Миссионер в национальной общине

Библейский пример роли миссионера в руководстве поместной общиной мы видим в подходе иерусалимской церкви к принятию важного решения, описанном в Пятнадцатой главе книги Деяний апостольских. Обратим внимание, каким образом участвуют в процессе его принятия апостолы. Для этого следует проследить роль трех групп, вовлеченных в этот процесс:

- Апостолы (А), представляемые Петром. На тот момент они являются «ходячим евангелием», носителями учения Христова, тогда еще не записанного евангелистами. Сегодня такую же функцию исполняют миссионеры в народах, не имеющих Писания на собственном языке или где местные лидеры еще недостаточно сведущи в Писании.

- Пресвитеры (П) – руководители общины. Это признанные общиной и отделенные ею на служение христианские лидеры, в Иерусалиме представляемые Иаковом, «братом Господним» (Галатам 1:19).

- Церковь (Ц) – общее собрание общины.

Решение принимается в пять этапов, описание которых, по большому счету, служит пошаговой инструкцией для разрешения спорных ситуаций в церкви. Итак (Деяния 15:1-29):

«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам (А) и пресвитерам (П) в Иерусалим».

Важно отметить, что апостолы и пресвитеры выделены здесь, как две разные категории лидеров. То есть непосредственного участия в руководстве общины апостолы не принимают, пребывая исключительно «в молитве и служении слова» (6:4). Лишь позже, в римской церкви Петр будет выполнять еще и роль одного из пресвитеров («сопастырь» в 1 Петра 5:1). 

Далее следим за процессом пошагово:

   1) «По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью (Ц), Апостолами (А) и пресвитерами (П), и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» (4). Павел и Варнава делятся со всею церковью новостями о том, как Бог действует во всех народах. Они не нагнетают обстановку и не навязывают собственного мнения, пытаясь заручиться народной поддержкой, а говорят исключительно о том, что назидает, вдохновляет и ободряет церковь.

   2) «Апостолы (А) и пресвитеры (П) собрались для рассмотрения сего дела» (6). Община отпущена, и для принятия принципиального решения остаются только апостолы и пресвитеры. Может, это кого-то удивит, но в Писании не существует прецедентов управления церковью методами прямой демократии по типу «членских собраний», где голос каждого равноценен вне зависимости от его духовного опыта, знания Писания и степени всеобщего доверия. Христианской общине, скорее, присущ республиканский тип правления. Точнее – наоборот: современная модель представительской демократии по типу республиканской формы правления позаимствована отцами-основателями США именно из библейской модели управления народом Божьим. 

Прямая демократия в постсоветских церквах – порождение коммунистического режима, когда государство превращало церковь в общественную организацию, чтобы эффективнее контролировать ее. Но вопросы Божьей истины и Его водительства не решаются большинством голосов. Если бы перед Потопом проводился референдум на тему «Может ли вода падать с неба?», Ной оказался бы в меньшинстве. И Закон Моисеев упреждает нас от издержек демократического подхода к принятию решений: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исход 23:2). Церковь управляет собою через отделенных ею для этого авторитетных людей «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деяния 6:3).

   3) «По долгом рассуждении Петр (А), встав, сказал...» (7). После того, как проблема тщательно разобрана во всех деталях, Петр, будучи непосредственным носителем учения Христова, озвучивает библейские принципы, которые должны быть положены в основу принимаемого решения. В церквах, где зрелое лидерство по библейскому образцу еще не сформировалось, либо где еще не существует переводов Писания на национальный язык, эта обязанность лежит на миссионерах. В зрелых самоуправляемых общинах эквивалентом этого шага является разбор соответствующих мест Писания.

   4) «После же того… начал речь Иаков (П)» (13). В свете очерченных апостолами в лице Петра библейских принципов, пресвитеры в лице Иакова принимают решение по существу проблемы – как эти принципы должны проявляться в данной конкретной ситуации.

   5) «Тогда Апостолы (А) и пресвитеры (П) со всею церковью (Ц) рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию» (22). После того, как принципиальное решение принято, снова собирается вся церковь. Одобрив решение пресвитеров, она теперь принимает практические решения о том, как воплотить его в реальных действиях.

Данная модель дает нам образец того, какой надлежит быть роли миссионеров в поместной церкви. Они должны не господствовать единоначально, а очерчивать круг тех библейских принципов, в рамках которых должно приниматься решение, и – направлять национальных лидеров в его принятии. В таком случае это будет именно решением национальной церкви, а не чем-то навязанным со стороны.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин