Ссылка на завершение и Ссылка на веру . Логические ошибки (часть 60 и 61)

Ссылка на завершение

Данная логическая ошибка совершается, когда истинной признается та точка зрения, которая ведет к скорейшему завершению дискуссии. Такое согласие с недоказанным выводом лишь ради того, чтобы поскорее достичь результата (каков бы он ни был), может также рассматриваться как частный случай ошибок «Ссылка на желаемое» и «Ссылка на полезность», когда в качестве желанного и предположительно полезного выступает стремление прекратить само обсуждение.

«Поспешишь – людей насмешишь», – гласит народная мудрость. Лишь тщательный анализ тезиса в свете критериев истинности суждения поможет избежать ложных выводов. Ведь скоропалительные необдуманные решения чреваты не только смехом со стороны окружающих, но и проблемными последствиями, как правило – необратимыми, и, зачастую, – весьма серьезными.

Тем не менее, стремление к быстрому результату весьма распространено. В частности – в следственно-судебной практике, когда хочется как можно скорее отчитаться о закрытии дела. Но Писание предостерегает как от скоропалительных следственных решений, так и от надежды на таковые. «Тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно», – свидетельствует праведник (Иов 29:16), а мудрец предупреждает: «Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?» (Притчи 25:8).

Именно такая поспешность была проявлена в суде над Иисусом. Вопреки требованию закона слушание дела не было отложено до утра. Несмотря на поздний час, «привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники… Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны…» (От Марка 14:53, 55-56). В итоге из всех возможных обвинений было выбрано то, что позволяло как можно скорее устранить причину раздражения.

Сегодня в богословских дискуссиях, когда руки братьев уже тянутся к камням, финальным аргументом зачастую становится: «Да ладно, на спасение же это не влияет!». Что ж, если суть дискуссии была в этом, то ее и начинать-то не стоило. Ведь спасение – от Господа, по благодати. Так что на него вообще ничто не влияет и наши мнения на нем никак не отражаются. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефесянам 2:8). Оно – не от догматики и не для догматики. И не от дел (2:9), а на дела (2:10).

Ссылка на веру 

С этой ошибкой приходится иметь дело, когда за неимением аргументов предлагается «просто верить» утверждением собеседника – будь то богослова, таксиста, продавца, риелтора, политика.

Чаще всего в таком подходе подозревают религиозных деятелей. Причем, зачастую – весьма оправдано. Но Писанию чуждо представление о слепой вере. Библейская вера всегда основывается на степени доверия как по отношению к предмету веры, так и к источнику сведений, принимаемых за достоверные. «Придите – и рассудим, говорит Господь» (Исаия 1:18), а Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исход 20:2). Господь призывает Израиль следовать за Собой потому что Он – именно Тот, Кто дал ему свободу. И в дальнейшем Он неоднократно предлагает Своему народу убедиться в Собственной верности, призывая его на этом основании к верности ответной.

Писание, обвиняя мир, что тот не познал Бога своей мудростью, вовсе не говорит, что Бог непознаваем и требует «слепой веры». Напротив оно утверждает, что люди могут узнавать о Боге через рассматривание свидетельств, явленных Им в Его творении (Римлянам 1:19-20) и даже посредством своих собственных мыслей и совести (Римлянам 2:12-15). Евангелист-исследователь Лука сообщает, что явления воскресшего Иисуса сопровождались «многими верными доказательствами» (Деяния 1:3). А Павел даже цитирует рифмованный стих арамейского происхождения, перечисляющий свидетелей Его воскресения (1 Коринфянам 15:3-7). «Я знаю, в Кого уверовал, – провозглашает апостол, – и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тимофею 1:12).

 

Евангелист приводит интересный пример, указывающий на разницу между «просто верой» и верой спасительной: «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (От Луки 17:11-19).

Примечательно, что как раз вернувшийся самарянин и нарушил указание Иисуса «пойдите, покажитесь священникам», а девятеро – исполнили. Почему же именно он снискал одобрение от Спасителя? И почему только его спасла вера, если поверили, пошли и очистились все десять?

Согласно Торе прокаженный был не только болен физически, но и не имел возможности приходить в Храм для поклонения, будучи ритуально нечист. Очистившиеся должны были воздать славу, хвалу и благодарение Богу, показавшись священникам как Божьим посредникам, чтобы те засвидетельствовали очищение. Все десятеро «просто веровали» в предстоящее очищение – иначе, зачем пошли бы они к священникам? Приди они в Храм, не очистившись дорогой, их бы побили камнями еще на подходе. Но спасительной верой является не «слепая вера» в исцеление, а оправданная вера в Исцеляющего – в то, что Иисус есть Христос, Помазанник Божий. Именно эту веру и засвидетельствовал самарянин своим возвращением. Он один из всех понял: зачем идти к посредникам, когда имеется возможность «воздать славу Богу» непосредственно, возблагодарить Того, в Ком воплощена Божья власть? Таким образом, девятеро исполнили заповедь Закона, десятый же нарушил и заповедь, и указание Учителя, но наилучшим образом исполнил то, ради чего эта заповедь давалась.

Уже само словосочетание «просто вера» должно настораживать. Выражения типа «просто», «очевидно», «бесспорно», «несомненно», «само собой разумеется» и т.п. зачастую могут служить индикатором, что у вашего собеседника просто нет аргументов в поддержку его точки зрения.

В книге Деяний рассказывается о том, как христиане Фессалоник «отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием» (Деяния 17:10,11). В чем де заключались благомысленность и усердие Верийцев? В слепой вере? Отнюдь! Они уверовали, «ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (17: 11). Именно такой благомысленности и ожидает от нас Господь!

На поверку как раз атеизм, отвергающий свидетельства творения, разума, Писания, исторических фактов, исполненных пророчеств, преображенных жизней уверовавших и т.п., оказывается слепой «просто верой».

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин