Домостроительство Слова

Признаками здоровой церкви является здравое библейское учение (Истина), воплощаемое в здравую библейскую практику (Жизнь) под здравым библейским руководством (Путь). В домостроительстве благодати Истина – особо важная категория, поскольку служит основанием и для верного пути, и для подлинно благочестивой жизни. Поэтому, при равноценности всех служений в Теле Христовом, особую роль в домостроительстве «многоразличной благодати Божией» (1Петра 4:10) Писание уделяет диаконии слова.

Ключевое место в библейском учении о церковном служении занимает Послание Ефесянам, в котором Павел стремится «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Ефесянам 3:9-12). В этом послании апостол указывает на основные разновидности наставнического служения:

«Он поставил одних – апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефесянам 4:11-16).

Из этого текста можно сделать весьма важный вывод. Церковь – это саморазвивающийся организм, в котором каждый член в свою меру содействует приращению всего Тела. И для того, чтобы это приращение происходило надлежащим образом, Господь поставляет в Церкви четыре категории служителей слова:

Апостолы – миссионеры, несущие служение по созданию новых церквей и взращиванию их лидеров.

Пророки – проповедники Божьего слова в собрании верующих. Именно в этом значении «пророчество» чаще всего упоминается в Новом Завете: «кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Коринфянам 14:3). Как провозглашал один их величайших учителей Церкви Иоанн Златоуст (347 – 407), проповедь в собрании детей Божьих должна назидать разум, возбуждать чувства, побуждать волю.

Евангелисты – благовестники; те, кто проповедует Божье слово среди необращенных, призывая их примириться с Господом.

Пастыри-учители. Грамматика текста указывает, что это – одна категория, а не две (уточняющее определение «пастыри» в равной степени прилагаемо ко всем четырем категориям). Она включает наставников, помогающих детям Божьим изучать Его слово и познавать Его волю, причем – не только в контексте общецерковного поклонения. Это и учители Библии в группах, и душепопечители, и капелланы в различных общественных сферах, и руководители конкретных служений, и т.п.

Вы, возможно, заметили, что при цитировании текста Ефесянам 4:12 («к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия») были пропущены запятые. Сделано это умышленно. Традиционная пунктуация – самодеятельность переводчика, который истолковывает значение текста в свете своей конфессиональной традиции. В его понимании к служению в церкви и к ее созиданию отношение имеет лишь тот, кто занимает в ней официальное положение. Прочие же из народа Божьего – лишь потребители профессионально оказываемых культовых услуг. Они – «прихожане» или даже «миряне», то есть вроде как уже и не совсем Церковь.

Но в оригинале апостольского послания запятых нет. Павел однозначно указывает, что «все тело… при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви», и все его члены призваны «на дело служения для созидания Тела Христова доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия». Именно поэтому на служителей слова возложен целый ряд весьма ответственных задач:
– совершенствование святых на дело этого служения;
– достижение единства веры и познания Христа;
– утверждение Тела в здравом учении;
– защита от человеческого лукавства и обольщения.

Продолжение следует

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин