Отвержение по ассоциации и Предвзятая выборка. Логические ошибки (часть 26 и 27)

Отвержение по ассоциации

Данная ошибка является как бы противоположностью подмены признака. Она также предполагает наличие у сопоставляемых понятий некого сходного признака, который ведет к их подобию. Но подобие при этом рассматривается как повод не для обоснования тезиса, а для его отвержения.

Например:

   Сатана творит зло

   Сатана использует логику

   Следовательно, использование логики есть зло

Как известно, Гитлер увлекался живописью, носил усы и был противником курения. Значит ли это, что всякий обладатель этих признаков, разделяет ответственность за преступления германских нацистов?

В книге Деяний апостольских описывается случай, когда Павел после своих миссионерских путешествий вернулся в Иерусалим, и пресвитеры местной церкви, желая избежать ассоциативных нареканий от ревнителей закона за общение с ним, дали апостолу совет: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм» (Деяния 21:20-29).

Мы видим, что компаньоны Павла были иудеями, правоверно соблюдавшими установления Моисеева закона. Однако, ввиду того, что недавно остриглись (по законному обету!) они внешне походили на эллинов, к каковым, как всем было известно, Павел благоволил. Потому-то появление его с ними в Храме было про ассоциации приято за осквернение, так что «Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери… они хотели убить его» (Деяния 21:30,31).

Именно логическая уловка отвержения по ассоциации заложена в состав двух основных аргументов, которые просветители XVIII века выдвигали в своей антихристианской пропаганде – войны и насилие, связанные с Крестовыми походами и деятельностью инквизиции. Однако эгоизм, жадность, гордыня, агрессия и т.п. – составляющие не христианского мировоззрения, а человеческой греховной природы, присущей атеистам не в меньшей мере, чем христианам. В войнах и карательных системах, устроенных безбожными режимами ХХ века было уничтожено и замучено несравненно больше людей, чем в религиозных конфликтах за всю историю человечества. Тем не менее, пропагандисты безбожия упорно обходят этот факт вниманием, продолжая повторять как мантру: «А инквизиция?», «А крестовые походы?»

Предвзятая выборка

Данная ошибка заключается в том, что из всего массива доступных аргументов выбираются лишь те, что поддерживают доказываемый тезис, прочие же просто игнорируются.

Так, в дискуссиях о существовании Бога нередки ссылки на мнение ученых-атеистов или агностиков (об ошибке «Ссылка на авторитет» мы поговорим особо). На самом же деле в числе лауреатов Нобелевской премии за ХХ век эта категория составляет лишь 10,5%, в то время как почти две трети нобелиантов, более 65%, – христиане (21% – иудеи, 1% – буддисты, 0,8% – мусульмане, 0,7%, – индуисты).

Марксисты же, например, считая классовую борьбу движущим началом общественного развития, объявляют разрушительные средневековые крестьянские войны главной причиной перехода Европы к капиталистической экономике. Технический прогресс, связанный с развитием науки, порожденным, в свою очередь, созданной христианской Церковью сетью университетов, оказывается, как бы, всего лишь побочным эффектом.

Еще большую изобретательность марксистам приходится проявлять при объяснении того, как прекратило свое существование то, что у них называется рабовладельческим строем. Благодаря церковной проповеди библейского отношения к личности, рабство и работорговля в IV–V веках исчезают на территории всей Римской империи, а в VIII–IX веках – и среди прочих народов Европы (вторично это произойдет в XIX веке с работорговлей, порожденной колонизацией африканского континента). Но для обоснования своей теории о роли в этом классовой борьбы марксистам приходится ссылаться на восстание Спартака, имевшее место в 74 г. до н. э., то есть за сотни лет до того!

Увы, предвзятая выборка – излюбленный метод, используемый богословами для составления теорий, в подтверждение которых приводятся лишь соответствующие им тексты из Писания. Те же, что не вписываются в поставленную задачу остаются без внимания. Например, целая система может быть выстроена на тексте «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Иоанна 3:6), если при этом игнорировать исходные апостольские слова того же послания: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1:8-10).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин