Мантия или полотенце?

Самое главное в развитии межкультурных отношений, – это чтобы самое главное всегда оставалось самым главным. Надлежит постоянно помнить: мы должны идти в другую культуру не с мантией, демонстрирующей некую нашу особую значимость, а с полотенцем, чтобы мыть ноги тем, кому мы пришли служить в соответствии с назиданием Христовым: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (От Матфея 20:27,28).

Одной из наиболее болезненных идей нашего времени как для церкви, так и для миссии, стало представление о том, что каждый должен быть лидером. Однако если исходно в английском языке слово «leader» означало того, за кем идут, в нашей культуре это понятие отчасти подразумевает вождя – того, кто всеми помыкает. В итоге ситуация нередко приобретает комичный оборот, когда вокруг – сплошные вожди, и ни одного индейца. Но Господь пришел к людям не как «лидер» – Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Филиппийцам 2:7). Подобным образом и мы должны идти к людям. Нам надлежит уподобляться Христу в роли смиренного слуги, а не в роли Господа и Мессии!

Лидерство – дар от Бога, а дары Господь дает по Собственному произволению: «В соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение» (Римлянам 12:6, РБО). Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых даров. «В каждом человеке Дух проявляется на благо общему делу» (1 Коринфянам 12:7, МБО). И каждый отвечает перед Господом именно за тот дар, которым наделил его Господь.

Обращаясь к вопросу лидерства, следует иметь в виду:

1) Писание призывает нас быть не лидерами, а слугами.

2) Само по себе лидерство не является добродетелью. Есть как хорошие лидеры, так и плохие лидеры.

3) Даже хорошие лидеры время от времени падают и постоянно нуждаются в смирении.

4) Хорошее образование не делает гордого или порочного человека хорошим лидером. Как говорил Генри Форд: «Дайте образование ворующему гайки на железной дороге, и он украдет паровоз».

5) Господь наделяет даром лидерства по Собственному усмотрению.

6) У каждого лидера – собственные характер, история, ролевые модели и т.п. Любые проявления лидерства должны оцениваться исключительно на основании библейских принципов.

Подлинная зрелость миссионера при воплощении в иной культуре проявляется в полном подчинении себя Богу и в полной зависимости от Него, подобно тому, как Сын, воплотившись в человека, полностью подчинил Себя Отцу: «Сын Сам по Себе не может делать ничего. Он может делать только то, что видит, как делает Его Отец. То, что делает Отец, делает и Сын» (От Иоанна 5:19, МБО). Если мы направляем людей, не самоотождествляясь с ними, мы превращаемся в «доброжелательных угнетателей». Еще Иоанн Златоуст отмечал, что церковь испытывает недостаток пастырей и избыток погонщиков.

На римских монетах новозаветного периода чеканили образ кесаря. Образ Бога истинного никогда не был изображен ни на монетах, ни на чем-либо еще, имеющем преходящую ценность. Он запечатлен исключительно на человеке – на единственной свободно конвертируемой валюте Царства Божьего! 

Наше служение должно быть направлено на то, чтобы распространять среди всех племен и народов не свою гордыню, не свое видение или свою деноминацию, а славу Божью. Отправляясь на служение, надлежит брать полотенце, а не мантию. Оставляя служение, надлежит передавать полотенце национальным служителям, которые придут после нас. Именно в этом и заключается божественный замысел о кросскультурном благовестии.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин