Тайны Страстной недели: «Горница большая и устланная»

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495-1498 гг

Страстная неделя. Этому отрезку жизни Иисуса Христа Евангелия уделяют особое внимание. Из всего объема Новозаветних повествований, событиям последней недели земной жизни Христа отведено достаточно много место.

На протяжении всей истории Христианства описание этой недели досконально изучали многие текстологи и биографы Христа. Новым поколениям вряд ли удастся сделать какие-то открытия в этих событиях. Изучена каждая буква, каждая запятая. Но все-таки есть в Страстной неделе события, которые до сих пор не являются до конца понятными, потому что не хватает материала для их изучения.

Одной из их таких тайн является дом, где Иисус проводил с учениками Тайную Вечерю.

Что это за дом? Кто хозяин этого дома? Почему Иисус выбрал именно этот дом? Что Иисуса связывало с хозяином дома? Почему хозяина дома не было на Тайной Вечере?

Выбор этого дома Христом для учеников был неожиданностью. По еврейской традиции праздник Пасхи следовало проводить в своем собственном доме и со своей семьей. Ученики заранее начали беспокоиться. Ведь к Пасхе надо было готовиться. Помещение, в котором проводилась Пасха, должно было быть тщательно очищено и подготовлено.

Переживая об этом, ученики начали интересоваться у Христа:
Мф.26:17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 

Иисус предложил нетривиальный способ поиска места для Пасхи. Сам выбор дома был чудом для учеников. 

Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки:

Лук.22:10-13 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

Для нас, живущих в другой культуре, этот текст обычно не вызывает вопросов, но у учеников тут же должно было возникнуть недоумение. Встретить в определенное время в Иерусалиме мужчину с кувшином воды был шанс один к миллиону. Обычно за водой, в еврейской культуре, ходят женщины. Увидеть мужчину, несущего кувшин воды, было фактически невозможно. Только неженатые мужчины или вдовцы могли заниматься этой обязанностью. Скорее всего, в доме этого мужчины не было женщин. Другого объяснения мужчины-водоноса нет.

Данный факт дал историкам повод предполагать, что хозяин дома, которого пошли искать ученики Христа, был ессеем, давшим обет безбрачия. Учение ессеев, в то время во многом перекликалось с нравственным учением Иисуса Христа. Жили ессеи безбрачно, не потому, что отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака.

Часть учеников Христа были связанны с ессеями. Одним из ярких их представителей был Апостол Андрей, некогда бывший учеником аскетичного Иоанна Крестителя.

Удивительно и то, что, по преданию, человек с кувшином привел их на гору Сион, к богатому дому, в самом, как говорят ныне, «престижном» квартале Иерусалима. Указанный дом стоял практически в двух шагах от дома первосвященника Каиафы, где несколькими днями раньше состоялось совещание, и было принято решение арестовать Иисуса, судить и казнить Его.

Кому принадлежал этот дом, хозяин которого отсутствовал на Тайной Вечери? Кого мог знать Иисус из этого богатого квартала Иерусалима? Кто так легко согласился на то, чтобы в его доме «бунтарь» Иисус провел специальное собрание со своими учениками?

Из повествований Евангелистов видно, что хозяин богатого дома без долгих разбирательств и расспросов предоставил свое помещение для Тайной вечери.

Мр.14:14,15 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. 

Из этих текста становится понятным, что этот человек не только знал Иисуса, но и был даже готов к такому повороту событий, был готов предоставить такую возможность для празднования Пасхи. Комната уже была готова к такому мероприятию.

Кто хозяин этой горницы? Почему он приготовил ее?

«Ночной разговор Иисуса и Никодима», картина Крейна Хендрикса

Многие историки обращают взоры к Никодиму. Никодим был богатым горожанином и членом верховного синедриона, «[один] из начальников Иудейских», но при том и – тайным учеником Христа.

Никодим трижды упоминается в Евангелии от Иоанна.

В третьей главе описывается его тайный визит ночью к Иисусу, во время которого Христос рассказывает о необходимости рождения свыше. Но Иисус не ограничивается только этим.  Он сообщает Никодиму, что настанет время, когда Сыну Человеческому необходимо будет пострадать за все человечество.

Иоан.3:13-15 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 

Возможно, этот разговор с Иисусом произвел в Никодиме достаточно серьезные перемены, хотя изначально Никодим приходил к Иисус, чтобы представить интересы некой религиозной верхушки.

Иоан.3:2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 

Местоимение «мы» указывает на то, что Никодим был представителем некого сообщества, пытающегося о чем-то договориться со  Христом. Скорее всего, Никодим был послан синедрионом для подтверждения истинности пришедшего Мессии. Но разговор был повернут Христом в другую сторону.

Возможно, по причине знания истинной природы Христа, Никодим и был готов предоставить Ему свое жилище для проведения Тайной Вечери. Иисус попросил своих учеников обратиться к хозяину дома с такими словами:

Мф.26:18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 

Можно предположить, что имя Никодима не фиксируется в этом тексте по причине того, что симпатия Никодима к Христу оставалась скрытной. По неизвестной нам причине он остается «тайным учеником» Господа, не раскрывая себя.

Сионская горница. Иерусалим. Наше время

С большой долей вероятности можно утверждать, что послание, которое принесли ученики хозяину дома, было ему понятным и не требующий разъяснения.

Симпатия Никодима ко Христу появлялась и в других ситуациях. Подавая голос за Христа перед синедрионом,  Никодим пытался повлиять на судьбу Иисуса непосредственно перед заключением и казнью Господа. Это еще раз доказывает его серьезные, но скрытые симпатии ко Христу, после их встречи.

Иоан.7:50-53 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам.

Итак, если наши размышления правильны, то хозяином этого дома мог быть только один человек с похожими характеристиками, о котором мы находим повествования в Евангелиях. Этот человек – Никодим.

В христианской традиции, основанной не только на Библейском откровении, Сионская горница была не только местом совершения Тайной Вечери, на которой Иисус Христос омыл ноги двенадцати апостолам (Ин.13:4-11) и установил Таинство Евхаристии (Мф.26:26-29), но и обычным местом, где пребывали апостолы в Иерусалиме после Тайной Вечери, а также место собрания первой христианской церковью. Кроме того, согласно преданию, здесь произошли многие другие события, описанные в Новом Завете, а именно:

   1. Некоторые из явлений Христа после Воскресения (Мр.16:14; Лук.24:36; Иоан.20:19-23, 26-28);

   2. Собрания учеников после Вознесения Христа (Деян.1:13);

   3. Избрание Матфия в число двенадцати Апостолов (Деян.1:15-26)

   4. Схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы ( Деян.2:1-4)

   5. Возможно, первый собор Христианской Церкви — Апостольский собор (Деян.15:1-34) около 50 года.

Дом Тайной Вечери простоял немногим более шести веков и был разрушен в числе многих других зданий Иерусалима во время персидского нашествия. Здание, которое сохранилось до наших дней, построено на месте Дома Тайной Вечери крестоносцами в XII веке. Поэтому комната, ставшая символической Сионской Горницей, сохранила черты готического стиля той эпохи. Примечательно, что, по иудейскому преданию, на этом же месте был погребен царь Давид, из рода которого вышел Иисус. И со Средних веков на первом этаже дома установлена почитаемая иудеями гробница царя Давида.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Пастор Иоганн Глюк - человек легенда и Ризома Церкви. Размышления о "НОВОЙ" Церкви

Бердышев Андрей