Синергия миссии

Миссионер не должен быть единственным источником средств национальной общины, эдакой «дойной коровой». Даже если относительный материальный вклад местных верующих кажется малой лептой, пренебрежение им будет способствовать развитию потребительского отношения по типу «чужак за все заплатит». 

Господь ценит не количественный вклад, а расположение сердца. Жертвенность – наилучший показатель духовной зрелости: «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (От Марка 12:43,44).

Отказываясь от помощи людей (даже когда не видим в ней смысла), мы зачастую проявляем надменность, самоизолируемся от формирования общности с ними, не позволяем им вложить частичку самих себя в общее дело. Вопросом «Ну что они могут мне дать?» миссионер не только выказывает гордыню, но и лишает дающих куда большего благословения. Ведь, как сказал Господь, «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35). Когда человек хочет чем-либо поделиться – деньгами, пищей, вещами, – не забывайте, что это в первую очередь благословение для него, даже если для вас этот дар ничего не значит или он вам в тягость (например – еда, есть которую вам бы не хотелось).

После развала СССР на улицах городов оказалось огромное количество беспризорных детей. По неофициальной статистике (а официальной статистики то ли не было, то ли она была засекречена) в одной лишь Украине насчитывалось порядка ста тысяч так называемых социальных сирот. Для решения проблемы создавались приюты – временные пристанища, где дети могли содержаться до определения их юридического статуса. Но эти заведения были переполнены, испытывали острую нехватку в ресурсах, и поместные церкви по мере возможности поддерживали их продуктами, добровольцами и материальными средствами.

Однажды мы приехали в такой приют с развлекательной программой. Дети были вне себя от радости, особенно когда дело дошло до раздачи подарков. И вот, в самый разгар торжества ко мне подошла сияющая восторгом девочка лет пяти в давно утратившем цвет платьице не по размеру, и протянула конфету. Мне стало как-то не по себе. Во-первых, это была конфета из подарка, который мы сами же ей только что дали. Во-вторых, мне от этой конфеты особой радости не было – и так от сладкого воздерживаться приходится. Наконец, я мог бы и сам себе, если что, конфету купить – зачем же обирать обездоленного ребенка? В общем, я отказался. После же совесть обличала меня: ведь ты лишил эту девочку возможности поделиться своей радостью, а разделенная радость – несравненно больше! Она отдавала эту конфету не потому, что была не в состоянии ее съесть, а потому что это было проявлением переполнявшей ее благодарности. Прими я этот дар – от меня бы не убыло. С ее же стороны это было жертвоприношение! А я его отверг.

С другой стороны, необходимо развивать политику взаимного распоряжения имуществом миссии. Проблема заключается в том, что нередко миссионер относится к имуществу миссии почти как к личной собственности, монополизируя ответственность за него. Но ведь цель служения в иной культуре – утверждение духовно зрелой национальной церкви. А где нет ответственности, там нет и зрелости.

Возможный выход в данном случае заключается в формировании консультационного совета (официального или неформального) из числа уважаемых национальных лидеров, к которому можно было бы обращаться за рекомендациями по любым вопросам. Но важно, чтобы состоял этот совет из тех, кто соответствует характеристике «Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды и он угодит дьяволу в сети» (1 Тимофею 3:7, РБО).

Наконец, необходимо взаимно участвовать в принятии решений. Наша задача – не раздавать инструкции и указания, а оснащать и направлять национальных служителей для самостоятельного принятия ответственных решений на основании Слова Божьего. Как сказано в Писании, Господь «дал одним быть апостолами, другим – пророками, третьим – проповедниками Радостной Вести, четвертым – быть пастырями и учителями, чтобы приготовить святых к делу служения, для созидания тела Христа» (Ефесянам 4:11,12, МБО). 

Как мы помним, «миссионер» – это латинский эквивалент греческого слова «апостол». Тело Христово, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефесянам 4:16). Оно, водимое Господом, само созидает себя. Задача же миссионера – готовить святых к делу этого служения.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин