Как не разочароваться в тех, кому ты доверяешь

Когда мы разочаровываемся в людях? Не тогда ли, когда много ожидаем от них? Разочарование приходит в нашу жизнь лишь подобно маятнику, первоначально устремлявшемуся в другую сторону - в сторону очарования и надежды. Надежды, что люди, которых мы приняли, кому помогли, поддержали или послужили, должны ответить нам взаимностью и быть нам благодарными...

Писание предупреждает нас: "Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни" (Пр.13:12). Но каким образом сбудется надежда, которую мы полагаем на человека? Не то же самое ли Писание строго говорит об обманчивой надежде на человека и даже на самих себя: "проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа" (Иер.17:5)

Все ситуации, которые мне приходилось наблюдать, когда верующие уходили от Бога, разочаровавшись в служителях, или же когда замыкались в себе, разрушив отношения со своими прежними друзьями, или бросали семьи и разводились, все они - свидетельство несбывшихся надежд. Эти несчастные так надеялись, что их поймут, оценят, что примут, полюбят...

Не найдя же понимания, они приходили к убеждению, что "нет праведного ни одного". Но ведь познав эту истину таким странным образом, они забывали, что и они ведь оказались в том же числе.

Как часто мы судим других по поступкам, а себя оцениваем по намерениям. Строги к другим и не замечаем, что и в нашей жизни сами делаем много промашек.

Помнится, как в начале моей христианской жизни, один брат рассказывал об известном христианском страдальце, который отсидел много лет в советских застенках и с которым ему посчастливилось быть знакомым (Даже больше того: мой приятель уверовал через того служителя, будучи заключенным в тюрьме за свои преступления, совершенные в его мирскую бытность). Так вот, он, видя полное отсутствие ожесточенности, обиды на жизнь или Бога, открытость к людям, спросил как-то этого человека: "КАК это возможно? Каким образом, отсидев так много за Христа, Вы не ожесточились ни на мир, ни на систему, ни на Бога?"

Тот ответил: "Я верю во Христа, и Он укрепляет меня. Благодаря Ему, у меня есть в жизни три принципа: Первый: "Мне все равно, где умереть, в тюрьме или в Кремле", второй: "Живая рыба течет против течения, мертвая - по течению", и третий: "Будь строг к себе и милостив к другим". Благодаря таким жизненным принципам и вере в Господа я и прохожу то, что мне отпущено"...

Я не помню всех деталей рассказа моего приятеля, уверовавшего в тюрьме, но история меня коснулась сильно. "Будь строг к себе и милостив к другим" - это жизненное кредо христианского узника я вспоминал множество раз, и множество раз это помогало мне не разочароваться ни в жизни, ни в друзьях, ни в людях, когда они вели себя совсем не так, как я ожидал.

Библия говорит: "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал.6:7) (написано это никак не о деньгах, как бы ни приятно было использовать это место Писания для сбора пожертвований), и порой нам кажется, что если мы сеем благое, доброе, вечное в жизнь людей, то от них и пожать должны.

Но разве Христос не спрашивал своих учеников: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф.5:46,47).

В Евангелии от Луки сказано еще яснее: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лук.6:35,36).

Получается, в жизнь людей мы можем и должны сеять благое и вечное, а вот рассчитывать на взаимность не обязательно. Не все на такое дело быстрые и сообразительные. Но дело-то не в этом. Жать и получать мы призваны не от тех людей, кому мы добро делаем, а от Бога.

Все-таки хочется мне вспомнить весь тот отрывок из Послания Галатам св. Ап. Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере".

Не хочу претендовать на некое новое толкование этого отрывка Писания. Пусть этим займутся экзегеты. Но вот какая мысль и ассоциация у меня напрашивается, когда я читаю Павла: когда мы сеем в человека и жать собираемся от этого человека, тогда в этом есть некое исполнение того, что говорит апостол: "Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление".

Ведь разве не по плоти мы в таком случае поступаем, что делая человеку добро, рассчитываем, что он нам будет в последствие благодарен и когда-нибудь отплатит взаимностью. Именно при такой позиции сердца, нам горче всего наблюдать, когда те люди, кому мы служили, помогали, были верными, радушными на всякую поддержку, оказались к нам неблагодарны, предали нас, оклеветали или же повернулись к нам спиной.

Но когда мы, помогая и служа людям, ожидаем не от них (ни сейчас, ни в будущем), а от Господа, ради которого мы и проявляем любовь к ним, то именно тогда, мы и "сеем в дух" и рано или поздно пожнем жизнь вечную (!)

Только с таким отношением, мы сможем устоять и не сломаться, проходя через времена предательства и подлости, неблагодарности и жестокосердечности, так болезненно переносимых, когда это совершается дорогими для нас людьми.

"Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем" - это остается стандартом для каждого из нас: НЕ ОСЛАБЕВАТЬ и НЕ УНЫВАТЬ, если, делая добро, не видим ничего взамен.

Так легче жить. Так легче разбираться с болью предательств и неверности. В конце концов, Бог ничего не спросит у нас о том, как с нами обращались другие, но мы дадим Ему отчет о наших делах и наших поступках.

И самым интересным во всем этом является то, что при таком жизненном отношении к людям, мы рано или поздно увидим вокруг себя людей, любящих нас и благодарных нам, но тогда мы уже будем твердо знать, что заслуга в этом принадлежит никак не нам, а Богу, так повлиявшему на наш характер, и помогшему нам пройти через предательства и отвержения.

...Того христианского узника уже нет, возможно, на земле, и брата того я видел более 15 лет, но до сих пор звучит в моей голове эта важная и емкая мысль: "Будь строг к себе и милостив к другим".

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Развод "по-христиански" и Церковь и война