Ненависть к бедному

Бедный человек зачастую вызывает отвержение у тех, кто более успешен, чем он.

Притчи 19:7 «Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет». 

Если богатому достается легкая дружба, то бедному попадается её противоположность. Он пренебрегаем даже своими братьями, и это ещё одно зло, что творится под небом, основанное на греховности человека.

Очень интересен глагол שְֽׂנֵאֻהוּ (шанеухв) — ненавидеть, не любить. Это очень сильное выражение, буквально означающее крайнюю степень ненависти, а не просто неприязнь. Именно это вызывает вопрос, потому что не всегда родные братья проявляют такое чувство к своим, даже если они бедны из-за лени, например.

Ненависть - это отказ разделить с человеком вечность на небесах

Само слово «ненависть» буквально означает: не желаю видеть. Многие сегодня уверены в том, что ненависть - это противоположность любви. Это не совсем так. Во-первых, она действительно находится по другой сторону смысла любви, а, во-вторых, она скорее говорит о крайней степени отвержения. Ненависть — это нежелание видеть.

Например, какой бы сложный конфликт между верующими ни происходил, какие бы страсти ни кипели, сколько бы злости ни вылилось, ненависть будет подразумевать не просто негативное отношение, а несогласие видеть противника вместе с собой на небесах. Таким образом, я понимаю ненависть как отказ разделить Небеса с тем, с кем у тебя в данный момент конфликт или неприязнь.

НЕНАВИСТЬ БРАТЬЕВ

Практически все толкователи книги Мишлей пишут одно и тоже:

Презирают невежду, у которого нет знаний и запаса добрых дел. Бедный — это тот, кто нарушает заповеди Творца, ест и пьёт нечистое и живёт во зле.

По мнению других раввинов, богатый — это тот, кто чтит заповеди и запасает добрые дела. По учению ортодоксов, да и не только, праведность - это «накопительный вклад» и тот, кто не заботится о сумме праведности, расточает её, злоупотребляет ею, тот и есть бедный, другими словами, не имеющий нужного запаса добрых дел. Именно этим они и объясняют резко негативное отношение родственников в бедному.

Мне кажется, что в свете Нового Завета такое толкование несколько неверно. Думаю, что Соломон пишет о том пренебрежении, которое переживает бедный родственник со стороны более состоятельной родни. Недаром в народе есть ярлык — «бедный родственник».

Бедных родственников стыдятся, их используют в качестве выгодного сравнения или указания на неверный образ жизни. Типа: у меня есть брат Миша, так вот он все ещё на жигулях ездит, а у Сени вообще машины нет…

ДРУЖЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Соломон пишет: …тем более друзья держат от него дистанцию… и ему приходится за ними бегать. У них никогда нет на него времени. Ему приходится искать их внимание и заискивать, чтобы получить его.

Если вы переживали времена трудные, то знаете, что именно такое время и проявляет истинную дружбу. В это время отваливаются все ненастоящие друзья и временные приятели. Им сложно находиться в дружеских отношениях с бедным или непопулярным человеком. Один пастор большой церкви сказал мне как-то раз: когда у тебя будет хотя бы столько же людей в общине, приходи, — поговорим.

Разные люди измеряют бедность по-разному. Кто-то деньгами, кто-то влиянием, властью, количеством последователей или адептов. Пасторы так точно численностью церкви. Попробуйте поговорить с кем-то, у кого община больше 500 человек, и вы сразу поймете, насколько это верно. Вам придется бегать за ним…

Бог сделал нас равными во всех отношениях, кроме ответственности. Ответственность, вернее, её уровень, определяет уровень власти, данной для реализации взятой нами ответственности. Власть же в свою очередь определяет влияние, которое делает нас заметными. Однако перед Богом мы все Его дети. Таким образом, мы равны, невзирая на внешние побрякушки.

Вы не замечали за собой, что отторгаете тех, кто не так успешен?

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Амида, женщина-апостол и Маленькое послание моему возлюбленному в Господе сыну. Десятина