Особые требования

Признаками здоровой церкви являются здравая библейская практика (Жизнь), здравое библейское учение (Истина) и здравое библейское руководство (Путь). И хотя признаки эти взаимосвязаны, здравое библейское учение играет среди них ведущую роль, являясь залогом и здравой библейской практики, и здравого библейского руководства. В связи с этим Писание призывает, при иерархическом равенстве всех церковных служений, в трех аспектах относиться к тем, кто несет диаконию слова, особо:

      - предъявлять им особые требования,
      - обеспечивать им особую защиту,
      - оказывать им особое уважение.

В наставлениях апостола Павла (1 Тимофею 3:1-12) приводятся общие квалификационные требования к служителям (диаконам) вообще и особые требования к служителю слова. Из их сравнения видно, что служитель слова в значительной мере должен соответствовать тем же критериям, что и всякий другой Божий служитель. По большому счету, все совпадающие характеристики сводятся к одной исходной: он должен быть непорочен (ανεπίλημπτον, анэпИлэмптон – безупречный, безукоризненный; буквально – неуязвимый для нападок; ВБПЦ – «вести такую жизнь, чтобы у людей не было оснований для осуждения»). Но имеется и несколько определенных различий.

Во-первых, служитель слова, в отличие от остальных служителей, должен быть учителен (διδακτικόν, дидактикОн – способный учить). Ведь именно в этом и заключается его предназначение. Это понятие предполагает также способность и желание учиться. Ведь, чтобы младенец получал с молоком все необходимое для роста и развития, его кормилице следует самой питаться должным образом. Подобно этому и Божий домостроитель нуждается в обильном рационе добротной духовной пищи. Он должен не только разбираться в том, чему он учит других, но и сам постоянно получать здравое наставление, обеспечивающее его рост в познании Господа и защищающее его от духовного истощения (1 Тимофею 1:7, Евреям 5:12). Более того, наставник церкви должен сам неуклонно следовать тому, чему учит, дабы не подвергаться апостольскому нареканию: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Римлянам 2:21). Павел призывает: «Будь примером для всех верующих – в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте» (1 Тимофею 4:12 РБО).

Далее, пресвитер должен быть страннолюбив (φιλόξενον, филОксэнон – гостеприимный, радушный). «Дела, которые ты делаешь для братьев, в том числе и для нездешних, говорят о твоей верности» (3 Иоанна 1:5 РБО). И, опять же, это не только проявление заботы о странствующих служителях. Замыкаясь в пространстве собственной общины, несложно придти к заключению, что только так, как Дух Святой действует в нашей общине, Он действует и повсюду. Давая кров служителям из иных мест, пребывая в общении с ними, церковный наставник расширяет собственный кругозор в отношении «многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4:10) и получает назидание извне, служащее профилактикой «духовного застоя». Проточные воды не дадут водоему заилиться и превратиться в болото.

Также от служителя слова требуется, чтобы он был не из новообращенных – «чтобы не возгордился и не подвергся тому же осуждению, что и дьявол» (1 Тимофею 3:6 ИПБ). Это необходимо, чтобы всем было ясно, что мы имеем дело со свободно порхающей бабочкой, а не с высоко подпрыгивающей гусеницей, все еще остающейся в заложниках гравитационного поля собственной греховности. Как мы видим, к прочим служителям столь жесткое требование не прилагается. Несущие какое-либо иное служение могут быть из новообращенных. Однако и это должны быть люди не случайные. «Пусть сначала покажут себя, а потом, если безупречны, приступают к служению» (1 Тимофею 3:10 РБЦ). Всем Божьим домостроителям следует быть из числа верных, а не младенцами во Христе.

Наконец, четвертым отличительным требованиям к служителю слова должно быть доброе свидетельство от внешних. «Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды» (1 Тимофею 3:7 РБО). Господь взывал к Отцу: «Я молюсь не о том, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы Ты сохранил их от зла» (От Иоанна 17:15 МБО). Он заповедал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (От Матфея 5:16). Для того, чтобы Церковь могла осуществлять пророческую роль Божьего присутствия в мире, ей надлежит делать это «прославляя Бога и пользуясь добрым расположением всего народа» (Деяния 2:47 МБО). Кому, как не ее предстоятелям подавать в этом первый пример?

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин