Миссионерский колониализм и духовные гастарбайтеры

В контексте кросскультурного благовестия христианский этноцентризм естественным образом порождает колониальный подход к миссии, когда вместо благовестия миссионер, по сути дела, насаждает собственный образ жизни.

О миссионерской деятельности принято (и довольно приятно) говорить исключительно как о служении. Такому понятию как «власть миссионера» внимание практически не уделяется. Однако власть – это способность оказывать эффективное влияние на происходящее. И миссионер обладает целым рядом реальных рычагов власти, среди которых:

   - знания (лучшее владение информацией);

   - образование (более престижный статус);

   - техника (машины, компьютеры, звуковая аппаратура и т. п.);

   - гуманитарные ресурсы (еда, одежда, медикаменты);

   - финансы (трудоустройство, закупки, помощь).

Осознанно или неосознанно, иностранный миссионер зачастую обладает большей возможностью влиять на ситуацию, чем национальные служители. А где есть власть, там всегда имеется и возможность злоупотребления ею!

Крайне важно при этом осознавать, что у миссионера есть не только непосредственная власть, но и власть наделять властью других. Ведь возможность влиять на доступ к ресурсам – тоже ресурс! Не обязательно много иметь – достаточно просто иметь возможность перераспределять то, чем владеет кто-то другой. Непреднамеренно миссионер может сформировать сообщество «профессиональных друзей миссионера» – тех, с кем ему удобнее иметь дело, в чьем окружении он в меньшей мере ощущает стресс, к кому проявляет наибольшую симпатию. Как правило, это – люди, каким-либо образом зависимые от миссионера. Так формируется клан «духовных гастарбайтеров».

Термином гастарбайтер (от немецкого Gastarbeiter, гость-работник) обозначают людей из одной страны, приехавших на заработки в другую. Это слово вошло в обиход как заменитель ранее использовавшегося остарбайтер (нем. Ostarbeiter – работник с Востока), обозначавшего жителей Восточной Европы, пригнанных на работы в нацистскую Германию во время Второй мировой войны. 

На первый взгляд может показаться, что гастарбайтеры – весьма полезное явление для экономики принимающей страны. Они восполняют нехватку трудовых ресурсов, выполняя низкооплачиваемые работы, за которые не берутся местные жители. Однако на деле гастарбайтеры истощают экономику, потому что все заработанное ими утекает из страны. Налогов они не платят и в инфраструктуру страны (здравоохранение, образование, жилищный фонд, создание новых рабочих мест и т. п.) ничего не инвестируют. Так, трудясь в одной стране, они развивают другую.

Духовные гастарбайтеры – это мирские по сути люди, которые работают в христианских структурах – созидают Царство Божье с 9:00 до 17:00 с перерывом на обед. То ли там платят лучше, то ли трудоустроиться они больше нигде не могут, то ли иного ничего делать не умеют. В любом случае, гастарбайтер работает лишь на себя, он не созидает то Царство, в котором зарабатывает. При подборе местных сотрудников в условиях культурного шока выбор миссионера легко может пасть на «удобных людей» – владеющих его языком, никогда не перечащих, стремящихся во всем угодить, но не всегда при этом достойных, порядочных, жертвенных и бескорыстных.

Со временем ситуация становится взаимно обременительной. Чем дольше миссионер находится в стране и чем больше распределяемых ресурсов оказываются в руках его «друзей», тем сильнее и их зависимость от него. Ведь прошлые трудовые навыки они утрачивают, привыкают к привилегированному положению в своем обществе, и с отъездом миссионера или в случае конфликта с ним рискуют оказаться в затруднительном положении. Когда ресурсы на поддержание «друзей миссионера» иссякают, тот должен быть готов вместо благодарности услышать оскорбления, угрозы, клевету, а то и оказаться жертвой обмана или грабежа. Причем – под благовидным с их точки зрения предлогом: «Должен же кто-то позаботиться о моем будущем!». Так многие миссии лишаются помещений, машин, техники, денег – ресурсов, которые духовные гастарбайтеры присваивают «в уплату» за оказанные услуги.

Как от этого защититься? Ответ прост: лучшее средство для профилактики злоупотреблений «властью миссионера», как непосредственной, так и делегированной, – партнерское взаимодействие с духовно зрелыми национальными служителями. Писание призывает: «Не делайте ничего из эгоистичных или же из тщеславных побуждений. Будьте скромны и считайте других выше себя» (Филиппийцам 2:3, МБО). Необходимо взаимодействовать с национальной церковью: взаимно делиться ресурсами, взаимно распоряжаться имуществом, взаимно учувствовать в принятии решений.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин