Новое творение

Неизменным спутником религии атеистического гуманизма является распространение концепции, получившей название «униформизм». Она гласит: настоящее – ключ к пониманию прошлого. Как все происходит сейчас, так же все и происходило всегда. То, что мы наблюдаем, – нормально. Раз так есть, значит так и должно быть. 

Именно этот подход имеет в виду апостол Петр, когда пишет: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петра 3:3-7)

Писание утверждает: не настоящее – ключ к пониманию прошлого, а и прошлое, и будущее – ключ к пониманию настоящего. Мы не можем рассматривать сущность человека в отрыве от его происхождения и от его предназначения. Нынешнее состояние человека, живущего в отданном в рабство тлению мире – ненормально. Так быть не должно. 

Но хотя небеса и земля еще не подверглись суду огнем, а новое небо и новая земля еще не созданы, уже сейчас «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). Через последовательное уподобление Христу заново рожденный человек восстанавливает соответствие своему предназначению во всех аспектах. 

В уподоблении человека Христу происходит восстановление изначального замысла Божьего о человеке, воплощение его предопределения: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:29,30).

Быть человеком и означает быть образом Божьим, быть присутствием Его славы в мире. В этом состоит предвечный замысел («предопределение») Создателя – являть свои дела через обновленного человека: «Когда зажигают светильник, его не накрывают горшком, а ставят на подставку – и он светит всем в доме. Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца» (От Матфея 5:15,16 РБО).

Апостол пишет: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:21,22). В этом утверждении имеется два замечательных аспекта.

Во-первых, форма употребления в нем слова «человек» («ди’антропоу») указывает на параллель с первыми тремя главами Книги Бытия, подразумевающих как буквальное понимание индивидуального человека, так и все человечество в совокупности. Христос выступает и как индивидуальная Личность, и как Представитель всех людей одновременно.

Во-вторых, отсутствие временнОй формы в выражении «смерть через человека» указывает и на событие прошлого (Бытие 3), и на реалии настоящего: «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Царств 14:14). Во Христе победа уже одержана, и смерть – это последний враг, неизбежно обреченный на истребление (1 Коринфянам 15:26). Уподобление Христу делает нас сопричастниками этой славной победы.

Апостол так описывает происходящее при этом в человеке преобразование: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ (эйкона) перстного, будем носить и образ (эйкона) небесного» (1 Коринфянам 15:45-49).

Христос является не только источником жизни нынешней, но и упованием жизни вечной и для индивидуального человека, и для всего человечества в совокупности. В Нем уже сейчас мы, оживотворенные Его духом, становимся носителями Его совершенного небесного образа. Для того-то падшему человечеству и была сохранена жизнь («душа»), чтобы человек впоследствии мог, уподобляясь Христу, обрести возможность полного исцеления – победы над «плотью» (греховной природой) и восстановления «духа» (целостного состояния).

«По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин