"... всем сердцем твоим"
1. Есть два пути в духовной жизни; по методу и направлению противоположные, но ведущие к одной цели.
Первый можно назвать толстовским: резкое и принципиальное разделение на добро и зло, чистое и нечистое, белое и черное.
Так, отрицая секс, проницательному Толстому так же пришлось отрицать и музыку ("Крейцерова соната") и многие явления культуры как основанные на чувственности.
Видя, что движение цивилизации и развитие и усложнение общества несет в себе много дурного,
он призывал к опрощению как к средству упрощения мира.
Видя запутанность духовного и душевного мира человека, Толстой в дневнике писал: "Только сделаю доброе дело и тут же горделивая мысль: какой же я молодец. и тут же зло, горечь, отрава".
.
Такой метод широко применяется в монашестве. Рассечение своего внутреннего мира и человеческого естества надвое помогает отделить духовное, душевное и телесное.
Поставив под контроль и резко ограничив даже такие, казалось бы безгрешные, естественные побуждения человеческого тела, как еда и сон, монах легче может ощутить и определить тот изначальный импульс, откуда исходит его волевое помышление.
Такая борьба с собой подобна капанию йодом на срез картофеля в школьном опыте, позволяющее увидеть сложную организацию душевного мира, без этого казавшегося сплошь белым и пушистым; помогает познать структуру внутреннего "я". (Такой метод в прошлом веке порой называли "гурджиевским".)