О коронавирусе, холере, Одессе, клозетах и разрухе душ человеческих...

Философские размышления об эрозии человечности, а проще-  рецензия к фильму Одесса- 2018 года

Слышал о достаточно новом фильме, снятом  о моём родном и лучшем для меня до сего дня городе Одесса. Фильм Одесса 2018 г. Никак не представлялось возможности  посмотреть, при моем напряжённом графике. 

А тут по случаю представилось. Большинство фильмов смотрю в дороге, в  самолёте или что-то вроде этого.

Даже не думал, что события фильма разворачиваются  в 1970 году, когда в Одессе разгорелась эпидемия холеры. Море было загрязнено. Водопровод  был заражён. Жизнь парализована. Множество смертей. Город окружён блокадой. Все поезда и рейсы отменены. 

Я родился через три года после эпидемии. Но всё своё детство я слышал о том, какое страшное горе посетило наш город и ещё долго слышались отголоски пандемии.

Никаких фактов и подробностей не публиковалось вплоть до современного времени. В советское время же жили. А в советском союзе как известно всегда все было хорошо, даже тогда, когда все очень плохо было. Внизу помещаю  ссылку на архивы КГБ о данном случае. Которые опубликованы  достаточно недавно. 

И вот,  фильм Одесса. Для меня явление немного неожиданное. Думал, будет о смешном, а оказалось, как всегда о грустном. Хотя конечно все сделано тонко, в стиле одесского юмора, а он как водится специфический и часто не одесситам, весьма не понятный.

Конечно гениальные Ярмольник и Розанова и вообще ансамбль актеров, подарили очень хорошую почву к размышлению.

Впрочем, идея фильма, которая сквозит всей красной нитью ленты, не нова. Ещё Булгаковский профессор  Преображенский объяснил всем нам очень доходчиво, что мол разруха не в клозетах, а в головах.

Вот и фильм о том же. 

Холера это плохо. Это ужасно. Это вероломно. Особенно если город полностью закрыт. И нарушаются планы и привычный распорядок жизни героев фильма. Они оказываются заложниками непонятной холеры, непонятно откуда взявшейся, и кстати не понятно в последствии куда девшейся. Ну что характерно. Герои фильма живут постоянно в страхе от того, чтобы не заболеть холерой.  А страдают и мучаются совершенно от других вещей. Что характерно для фильма, ни один из героев не заболел. И никто не умер. Где-то там, на заднем плане, как бы фоном, сообщается что кто-то болеет и умирает. Но все герои фильма испытывают иную холеру. Холеру душ человеческих. Потому что разруха она не в клозетах, а в головах и душах людей. Холерные события, лишь являются катализатором всей той дряни, которая находится внутри человека. Холера во вне  это ужасно, но куда ужасней холера внутри человека.

Вы конечно понимаете, что я испытывал во время просмотра фильма? Получается в самый разгар, также непонятно откуда взявшийся холеры 21-го века – какого-то коронавируса, которое почему то айфон упрямо исправляет  с заглавной буквы и давно имеет в своём словаре . 

Такие страшные слова как холера, чума, хотя бы привычны русскому уху. 

А тут какое- то новоявленное, постмодернистское имя вируса. Также не понятно откуда взявшегося. И думаю через год непонятно куда исчезнувшего.  

Скорее всего, если бы я смотрел этот фильм лет пять назад. То такие  детали фильма, как постоянное напоминание героям мыть руки, следить за личной гигиеной, пользоваться антисептиками и прочее. Наверное так остро бы  не воспринимались мной, как сейчас. А может я вообще бы прошёл мимо  этого фильма или не понял его совсем. Если бы не пандемия сегодняшнего дня. А тут как-то в унисон получилось. Как говорится, на злобу дня!

Герои вроде  бы и боятся. А вроде бы и жить хотят. 

Цепляет то, что никакая холера не мешает героям продолжать достигать своих страстей. Любить и ненавидеть. 

Злиться и скандалить. И кстати заботиться, «а шо мы будем кушать?» (устами еврейской мамаши). Другими словами жить и бороться!

Или например всем  сердцем желать иммигрировать  в Израиль и «свалить из совка» . Или  уехать дипломатом в ГДР. Или просто «сдохнуть и провалиться» как говорят герои.

Большинство действующих лиц  фильма это члены еврейской семьи. А вы понимаете, что такое быть евреем в 70 годы, прошлого века? Ведь это не было так модно как сейчас. Я будучи оттуда, понимаю, что это значило тогда.

Холера гуляет по городу. А человеческие страсти не утихают. Настойчиво бросается в глаза, как герои тихо ненавидят друг друга. Да ещё и эта Набоковская тема от Лолиты, как острая  часть сюжета.

Взрослый семейный мужчина, теряет голову от шестнадцатилетней нимфетки и забывает и про жену и про сына. И она непонятно почему так страстно желает его. И кого ищет в нем? Мужчину или отца?

Тема кстати не самая главная в фильме. Но как некая краска. И ведь холера даже их не остановит. Как говорится, ничто человеческое им не чуждо, даже в разгар эпидемии. 

В конце фильма испытал  какое то замешательство внутри. Вроде и финал хороший.  И повторяю, никто не умер. 

А осадочек остался. И четкое понимание. Холера не в водоемах  и водопроводах. Она внутри человека. Это не просто какая- то там бактериальная палочка. Это что- то намного опаснее, что изнутри съедает человека, размывая тонкую грань человечного и звериного.

Люди боятся вирусов. Боятся смертей. При этом вирусы лезут из душ, из чувств. Уже искренно  не знаешь кого бояться- то? Вирусов или человеков? Которые шипят на тебя от того, что ты случайно подавился слюнной и кашлянул. Как сказала одна  моя знакомая, пожалуй один раз кашлянув и словив на себе злые взгляды пассажиров в маршрутке, второй раз уже и не захочешь кашлять.

Звериные инстинкты, так сидящие в каждом из нас, почему то начинают рваться из нас наружу, когда вокруг создаётся атмосфера опасности и тревоги. 

Желание выжить, любой ценой, даже если придётся пройтись по ближнему и раздавить его. Ну или просто отшвырнуть. Это всё очень сильно отражает нечто звериное в нас и нейтрализует человеческое. 

Ведь проблема совсем  не в вирусах. Не в холере и чуме или какой -то там «короне». . .

Даже если исчезнут все вирусы на этой земле. Которые обитают в  природной среде. Вирусы души и человеческой сущности  намного страшнее.  Но человеку не свойственно бояться зла внутреннего, но зато так свойственно трястись от опасности снаружи.

А ведь большинство человеческих жертв в истории пало не от природных катаклизм и болезней. А от войн и холокостов, геноцидов и прочего безумия, рождённого не вирусами, а человеческой сущностью.

Человек, созданный своим Творцом по Его образу и подобию, и впоследствии взбунтовавшийся против своего Создателя, без Бога является самым опасным и чудовищным  вирусом на земле, со своей короной и холерой внутри.

И только вернувшись к Господу, мы можем реально иметь Благодать  и милость , победить это зло внутри себя и снова стать человеком. 

Счастья Вам, друзья и благодати победить это зло…

Игорь Голоскубов, март 2020 года

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Что делать, если дети выросли в церкви, а теперь и слышать о ней не хотят? и Пустите детей, впустите их во все сферы церкви, служения