Ссылка на безысходность. Логические ошибки (часть 62)

Данная ошибка предполагает, что некое умозаключение, решение или предложение правильно лишь потому, что, оказавшись в безвыходной ситуации, нужно что-то делать, а вносимое предложение вполне попадает под категорию «что-то» (как, впрочем, и любое другое). Как комично бы это не звучало, но именно такая риторика нередко стоит за множеством общественных бед – от этнических чисток и погромов до внеочередных парламентских выборов.

С неимоверным сарказмом дееписатель Лука рассказывает, как в Ефесе «произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых , они единодушно устремились на зрелище… Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались… и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» (Деяния 19:23-34). В конце концов, представитель властей заверил собравшихся, что те услышаны и с чувством удовлетворенного облегчения все разошлись по домам. И к чему, спрашивается, был весь этот шум?

С другой стороны, когда члены синедриона, выслушавши Петра и Иоанна, «разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подйте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит , и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ума (Деяния 5:33-39).

Нам явно есть, чему поучится у мудрого старца. Хаотические метания не приведут к цели, если неизвестно, в чем же заключается эта цель. Чаще всего в таких случаях наиболее логичным бывает не делать ничего. Ведь в отсутствии видения невозможно понять – приближает ли вас выбранное решение к чему-то желательному, или же отдаляет от него. Но как много усилий в церковных мероприятиях, программах и проектах предпринималось на основании сомнительной мотивации «Нужно что-то делать!»

Наиболее же часто в наши дни приходится иметь дело со ссылкой на безысходность, когда речь заходит о глобальных изменениях климата. Так, нашумевшая статья из журнала Newsweek за 28 апреля 1975 г. провозглашала: «Налицо зловещие признаки кардинального изменений погодных условий на Земле, предвещающих существенное сокращение производства продовольствия… Чем дольше мы медлим, тем труднее будет справиться с климатическими изменениями прежде чем те приведут к трагичной реальности». Как думаете, о каких климатических изменениях шла речь? О глобальном… похолодании! А спустя тридцать лет Барак Обама, тогда еще сенатор, заявит уже о глобальном потеплении: «Это не некая абстрактная реальность! Эта реальность уже наступила и порождает новое ужасное глобальное явление – антропогенную катастрофу».

Какова бы ни была исходная предпосылка, вывод один: Надо что-то делать («Ссылка на безысходность») + А то будет плохо («Ссылка на страх»). Но делать это что-то в любом случае надо за счет налогоплательщика, независимо от того, идет ли речь о гигантских правительственных программах в США или о введении сельскохозяйственных налогов на пищеварительные газы, испускаемые коровами в Нидерландах. Ведь финансируемые за счет все тех же налогоплательщиков исследования указывают на одновременный рост содержания углекислого газа в атмосфере и средней температуры на Земле («Подмена причины корреляцией»).

Но действительно ли глобальное потепление вызвано именно увеличением количества атмосферной углекислоты? Ведь на среднюю температуру куда сильнее влияет иной фактор – изменение солнечной активности. Да и среди парниковых газов угольный ангидрид оказывает не самый сильный эффект – всего от четырех до двадцати процентов, а техногенный диоксид составляет лишь 4% от его общего количества. В любом случае скорость потепления за последние несколько десятилетий остается неизменной, в то время как потребление углеводородов выросло более, чем вшестеро. Похоже, мы имеем дело еще с одной логической ошибкой – «Единственная причина» (разновидность «Мнимого следования»).

На самом деле наиболее влиятельным парниковым газом является водяной пар. Именно он обеспечивает 80-90% глобального парникового эффекта. Но он же является и наибольшим сдерживающим фактором этого явления. Чем больше солнечного тепла проникает на землю через атмосферу, тем сильнее испарение воды, мощнее облачный покров, и меньше тепла проникает на землю. В технике такой механизм самостабилизации называется «отрицательная обратная связь» (ООС). Самым сильным глобальным потеплением в истории был Всемирный потоп, когда массы горячей воды вылились на поверхность земли из ее недр. В итоге интенсивное испарение породило мощный облачный покров, приведший к теплым зимам с обильными снегопадами и к холодным летам, за которые снег, не успевая таять, спрессовывался в лед. Наступил Ледниковый период.

Бог создал водный покров как огромный термостат, поддерживающий диапазон температурных колебаний в пределах, необходимых для жизни. Последний известный нам минимум глобальных температур («Малый ледниковый период») приходился примерно на 1700, а максимум – на 900 гг. н.э., когда викинги еще занимались земледелием. И, кстати, нынешний уровень потепления еще далек от значений того максимума. Да и сама идея, что двуокись углерода является загрязняющим веществом, крайне безграмотна. Растительная жизнь невозможна без углекислого газа, а без растительной жизни невозможна жизнь животная. «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Исаия 45:18).

Кстати, не помните, чем занимались энвайронменталисты в промежутке между вышеупомянутыми кампаниями по борьбе с глобальным похолоданием и глобальным потеплением? Они боролись с озоновой дырой – естественной атмосферной воронкой над ледовым куполом Антарктиды, практически соосным с вращением Земли. И это при том, что озоновый слой – также система с отрицательной обратной связью. Ведь озон образуется из кислорода под действием ультрафиолетового излучения и сам же является наилучшим поглотителем ультрафиолета. Так что если озона мало, больше излучения проникает в атмосферу и тем самым генерируется больше озона. И, наоборот, когда озона много, ультрафиолет им отфильтровывается, и скорость распада превышает скорость его образования. Но с тех пор рынок охладительных систем, не содержащих фреона, достиг насыщения, и больше озоновую дыру никто не поминает.

Вышесказанное вовсе не значит, что мы не должны заботиться о природе. Человек был создан, чтобы владычествовать над Божьим творением, возделывать и беречь его (Бытие 1:28, 2:15). Однако какое отношение к этому имеет политический энвайронментализм? Если для решения проблемы глобального потепления нужно что-то делать, пусть уж лучше читают Библию. Это вполне вписывается в понятие «что-то делать», крайне полезно, и не ведет к наполнению карманов грантопоглотителей за счет наивного энтузиазма активистов и увеличения налогового прессинга на граждан.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин