Христианский этноцентризм (продолжение)

Ревнитель читательского благочестия Facebook забанил меня на сутки за сопровождавшее эту публикацию фото смиренного одеяния скромных девушек из Папуа – Новой Гвинеи. Приходится сопроводить ее изображением, более соответствующим культурным представлениям цензуры ФБ о целомудрии. Итак, 

Однажды вождь южноамериканского племени сказал миссионеру: «Мой народ согласен последовать за Иисусом. Что мы должны для этого сделать?» Тот ответил: «Вы должны принять подобающий ученику Христову вид и в воскресный день, придя в церковь, публично покаяться». «А какой вид подобает ученику Христову?» – спросил вождь. «В первую очередь вы должны обрезать свои бескрайние космы – мужчине надлежит иметь короткую стрижку. Слово Божье гласит: “Если муж растит волосы, то это бесчестье для него”  (1 Коринфянам 11:14).

Также снимите эти бесформенные балахоны – одежда христианина должна быть аккуратно пригнана по телу. Не забудьте обуться – входить в дом Господень босиком крайне неуважительно. И скажите своим людям, чтобы поменьше скалились, уставившись на цивилизованных прихожан. Будьте серьезны – Господь не терпит легкомыслия. О прочих установлениях вы со временем узнаете из проповедей».

Когда вождь передал эти слова своему народу, над станом поднялся горестный вой. От них требовалась непомерная жертва, ведь подлинный воин мог лишиться волос только вместе со скальпом! Но они уже знали что цена, которую заплатил Иисус была несказанно выше, и желание обрести вечную жизнь со Христом превозмогло. Обливаясь слезами, мужчины впервые в жизни состригали свои волосы, а женщины ушивали их одеяния. Всю ночь они сплетали себе из кусков кожи мокасины.

Поутру, неуклюже протискиваясь через двери церкви в непривычных одеяниях, они, скорее, напоминали не группу прихожан, а труппу из бродячего цирка. И что же они увидели внутри? На узких скамьях тесными рядами сидели коротко остриженные мрачные люди, затянутые в плотные сюртуки. Стены же были украшены изображениями Иисуса и Его учеников – босых, длинноволосых, улыбающихся и в развевающиеся на ветру одеяниях. «Ты обманул мой народ, – сказал вождь миссионеру, – здесь ученики Иисуса есть только на картинках. Мы принимаем Его, но не принимаем вас».

Другого миссионера, в Папуа – Новой Гвинее, смущала одежда местных женщин (точнее – отсутствие таковой), и он посвятил очередную проповедь библейскому учению о подобающем облачении христианок. Слушательницы поняли, что относились к вопросу скромности и целомудренности в одежде недостаточно серьезно, и в следующий раз пришли на поляну собраний все в тех же набедренных повязках, но уже без костяных украшений. Свои головы они благочестиво покрыли лопухами, сорванными по дороге – так они, в соответствии со своим пониманием упреков миссионера, исполнили библейское предписание: «Женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью» (1 Коринфянам 11:10, ВБПЦ).

Писание приводит пример того, как ранняя Церковь реагировала на этноцентризм иудейских учителей, наставлявших христиан Антиохии, что «если вы не будете обрезаны по обычаю, установленному Моисеем, вы не можете быть спасены… – Иаков сказал: – Братья, послушайте меня. Симон рассказал нам о том, как Бог впервые решил составить из язычников народ для Себя. Об этом говорили и пророки, как написано: “Затем Я возвращусь и восстановлю павшую скинию Давида. Я восстановлю ее руины и воссоздам ее, чтобы оставшиеся из людей и все народы, которые были названы Моим Именем, стали искать Господа. Так говорит Господь, Который объявил об этом издревле” [(Амос 9:11-12)]. Поэтому я считаю, что мы не должны создавать трудностей для язычников, обращающихся к Богу. Напротив, мы должны написать им письмо, предупредив лишь, чтобы они воздерживались от вещей, оскверненных идолами, от разврата, от мяса удушенных животных и от крови. И чтобы не делали другим того, чего себе не желают. Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе и читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:1, 13-21, МБО).

Это постановление имеет кросскультурное, а не нравственное значение. Здесь говорится не о замене Закона Моисеева каким-либо новым учением. Нравственные нормы неизменны, поскольку отображают благой и неизменный характер Бога. Речь идет исключительно о необходимости воздерживаться от тех видов поклонения, что несовместимы с почитанием Бога истинного. Во Христе мы получаем освобождение не от культуры, а вместе с культурой!

«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Коринфянам 12:13).

«Вы уже “сняли с себя” ваш прежний образ жизни. Вы “оделись” в новую природу, обновленную истинным знанием и являющуюся образом Самого Создателя. И нет уже ни грека, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос. Поэтому как избранные святые и любимые Богом “оденьтесь” в сострадание, доброту, смирение, кротость, терпение. Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил. И ко всему этому добавьте любовь, которая объединяет все в одно совершенное единство» (Колоссянам 3:9-14, МБО).

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин