Коллективное царство

Философия эпохи просвещения уводила человечество от христианского представления об общности людей во Христе, обещая сформировать новый тип человеческого сообщества. Но вместо этого она лишь возвратила нас к состоянию античного индивидуализма. Даже церковная практика попала под это влияние: заявлялось, что священник не нуждается в общине для совершения мессы. Но Писание говорит не о создании некого нового мистического культа для посвященных, а о воссоздании Божьего народа (От Луки 17:21): «Царствие Божие внутрь вас есть» (РСТ); «Божье Царство среди вас» (МБО); «Царство Бога уже среди вас» (РБО). 

Божье Царство – не нечто абстрактное внутри каждого индивида («бог в душе»), как некоторые пытаются интерпретировать данный текст, а реальное Божье присутствие посреди Своих людей. Это обновленное человечество наделено множественностью и разнообразием даров (искусство, наука, литература, земледелие, промышленное производство ремесло, цифровые технологии и так далее), являя все грани Божественного образа в человеке. Каждый вносит свой вклад в совокупный образ. 

Смерть Христа была и репрезентативной (Он умер «за нас»), и заместительной (Он умер «вместо нас»). Воскресение Христово побеждает смерть каждого и всех. Но, самое главное, – Воскресение Христово восстанавливает сущность того, что значит быть человеком на самом деле: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Коринфянам 7:1). 

Слово, переведенное здесь как «свершая» (по-гречески – «эпителео», производное от «телос» – цель, предназначение) означает исполнять, свершать, заканчивать, доводить до конца, вести к достижению цели, достигать предназначения. В соответствии с Божьим замыслом человек – не просто пассивный субъект, а активный соучастник в Божьем труде своего освящения: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:3,4).

Уподобляясь Христу, мы становимся ни много, ни мало, как «причастниками Божеского естества»! Церковь – это не то, куда мы ходим, а то, кем мы являемся во Христе: искупленный Божий народ, полнота образа и подобия Божьего, представительство Творца в творении. И именно в лице Церкви (не организации, а причастного Богу обновленного человечества) падший мир переживает Божье присутствие: Его истину в слове, Его праведность в делах, Его любовь в отношениях. В ней находит свое воплощение и сущность, и предназначение человека.

Так что не удивляйтесь, когда приходится сталкиваться с проблемами, испытывать стесненные обстоятельства, оказываться в сложных ситуациях. Не спрашивайте Господа «за что это мне?». Спрашивайте – «для чего?». Мы в этом мире – не напрасно. Мы – Его присутствие. И в любой ситуации вы оказываетесь не случайно. Значит, Сам Господь хочет присутствовать в ней. И Он хочет присутствовать в ней через вас.

«По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин