Неловкий вопрос и Таинственный персонаж. Логические ошибки (часть 55 и 56)

Подмена абсолютного относительным

Подмена относительного абсолютным или абсолютного относительным происходит, когда спорящий, неумышленно или злонамеренно, утрачивает различение идеальных понятий (например – благо, истина, непорочность) и их сравнительной степени (лучше или хуже, более или менее верно, в большей или в меньшей степени праведно).

Однажды мне довелось иметь дело с благочестивым человеком, который реально довел себя до полного изнурения, пытаясь исполнить заповедь «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:48). Проблема была вовсе не в заповеди, а в том, что человек этот не видел разницы между ней, и другой, внешне весьма схожей: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:16; Левит 11:44,45, 19:2, 20:7,26). Слово «святой» означает иной, особо отличаемый от прочих. Господь «Свят, Свят, Свят» (Исаия 6:3) – в мире не существует ничего, тождественного его Создателю. И Он призывает Своих детей: будьте иными, не такими, как этот мир, потому что Я не таков, как этот мир! Это – требование безусловное! В заповеди же о совершенстве речь идет о вполне конкретной добродетели – нелицеприятии: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:44-45,48). А абсолютного божественного совершенства человек, конечно же, достичь не может, ведь он – творение, а не Творец.

Подобным образом некто может заметить: как может Павел называть членов коринфской общины святыми (1 Коринфянам 1:2), если сам же обвиняет их в раздорах и разделениях, близкородственных сексуальных связях, гордыне, эгоизме и прочих грехах? Но апостол однозначно указывает: послание адресовано «освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» (1 Коринфянам 1:2). Святость, обретенная во Христе Иисусе – абсолютная категория! Сами же мы еще только учимся «поступать достойно звания» (Ефесянам 4:1), которое уже носим. Павел пишет Коринфянам: не потому, что у вас случается подобное, мы будем лишать вас звания святых, а потому, что вы носите это звание, у вас подобного не должно быть. Но даже о себе он свидетельствует: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13,14)

Кстати, доводилось ли вам всюду, где это уместно и где неуместно, слышать в проповедях или видеть – на плакатах ли, на магнитиках ли для холодильника, на автомобильных наклейках – библейскую цитату: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13)? Безусловно, вне какого-либо контекста под словом «всё» подразумевается именно всё, т.е. всё, что угодно. Но разве об этом пишет апостол? Мало того, что мы имеем здесь дело с ошибкой подмены контекста, так еще и способности в этом тексте имеются в виду вполне конкретные. Апостол пишет: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (4:11,12). Боюсь, это не совсем то, к чему стремится владелец такого магнитика на холодильник.

Ссылка на лесть

Прибегающий к этой уловке нахваливает своего оппонента, используя лесть в качестве наживки, которую тот должен заглотить, чтобы попасться на крючок сдобренного ею утверждения. Нам говорят: «Человек вашего ума не может не усмотреть проблем с обсуждаемым тезисом». Или – «Вы достаточно проницательны, чтобы прийти к следующему выводу». Или – «С вашей квалификацией не стоит даже обращать внимания на подобные глупости». И мы, видя, что нас ценят по достоинству, утрачиваем объективность. Ведь не согласившись с оппонентом, мы как бы признаем, что недостаточно умны, или проницательны, или квалифицированы.

Этой уловкой активно пользуются торговцы, стоимость товара которых явно превышает его истинную ценность: «Только подлинно изысканная ценительница могла обратить внимание на эту модель». «Стиль “Лакшери” подчеркнет вашу принадлежность к высшей элите».

Манипулятивный эффект этой уловки усиливается, когда она подается в форме отрицания альтернативы посредством составного вопроса типа: «Ведь вы же не настолько наивны (глупы, безграмотны, суеверны и т.п.), чтобы признавать данный аргумент обоснованным». Вариантов – множество: чтобы верить в Бога, чтобы полагаться на Библию, чтобы отвергать теорию эволюции или «большого взрыва» (хотя тем самым признается, что пресловутые теории не подлежат сомнению и, следовательно, носят не научный, а сугубо догматический характер) и т.п.

Лесть в дискуссии подобна троянскому коню. Никогда не стоит принимать ее за чистую монету, равно как не стоит льстить своему оппоненту. Но и уничижать оппонента тоже не стоит. Писание призывает нас отвечать кротко и почтительно (1 Петра 3:16). Мы должны уметь ценить сильные стороны своего собеседника, признавать его достоинства.

Так, получив возможность защищаться против обвинений от иудеев перед царем Агриппой, апостол Павел говорит: «ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев» (Деяния 26:3). Он не говорит Агриппе «ты честный» или «ты умный», или «ты справедливый». В словах Павла нет лести. Но он реально признает, что его оппонент – эксперт в иудейских законах и традициях. Именно это позволяло идумеям Иродам удерживать столь хрупкий баланс между интересами управляемого ими народа и управляющего ими Рима.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин