«Святая простота». Логические ошибки (часть 81)

«Простота хуже воровства», – утверждает народная мудрость о подходе, при котором из всех возможных вариантов выбирают наипростейший, но не потому, что он верен, а из-за нежелания или неспособности иметь дело со сложной задачей.

Причиной такого подхода является волевая, интеллектуальная, эмоциональная или духовная леность. Поддавшись ей, человек не только отказывается от попыток серьезно разобраться в чем-либо, что сложнее приготовления яйца всмятку, но и перестает осознавать глубину своей некомпетентности, начинает переоценивать собственные способности. «Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Притчи 26:16). «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут», – говорит, якобы, Воланд (олицетворение лукавого в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») за завтраком немецкому философу Иммануилу Канту (1724 – 1804), который, к слову сказать, в свои профессорские годы обыкновения завтракать не имел.

В психологии данное явление получило название «эффект Даннинга – Крюгера». Невежда никогда не сомневается в собственных способностях, а сочетание невежества с гордыней порождает бесстрашие. Тот, чье кредо «слабоумие и отвага», готов ничтоже сумняшеся браться за любое дело, вплоть до вершения народных судеб и управления государством!

Именно из-за тяги к «простым решениям» Ровоам отвергает рекомендации старцев, с которыми советовался сам Соломон, и, в итоге, разрушает царство своего отца (3 Царств 12). Но нередко эта склонность подталкивает к необдуманным решениям и людей, наделенных знаниями и опытом. Она становится для них ловушкой, ведет к необратимым последствиям: Аврааму приходится радикально решать конфликт между своими женами Сарой и Агарью, Моисей становится изгнанником в земле Мадиамской, Пилат вынужден отпустить на волю разбойника Варраву…

К сожалению, со «святой простотой» приходится также встречаться при толковании Писания и в библейской проповеди. Нежелание разобраться в реальном значении текста порождает широкий спектр, мягко говоря, странных идей от «народного богословия» и «общеизвестных библейских истин» до экзотических «доктринально обоснованных» предписаний.

Так, в середине XIX века из числа молокан северного и южного Кавказа выделилась так называемая секта сопунов. Ее основателем был крестьянин Лукьян Соколов (?–1862). Размышляя над словами псалмопевца «Окропи меня иссопом, и буду чист» (Псалмы 50:9), он пришел к выводу, что ученики Христовы должны «сопеть», то есть щедро орошать окружающих носовой слизью (в просторечии – соплями), интенсивно дуя друг на друга через нос. Так, по его мнению, достигалось взаимное очищение от грехов. Чистосердечно желая верно следовать указаниям Писания, «пророк» не желал знать, что библейский иссоп – это пучок травы, который храмовые священники, обмакнув в кровь жертвенного животного, использовали в качестве кропила.

Притчу о неверном управителе, как правило, в проповедях о Царстве обходят стороной. Но уж если до нее добираются, персонаж ее оказывается не только вором, но и белоручкой. Ведь он же сам заявляет: «Копать не могу, просить стыжусь» (От Луки 16:3). Проповеднику невдомек, что речь ведется отнюдь не о ручном труде. «Копать» – эвфемизм понятия «воровать» (см. Исход 22:2, Иов 24:16, От Матфея 6:19). У героя притчи, оказывается, есть и совесть, и стыд. А если бы хозяин обвинял его в воровстве, то судил бы по Закону Моисееву. Тот же вменяет своему менеджеру профнепригодность и назначает аудит с угрозой увольнения. С другой стороны, именно непонимание сущности эвфемизмов породило «общеизвестное» учение о груди Авраама в притче о богаче и Лазаре как особой области загробного мира (см. «Подмена признака»).

В конце концов, в Писании есть тексты, о которых следует честно признаться: мы не имеем ни малейшего понятия, о чем идет речь. Например – «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Коринфянам 15:29). Апостол ссылается на некую практику, бытовавшую в коринфской церкви, которая не имела бы смысла, если бы не было воскресения мертвых. Но что это была за практика? Нигде в Писании мы не находим указаний относительно нее. Ни разу она не упоминается и в каких-либо раннехристианских тестах. Некоторые религиозные группы предлагают те или иные толкования этого стиха и даже создают на этой основе некие богословские предписания. Но все они, в конечном итоге, исходят не из того, что открыто, а из того, что неизвестно (см. «Ссылка на неведение»). Значение же этого текста в контексте Писания до нас, увы, не дошло.

Но есть у эффекта Даннинга – Крюгера и обратная сторона. В то время как люди недалекие готовы без раздумий хвататься за все, что угодно, человек опытный и ответственный, понимая ограниченность собственных возможностей и сложность предстоящих задач, зачастую проявляет неуверенность в своей компетентности для их разрешения. Ведь, как учил Конфуций, «Истинное знание – в том, чтобы знать пределы своего невежества». Говоря словами апостола, «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Коринфянам 8:2).

Тот же самый некогда бесстрашный Моисей, сорок лет спустя, когда Господь призывал его на служение, «сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исход 3:11)? Теперь, зная, на что способен, а на что нет, он опасается не справиться, совершить ошибку. Не ошибается же лишь тот, кто не делает ничего.

«Знающий не говорит, говорящий не знает», – так сформулировал этот принцип китайский современник поздних ветхозаветных пророков Лао-Цзы. Что ж, в этих словах, действительно, заключена мудрость. Но мудрость эта – мудрость человеческая. Божий же ответ – «Я буду с тобою» (Исход 3:12), «Я с вами во все дни до скончания века» (От Матфея 28:20). Павел пишет: «Я… знаю, в Кого я поверил, и знаю, что Он способен сохранить то, что я доверил Ему, до того дня. Пусть образцом правильного учения будет для тебя то, что ты услышал от меня. Живи с верой и любовью, которая в Иисусе Христе. Пусть Святой Дух, живущий в нас, поможет тебе сберечь то доброе, что было тебе доверено» (2 Тимофею 1:12-14 МБО).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин