Христианский этноцентризм

Отождествление праведности с определенным типом культуры можно считать христианской разновидностью этноцентризма. Испытывая Божье водительство в своей жизни, мы склонны делать заключение, что только так Бог и должен действовать, забывая, что понятия «Бог» и «должен» несовместимы по определению!

Рассказывают историю о миссионере, который, перегорев в служении, разочаровался в вере, впал депрессию и уже был готов наложить на себя руки. Он пошел к реке под мост, чтобы утопиться. Но прежде, чем кинуться в воду, этот человек почувствовал побуждение помолиться напоследок – попросить у Господа прощения. И тут он испытал чудесное прикосновение Святого Духа! Слезы покаяния потекли по его лицу. Он преисполнился радостью и ликованием, и с обновленным усердием стал служить Господу. Одна оставалась проблема – он регулярно приводил свою общину молиться туда, под мост. В его понимании это было место особого Божьего присутствия.

Нередко мы аналогичным образом идентифицируем Божье присутствие с определенным местом, ритуалом, видом еды или питья, одеждой, жаргоном, типом поведения. Однако «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17), а Дух дышит, где хочет (От Иоанна 3:8).

Христианский этноцентризм развивает гордыню, создает иллюзию собственного превосходства, порождает колониальное отношение: моя культура более развита, технологически продвинута, экономически состоятельна и образована, а потому:

- Я – ваш духовный наставник (то есть слушайте только меня).

- Мое образование позволяет мне разбираться, что будет лучше для вас (я буду говорить, вы – слушать и подчиняться).

- Я должен исправлять ваши ошибки (я же обладаю высшим знанием).

- Я буду воспитывать, наставлять и обучать вас (вы должны сделаться моей копией).

- Я здесь, чтобы помочь вам (делайте, как я говорю!).

Но на все это «Писание говорит: “Верующий в Него не будет постыжен”. В этом между иудеем и язычником нет никакого различия – один и тот же Господь является Господом всех и обильно благословляет всех, кто взывает к Нему» (Римлянам 10:11,12, МБО).

Ярким проявлением культурного шовинизма был лозунг пуританской экспансии в Северной Америке XVII в.: «Сперва цивилизация – потом евангелизация». Считалось, что «примитивные» народы не в состоянии принять Христа, и поэтому сначала они должны быть «цивилизованны». Приобщение коренных жителей к цивилизации сводилось к колониальному порабощению, разрушению устоявшегося образа жизни и той среды обитания, к которой этот образ жизни был приспособлен, перемещением целых племен в резервации. Благовестию этим народам такой подход послужил в наименьшей степени.

Вне искупительной Божьей благодати всякая культура – тюремная камера. Да, наша камера нам роднее, и в ней нам комфортней. Но это не значит, что в ней мы свободнее. Только Христос дает подлинное освобождение. 

Распространение Царства не означает перевод людей из одной камеры в другую. Замена одних традиций другими не устраняет причины рабского состояния человека, пораженного грехом: «Может, эти правила и создают видимость чего-то мудрого, навязывая самодеятельную религиозность, самоотречение и изнурение тела. На самом же деле это нисколько не помогает одержать победу над страстями и злыми мыслями» (Колоссянам 2:23, МБО).

Иудеи отождествляли познание Бога с определенными культурными предписаниями, и Господь предостерегал их от этого через Своего пророка: «А говорят: “кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного” Им говорили: “вот – покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение”. Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены… Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Исаия 28:9-10,12-13, 16). 

Никакие правила не делают нас более или менее добродетельными – на это способна только благодать Божья.

Продолжение следует.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин