, Откр. 3:14-22? Я так понимаю, что словом «вялые» Вы обозначаете то, что Иоанн называл «ни холоден, ни горяч». Меня это тоже очень волнует, посмотрите мое письмо пасторам по следующей ссылке http://worvik.com/news/2006/06/11/227. Мы не должны быть вялыми, мы обязаны бодрствовать, Матф. 24:42 «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Иногда служители вселяют неоправданную восторженность. А зря! История знает много примеров заснувших, переставших бодрствовать вялых церквей, забывших Бога и свое призвание и переставших существовать. Вспомните притчу о десяти девах из Матф. 25:2 «Из них было пять мудрых и пять неразумных». Я думаю, что пять неразумных, это именно те вялые, о которых Вы спрашиваете. Матф. 25:11-13 «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Мы не должны бояться, что вялых христиан или вялые церкви окончательно будут задавлены беларусскими властями. Бояться нужно того, что Христос не признает вялых. Но церкви и христианам, бодрствующим и горячим сердцем, Христос не даст пропасть. В самые тяжелые и мрачные времена Бог сохраняет Свой остаток. Да, Вы правы, многие христиане в Беларуси вялые, но не все. Ни Сталин, ни Гитлер, никто из советских вождей не смогли победить христиан. Церковь выжила, пережив самые жестокие, безбожные диктатуры. Так было, и так будет, и у каждого есть выбор ― присоединиться к вялым, к тем, кто «ни холоден, ни горяч», или к тем, кто бодрствует, и всегда, в любую минуту своей жизни, готов к встрече Христа.

 

Как бы Вы описали состояние, в котором сегодня находиться Россия? Что ее ждет? (Геннадий, Брест)

Не знаю, Геннадий, я не пророк, я всего лишь философ и методолог, и волнует меня не Россия на Востоке, а моя Родина Беларусь, «земля данная нам во владение». А почему Вас волнует Россия и ее судьба? А Гондурас? Меня волнует судьба христиан в Эфиопии и в Китае, потому что они мои братья. Мне не нравится российский империализм, и мне не нравится, когда в России преследуют и притесняют христиан. Но мне это же не нравится и в Беларуси. Но в Беларуси я что-то могу сделать, а Россия ― это другая страна, я могу только молиться за российских братьев и сестер. И помогать им, если притеснение превысит норму допустимого. Молю Бога, чтобы этого с Россией не случилось.

 

Вы не думали переехать в Европу или Америку жить, возможно, Ваши знания там пригодились бы больше? (Анна, Лондон)

Насколько я помню, минуты слабости, когда я об этом думал, были лет 10-12 тому назад. Но мои знания, умения и силы нужнее здесь. Помните, у Анны Ахматовой в «Реквиеме» были такие слова: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ к несчастью был». Я не осуждаю, и даже понимаю тех, кто уехал, но это не для меня. В романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» Петр бежит из Рима, а навстречу ему Христос с вопросом: «Куда ты бежишь?». Если апостол убежит от своего призвания, то Христу придется умирать еще и еще. Это, конечно, очень пафосно, не каждый из нас апостол, никто из нас не Петр, но это норма для каждого – быть там, где ты нужен Христу.

 

Что такое христианство для Вас? (Наташа, Сумы, Украина)

Какой короткий вопрос и как трудно на него ответить! Наташа, если бы Вы спросили: «Что для Вас Христос?», я бы легко ответил: «Господь. Спаситель. Всё!» А Вы спрашиваете про христианство. Что такое христианство без Христа? Просто религия, просто связь, а если христианство с Христом, то эта связь с Ним, т.е. всё. С тех пор как я узнал Христа, христианство стало моей жизнью, чем бы я ни занимался, а я занимаюсь, как Вы могли прочитать в преамбуле, философией, методологией и общественной деятельностью ― это и есть мое христианское служение. Плюс семья, друзья, в общем – всё.

 

Что будет с церковью "Новая жизнь"? Это правда что Вы принимали активное участие в подготовке акции протеста и посте-голодовке. Я слышал, что Вы советовали, что нужно делать во время этой акции. (Александр, Барановичи, Беларусь)

Церковь «Новая Жизнь» будет жить. Я рад и счастлив, что Бог дал мне возможность познакомиться с людьми из этой церкви, 23 дня поста-голодовки я провел среди них и с ними. Это вам не пуд соли съесть; это 23 дня поста и голода. В церкви «Новая Жизнь» сильные люди и вера их сильна. Порой они наивны и бесхитростны, порою романтичны, но с Божьей помощью у них все получится. А мои советы – всего лишь советы, да я и не люблю давать советы. Просто во время поста-голодовки я делал то, что считал нужным, и объяснял, что я делаю тем, кто об этом спрашивал. На второй день поста-голодовки я был назначен ответственным, чем-то вроде коменданта для группы постящихся и голодающих в здании церкви. Мне удалось предложить некоторые правила и принципы, которые потом продолжали действовать. Я входил в штаб всей акции, но не более того. Я был один из десятков участников поста-голодовки, потому что не мог поступить иначе, но в ее подготовке я практически не принимал участие, я был скорее против голодовки. Я многое писал об этом и говорил в интервью во время самой акции. Это был очень важный период в моей жизни, в жизни церкви «Новая Жизнь» и, смею надеяться, в жизни всех христиан Беларуси. За эти 23 дня я получил незабываемый опыт и урок на всю оставшуюся жизнь. Всеми нами тогда руководил Бог. И только это было условием того, что мы победили. Я не знаю, что будет со всеми нами, в том числе и с «Новой Жизнью» в ближайшее время. Но в перспективе нас всех ждет Царство Божье и Божий Суд. За 23 дня поста-голодовки я понял только одно ― счастье возможно только тогда, когда ты целиком отдаешь себя во власть Бога. Не могу не отметить еще один момент из того времени. Это поведение и действия моих коллег из третьего сектора, из беларуских общественных организаций, многие их которых неверующие. Они проявили удивительную солидарность, оказали помощь АГТ&ЦСИ и делали все, что могли для успеха акции. Чудеса самоорганизованности и самоотверженности проявили моя жена и многие родственники участников поста-голодовки, им пришлось столкнуться с ОМОНом, пройти через суд. Победа той акции ― это результат деятельности многих и многих людей. Это свидетельство силы братской любви и единства, как христиан, так и добрых самаритян.

 

Многие утверждают, что спасение потерять МОЖНО. Как вы считаете? (Санек, Москва)

Вы, возможно, уже прочли в начале страницы, что я протестант и кальвинист. Мы придерживаемся убеждения, что спасение потерять невозможно. Даже если люди слабы и подвержены слабостям и колебаниям, то Бог неотступен. Реформатская церковь учит, что Богу открыты и наши души, и вся наша судьба. Бог досконально знает, что с нами было, и что с нами будет. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» Матф.10, 29-30. Это мы легко забываем, свое прошлое, особенно если нам за него бывает стыдно, и не знаем своего будущего. Мы сомневаемся, мы легко искушаемы, мы слабы, но Павел пишет в 1Кор.10,13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Мне всегда вовремя переводят тексты в бюро переводов http://perekladach.ua/ я ими доволен. Реформатская церковь, как и те другие протестантские церкви, которые опираются на Вестминстерское исповедание веры (1647-48 годы) http://calvin.tvcom.ru/2/23.htm, и Каноны дортского синода (1618-19 годы) http://calvin.tvcom.ru/2/22.htm, разделяют учение о неотступности святых, и о том, что одни люди избраны ко спасению, а иные к осуждению. Очень немногие христиане придерживаются такого строгого учения и таких радикальных взглядов, но мы опираемся в этом на Писание. Дело ведь не в том, как считаю я, или кто-то другой, а в том, что об этом говорит Библия. Разве не знал Бог душу Савла лучше, чем он сам знал себя? Разве Бог не знал в Савле, преследовавшем христиан, будущего апостола Павла? Или Бог не знал души Иуды Искариота всегда, а передумал только после того, как Иуда предал

Если Вы зарегистрированы

Главные новости

Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности

Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне, старший научный сотрудник Центра...

Последние новости

Цитаты
Как христианин и служитель, я считаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы помочь людям безопасно пережить свои самые плохие события
Преподобный Шенк, доктор служения, президент Института Дитриха Бонхеффера в Вашингтоне в новости ‟Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности”
Мнение
Количественно уровень враждебности к христианам не увеличился, но враждебность обрела большую силу
Джордж Янси, профессор социологии Университета Северного Техаса в новости ‟Уровень враждебности к христианам не увеличился - исследование”