Как ты можешь?

Как ты можешь то, что можешь? На первый взгляд вопрос этот кажется бессмысленным. Тем не менее, различают четыре основных уровня владения практическими навыками.

1) Неосознанно неумелый.

Скажем, я сходил на Второй фортепианный концерт Рахманинова в исполнении Святослава Рихтера, и был очарован его игрой. Маэстро играл столь же просто и свободно, как дышал, как молился. Увидев, как это легко, я буду уверен: стоит мне подойти к роялю и коснуться клавиш пальцами, тут же польется чарующая музыка. Я не умею играть на фортепиано, и даже не подозреваю об этом. Ничто не сможет меня остановить! Психологи назвали бы это эффектом Даннинга-Крюгера. Но стоит мне действительно подойти к инструменту и приложится обеими пятернями к клавиатуре, я автоматически и без каких-либо усилий перехожу на следующий уровень владения практическими навыками – осознанно неумелый.

2) Осознанно неумелый.

На этом уровне я не только не умею играть на рояле но, и прекрасно понимаю это. Я и раньше-то тоже не умел, но – не сознавал этого. И вот теперь, если я задамся целью научиться; если у меня хватит желания, терпения, воли, я рано или поздно достигну следующего уровня – осознанно умелый.

3) Осознанно умелый.

Теперь я могу правильно и в нужной последовательности извлекать все необходимые ноты, и даже зарабатывать этим на жизнь, скажем, играя на похоронах и танцах. Но если я остановлюсь на этом уровне, я никогда не стану настоящим музыкантом. Лишь если я продолжу упорно заниматься, если научусь играть, не задумываясь о том, какую ноту надо извлечь, лишь если я овладею инструментом на уровне мышления, если научусь сосредотачиваться не столько на самой музыке, сколько на тех чувствах, которые я хочу ею передать, я стану настоящим музыкантом и перейду на высший уровень владения практическими навыками – неосознанно умелый.

4) Неосознанно умелый.

Находящийся на этом уровне даже не задумывается о том, как достичь того, что он хочет. Для него это – естественно.

Таков путь овладения любыми практическими навыками, включая апологетику. Только научившись эффективно передавать убеждения, даже не задумываясь о том, как мы это делаем, мы будем нести это служение с наибольшей отдачей.

Некто, поучая своих учеников, сказал: рецепт мастерства прост: сперва изучите все правила, а потом забудьте о них. В этом, казалось бы, шуточном наставлении есть два важных момента. Во-первых, речь идет не о том, чтобы забыть правила, а чтобы забыть о правилах. Во-вторых, рецепт работает лишь при наличии обеих частей. Если мы не выполним первую его часть, не изучим все правила, то мы – всего лишь жалкие дилетанты, или, в соответствии со шкалой овладения практическими навыками – неосознанно неумелые. Если же мы пренебрегаем второй частью, и нас волнуют лишь сами правила, то мы – обычные ремесленники (осознанно умелые).

Для того, чтобы управлять автомобилем, крайне важно изучить правила дорожного движения. Они – залог вашей безопасности и, не зная их, вы подвергаете неоправданному риску как собственную жизнь, так и жизни окружающих. Но если, изучив правила, вы не ставите перед собой какой-либо иной цели кроме соблюдения правил дорожного движения, вы зря покидаете гараж. Потому что правила существуют для движения, а не движение – для правил. Цель же поездки – доставить груз или пассажиров по месту назначения.

Обратите внимание, что Бог учит Свой народ, следуя этому же принципу. «Сперва изучите все правила» – это Закон, открываемый в Ветхом Завете. И лишь изучив их должным образом, «забудьте о них». Это – Новый Завет. Закон дан для человека, а не человек создан для Закона. Иисус провозглашает: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (От Матфея 5:17), потому что суть Закона не в том, что говорят Заповеди, а в том, зачем они это говорят. Именно об этом – Нагорная проповедь.

Наконец, небезынтересно взглянуть с точки зрения уровней овладения практическими навыками на евангельские повествования. Среди персонажей Нового Завета мы можем обнаружить группы людей, находящиеся на всех четырех уровнях служения Богу.

Неосознанно неумелые – это язычники. Они не имеют навыков служения Богу истинному, и их мало это заботит.

Осознанно неумелые – это Израиль. Народ Божий знает своего Творца, но постоянно уклоняется с заповеданных Им путей.

Осознанно умелые – фарисеи. Это люди, поставившие целью своей жизни правильное соблюдение заповедей. К ним же некогда относился и Савл, который впоследствии, будучи уже Апостолом Павлом, писал о себе: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» (К Филиппийцам 3:4-6).

И, наконец, неосознанно умелые – христиане. Те, которые уже не задумываются о Законе. Те, для кого следование воле Божьей стало образом их жизни, а не ее целью. И благодать Истины, явленной во Христе, стала для них ключом к пониманию благодати Закона: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (От Иоанна 1:16-17).

«Библейская стратегия благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин