Ссылка на заговор и «За двумя зайцами». Логические ошибки (часть 45 и 46)

Ссылка на заговор

Эта ошибка отчасти сродни ссылке на неведение. Только в этом случае речь ведется не об отсутствии информации, а о целенаправленном и злонамеренном ограничении доступа к ней.

В целом структура любой теории заговора неизменна, и состоит из трех пунктов:

1) Все люди – глупцы

2) Но не совсем все, ибо есть небольшая горстка умников (сионских мудрецов, астронавтов NASA, членов теневого мирового правительства и т.п.), которые с некой своекорыстной целью методично вводят всех прочих в заблуждение.

3) Тем не менее, стоящий перед вами разоблачитель заговора еще умнее этих умников, и его им одурачить не удастся.

Спор с приверженцами ссылки на заговор, как правило, бесплоден. Любые контраргументы объясняются либо вашей неосведомленностью (вы – один из непосвященных), либо неискренностью (вы – один из заговорщиков).

К примеру, я выдвигаю теорию, что города Верхоянск не существует. Вся информация о нем – миф, созданный руководством Якутии для выкачивания дотаций из государства. Частью этой мистификации является идея о морозах, достигающих там отметки −67,7°. Ее цель – отбить охоту у представителей федеральных органов приезжать туда с инспекцией. Понимающий человек сразу же скажет вам, что подобных температур не бывает даже в Арктике! Верхоянск же находится на границе умеренного и субарктического климатических поясов. Так что все это – враки. Любые сведения об этом городе, с которыми вы встречались, сфабрикованы заговорщиками. Всякий человек, заявляющий, что бывал там, входит в их круг. Если же вы сами скажете, что посещали его, вы – «один из них».

Интересно, что многие из жертв советской атеистической пропаганды воспринимают религию, как разновидность мирового заговора. Они заявляют, что веру в Бога придумали попы, чтобы дурачить легковерных невежд. Их ничуть не смущает, что в число «одураченных легковерных невежд» входит огромное множество неоспоримых авторитетов науки, искусства, медицины, гражданского общества и даже большинство нобелевских лауреатов. Не задаются они и вопросом, откуда взялись попы, если не было религии? Самое же удивительное в их позиции, это одновременное сочетание надменного презрения к наивной простоте святош и панический страх того, что те окажутся умнее и заманят неосторожного собеседника в свои коварные сети.

Но кое в чем сторонники теорий мирового заговора правы. Непрекращающееся организованное действие зла в мире, действительно, свидетельствует о неком целенаправленном руководстве. Однако руководство это – за пределами человеческих способностей. Прецеденты типа Уотергейтского скандала показывают, как скоро начинают «сыпаться» человеческие заговоры, даже если за ними стоит элита общества, чья легенда тщательно продумана, а организация безупречна. Обманывать удается либо множество людей малое время, либо долгое время, но лишь некоторое число человек.

За мировым заговором зла неизменно стоит враг рода человеческого. Людей же он использует лишь как инструменты. Он играет на наших слабостях – гордыне, страхе, ропоте, зависти, похоти, жестокосердии, гневе, распрях. Но сражается он отнюдь не против нас. Мы ему безразличны. Возможно, мы ему даже в некоторой мере нравимся. Его враг – живущий в нас Христос. И наши сердца – поле этого сражения.

«За двумя зайцами»

Данная ошибка совершается, когда из двух несовместимых точек зрения говорящий поддерживает обе. К этой уловке как к риторическому приему нередко прибегают политические деятели, стремясь использовать общественную полемику для завоевания симпатий избирателей, не обремененных навыками критического мышления.

В англоязычной литературе данная ошибка традиционно называется «Ежели под виски». Название это берет свое происхождение из речи, которую в 1952 г. произнес Ной С. «Зануда» Свиэт Младший в законодательном собрании штата Миссисипи на дебатах об отмене сухого закона (его прозвище Soggy, «зануда», может также толковаться как «мокрый»). Получив слово, юный судья заявил:

«Друзья мои, я не собирался обсуждать это ни по какому-либо поводу, ни в какое-либо время – какими бы противоречиями ни было бы это чревато. Но раз уж вы спрашиваете, каково мое отношение к виски, я отвечу.

Ежели под виски вы подразумеваете дьявольское зелье, ядовитую напасть, кровавое чудовище, оскверняющее невинность, лишающее рассудка, разрушающее дома, порождающее горе и нищету, буквально отбирающее хлеб изо рта у детей; если вы имеете в виду злостное пойло, повергающее христианских мужчин и женщин с высот праведной благочестивой жизни в бездну упадка, отчаяния, стыда, беспомощности и безнадежности, тогда я – безусловно против.

Но если, говоря «виски», вы подразумеваете стимулятор беседы, философское вино, тот эликсир, что в кругу друзей наполняет сердца – песней, уста – смехом, а глаза – теплым сиянием умиротворенности. Если вы имеете в виду рождественский восторг; бодрящий эль, придающий упругость походке пожилого джентльмена ясным морозным утром; бальзам, что позволяет человеку преумножить ощущение радости и счастья и хотя бы ненадолго забыть о тягостных бедах, страданиях и скорбях в его жизни. Если вы имеете в виду напиток, продажи которого наполняют нашу казну неисчислимыми миллионами долларов, направляемых на помощь нуждающимся; на строительство автострад, больниц и школ, тогда я, безусловно – за.

Такова моя позиция. От нее я не отступлюсь и никогда не соглашусь на компромисс»

Красноречие «Мокрого Ноя» не возымело должного эффекта, и алкогольный запрет сохранялся в штате вплоть до 1966 года. Тем не менее, политики по-прежнему прибегают к этому подходу. Так что не удивляйтесь, когда слышите что-либо типа:

«Вы спрашиваете, каково отношение нашей дружной политсилы к пропаганде гомосексуальных отношений? Отвечаем прямо и без лукавства. Если под гомосексуализмом вы подразумеваете нездоровый образ жизни, который, согласно результатам независимых исследований, не имеет какой-либо связи с генетической предрасположенностью, но пагубно влияет на моральное, социальное и физическое состояния общества. Образ жизни, лишь по официальной статистике в десятки раз превышающий среднестатистический уровень беспорядочности половых отношений и чреватый множеством неизбежных медицинских проблем. Такой, для которого характерны сокращение средней продолжительности жизни на 25-30 лет, хронические заболевания печени, фатальные нарушения деятельности иммунной системы, множественные кишечные и инфекционные заболевания. Образ жизни, связанный с особо частыми случаями суицида. Образ жизни, значительно повышающий риск развития асоциального поведения у воспитанных в этой среде детей и т.д. – в этом случае мы однозначно против. Если же речь идет о стремлении совершеннолетних граждан вступать между собой в гражданские союзы, относиться друг ко другу с заботой и уважением, проявлять любовь и нежность, то наш долг всячески способствовать пропаганде таких отношений. Это наша однозначная твердая и взвешенная позиция, и мы не пойдем ни на какие компромиссы в этом вопросе!»

Или – «Если под легализацией проституции вы подразумеваете признание общественной нормой явления, разрушающего семьи, способствующего эпидемическому распространению венерических заболеваний, создающего условия для сексуальной эксплуатации и международной работорговли, развитию множества прочих связанных с ним социальных, медицинских и криминальных проблем, то мы, конечно же, против. Если же речь идет о предоставлении простым женщинам возможности реализовывать свои таланты, проявлять предприимчивость, пополнять число налогоплательщиков, обеспечивающих процветание, безопасность и обороноспособность нашей страны, то кто без греха, – пусть первый бросит в меня камень». Подобные же заявления можно слышать по любому спорному вопросу – будь то отношение к наркотикам различной «степени тяжести», к азартным играм, к чему угодно.

В народе это называют "Пускать пыль в глаза". И к этой тактике прибегает, скажем, облеченный властью чиновник, – значит, он просто хочет, чтобы народ, нанявший его на эту должность за собственные налоги, не знал, чем он занимается на самом деле. Действительно, Иисус сказал обвинителям женщины, уличенной в супружеской измене: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень»; ей же самой: «Я не осуждаю тебя». Но Он же и сказал ей: «Иди и впредь не греши» (От Иоанна 8:7,11). Закон не меняет сердца людей к лучшему, он лишь призван сдерживать распространение общественного зла. Но, поощряя порок, закон сам становится злом.

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин