Лидер-дуб и лидер-баобаб

Самым сложным испытанием и для миссионера, и для всей общины порой становится переходный период, когда настает время передавать бразды служения уже сформировавшейся местной команде лидеров. Но без этого не обойтись. Ведь, в конце концов, не пастыри производят новых овец – только сами овцы. И, как гласит старинная китайская поговорка, «Плох тот лидер, который говорит: “Я это сделал”. Хорош тот лидер, которому говорят: “Мы это сделали”». В этой связи опытных наставников можно разделить на две категории: лидер типа «дуб» и лидер типа «баобаб».

Баобаб – могучее дерево с далеко простирающейся во все стороны кроной. Ее тень покрывает огромную площадь, и многие находят там уют. Но тень эта столь плотна, что никакое другое дерево не может вырасти рядом. И когда баобаб, состарившись, разрушится, на его месте остается пустошь.

Одиноко стоящий дуб тоже имеет массивную крону, однако колеблющиеся на ветру листья пропускают рассеянный свет. В тени дуба прохладно, но не мрачно. Дуб обильно разбрасывает свои желуди, питающие множество живых существ. Некоторые же из этих желудей прорастают молодыми побегами. Когда дуб со временем рухнет, на его месте может и не появится столь же могучее дерево. Но там вырастет целая роща, дающая куда больше тени и разбрасывающая несравненно больше желудей.

В свете этой аллегории становятся понятней три основных типа кризиса, связанного с трансформацией лидерства от единоначального к командному.

Первым из них является ситуация, когда «баобаб рухнул», так не подготовив преемников. Сильный авторитарный лидер внезапно прекращает свое служение (отходит в вечность, переезжает, эмигрирует, теряет авторитет и т.п.), и в этом случае возможны три варианта.

Наиболее простой из них – последователи просто рассеиваются «по шатрам своим» (3 Царств 12:16). Возможен также исход, когда те, кто оставлен без попечения, зовут себе нового лидера со стороны: «иди ты, царствуй над нами» (Судьи 9:14). В большинстве же случаев контроль берет авторитарный лидер-властолюбец из числа самой общины – какой-нибудь «любящий первенствовать у них Диотреф» (3 Иоанна 1:9). Авторитарного миссионера сменяет авторитарный пастор.

Второй тип кризиса наступает, когда «дуб», вырастив преемников, не передает им лидерских полномочий – либо не понимая, что именно в этом и заключается его предназначение, либо недооценивая уровень зрелости своих подопечных. В этом случае молодые лидеры начинают искать себе применения на стороне, или же смещают своего наставника. То, что должно было бы приносить обоюдную радость, выливается во взаимную обиду.

Третий тип возникает тогда, когда «дуб» пытается во что бы то ни стало удержать все «желуди» подле себя, желая как можно скорее сформировать команду для передачи ей своей ответственности. Но его подопечные, достигая зрелости, могут быть призваны на иное служение. Так, к примеру, лидерам Антиохийской церкви «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деяния 13:2). Безусловно, оставшиеся в Антиохии служители рассчитывали на помощь этих двоих, и могли бы обвинить их в бегстве, в предательстве, в своеволии. Но, будучи послушны водительству Святого Духа, они «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деяния 13:3).

Зрелый лидер понимает, что наивысшее предназначение формируемой им лидерской команды – стать «инкубатором» для созревания новых лидеров, которым можно было бы заповедать: «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тимофею 2:1,2).

По сути, три года земного служения Иисуса представляли собой три года подготовки преемников, прежде чем Он смог сказать им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (От Иоанна 20:21). Но передавал он им не господство, а служение. Не следует забывать: атрибут церковного лидерства – не скипетр, не корона, не мантия, а полотенце для умывания ног! И, оставляя служение, мы должны передавать это полотенце тем, кто займет наше место.

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин