Образ Небесного

Отправная точка преобразования человека в изначальное соответствие Божьему образу  – это «первое воскресение», «оживотворение», обновление нашей сущности через «облечение» в нового человека. Бог «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Ефесянам 2:5), в результате чего призывает нас «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24) и жить далее, уже «облекшись в нового» (Колоссянам 3:10). 

Направление этого преобразования – постоянно продолжающееся обновление в процессе познания Сына Божьего. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Коринфянам 3:18). Уподобляясь отражаемому образу, человек постоянно «обновляется в познании по образу Создавшего его» (Колоссянам 3:10).

Цель этого преобразования – преображение в «образ небесного»: «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Коринфянам 15:49): «Вы (множественное число) не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить (буквально – «снять с себя», «раздеться») прежний образ жизни ветхого человека (или человечества), истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего (множественное число) и облечься («надеть на себя») в нового человека (или человечество), созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:20-24).

Апостол говорит об обновлении не только как о действии, но и как о процессе обучения этому действию. Во Христе мы именно научены, как «переодеться во Христа»: снять с себя старое человечество и надеть на себя новое. И слово «человечество» как нельзя лучшим образом передает двойной смысл этого понятия – и человеческую природу отдельной личности, и совокупность всех людей. 

Со смертью нашего ветхого человека мы облекаемся в нового, небесного. Окончательный результат этого «переодевания» будет достигнут в будущем. Но уже сейчас мы отчасти ощущаем, как изменяется наш образ жизни через облечение в «созданного по Богу в праведности и святости истины» (РСТ), «по образу Бога, в истинной праведности и святости» (РБО), отражающего «характер Бога – истинную праведность и святость» (МБО). Для этого-то апостол и призывает: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Ефесянам 5:1).

«Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, … гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека (человечества) с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу (кат’ эйкона) Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. 

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колоссянам 3:5,8-14)

Интересно, что для слов «совлекшись» и «облекшись» Павел использует иную форму времени глагола, чем для «обновляется». И «совлекшись», и «облекшись» представлены так называемым аористом – формой времени, которая обозначает совершённое в прошлом законченное однократное мгновенное действие, воспринимаемое как неделимое. Это уже произошло – однажды, раз и навсегда. Форма же глагола «обновляется» обозначает настоящее время, продолжающееся действие. Это – постоянный и непрерывный процесс. И в обновляемом по образу Божьему человечестве уже нет места разделениям, шовинизму или ксенофобии – в нем «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». 

«По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин