Домостроительство Слова (продолжение)

По отношению к наставникам церкви Писание использует три греческих слова – пресвитер (старший; тот, кто пользуется уважением), пастор (пастырь; тот, кто оберегает и заботится) и епископ (смотритель; тот, кто несет ответственность). Причем - взаимозаменяемо. Апостол Петр пишет:

«Будучи сам старейшиной [συμπρεσβύτερος (сюмпрэсбЮтэрос) – сопресвитер] и свидетелем страданий Христа, а также соучастником Его славы, которая должна открыться, я прошу ваших старейшин [πρεσβυτέρους (прэсбютЭрус), т.е. пресвитеров]: пасите [ποιμάνατε (поймАнатэ) – сделайтесь пастухами] Божье стадо, оставленное вам на попечение, наблюдая [επισκοποũντες (эпископУнтэс) – присматривающие, заботящиеся] за ним не по принуждению, а с желанием, как угодно Богу, и не ради низкой корысти, а из усердия. Не властвуйте над вверенными вам людьми, но подавайте стаду хороший пример. И когда придет Главный Пастырь, тогда вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:1-4 МБО).

Обратите внимание: этот текст не предполагает какой-либо иерархии между понятиями «пресвитер», «пастор» и «епископ». Все три слова используются по отношению к одной и той же группе людей. Точно так же взаимозаменяемо использует их и апостол Павел: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров [πρεσβυτέρους (прэсбютЭрус)] церкви и … сказал им: … внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями [επισκόπους (эпискОпус )] пасти [ποιμαίνειν (поймАйнэйн)] Церковь» (Деяния 20:17-28).

В апостольском назидании Титу говорится: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен» (Титу 1:5-7). Как видите, и здесь слова «пресвитер» и «епископ» выступают как синонимы. А предъявляемые «пресвитеру» квалификационные требования – те же, что в 1 Тимофею 3:1-7 Павел прилагает к «епископу».

Таким образом, миссионер, проповедник, благовестник и учитель – это функциональные роли служителей (диаконов) слова, в то время как пресвитер, пастор и епископ – общеупотребительные понятия, отражающие аспекты их служения.

Слово «пресвитер» означает старший, уважаемый человек. Оно многократно используется в Писании и указывает на отношение, а не на положение. Так, «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин [πρεσβυτέρους] просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» (От Луки 7:2,3).

«Пастор» – это пастух. Это слово также указывает на выполняемую роль, а не на занимаемую должность. К примеру, – «В той стране были на поле пастухи [ποιμένες], которые содержали ночную стражу у стада своего» (От Луки 2:8).

Ролевое значение имеет и слово «епископ» – смотритель, блюститель, попечитель, «супервайзер». Иисус говорит: «Я был болен, и вы ухаживали [επεσκέψασθέ, эпэскЭпсастхЭ; РСП – посетили; РБО – позаботились] за Мной» (От Матфея 25:36 МБО). Вторит Ему и Иаков: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать [επισκέπτεσθαι, эпискЭптэстхай; РСП – «призирать»] сиротам и вдовам в их нуждах» (Иакова 1:27 МБО). Последние два термина прилагаются и к Самому Господу: «Ибо вы были, как овцы блуждающие… но возвратились ныне к Пастырю [ποιμένα, поймЭна] и Блюстителю [επίσκοπον, эпИскопон] душ ваших» (1 Петра 2:25).

Впрочем, на определенную иерархию титулов текст 1 Петра 5:1 все же указывает. В первую очередь, апостол называет себя «сопресвитер». Это значит, что в церкви Рима, который апостол образно называет Вавилоном (5:13), Петр несет служение как один из ее пресвитеров (когда он был в иерусалимской церкви, апостолы прямого участия в руководстве общины еще не принимали; там «апостолы» и «пресвитеры» всегда упоминаются раздельно – Деяния 15:2, 4, 6, 22).

Далее, он указывает на свой особый статус – «свидетель страданий Христовых», то есть один из числа двенадцати непосредственных учеников Иисуса. В соответствии с озвученными самим же Петром квалификационными требованиями, которые предъявляются к входящим в это число, «надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деяния 1:21,22).

Наконец, в качестве третьего и наивысшего из своих титулов, Петр определяет себя как «соучастник в славе, которая должна открыться». Это – то звание, которое с дерзновением носит каждый верный последователь Христов! Мы все – «род избранный, царственное священство, святой народ, люди, принадлежащие Богу, призванные возвещать о Его великих делах» (1 Петра 2:9 МБО). Сам Господь дал нам великое обетование: «Побеждающему Я дам право сесть со Мной на Моем троне, как и Я Сам победил и сел с Моим Отцом на Его троне» (Откровение 3:21 МБО).

Собственно, и вне Христа реальный статус всех людей тоже одинаков – «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Но благодаря тому, что безгрешный Христос вместо присущей Ему славы принял наше поругание (Филиппийцам 2:6-8), каждый, кто присоединяется к Его Церкви, в равной степени становятся соучастником Его славы. И это касается всех верующих без исключения – будь то еще «младенцы во Христе» или же «верные», несущие в церкви определенную диаконию (в том числе – диаконию слова). Недаром, апостол адресует соборные послания не неким церковным иерархам, а всему собранию верующих вместе со служителями: «Всем святым в Иисусе Христе, находящимся в Филиппах, включая их руководителей и диаконов» (Филиппийцам1:1 МБО).

Представление о церковной иерархии, в которой большинство верующих находится в подвластном положении, переворачивает библейское учение о домостроительстве благодати с ног на голову, уподобляя детей Божьих миру. К таковым даже прилагают это понятие – «миряне»! Надлежит абсолютно ясно понимать: быть соучастником грядущей славы Христовой, восседать с ним на Отцовском троне – наивысшие честь и достоинство! И ими обладают все члены Тела Христова без исключения. Никто не может превозноситься над царственным священством детей Божьих! Потому-то и заповедано нам: «по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3). А пресвитерам Петр указывает особо: «Не властвуйте над вверенными вам людьми, но подавайте стаду хороший пример» (1 Петра 5:3).

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин