Мнимое следование и Подмена причины корреляцией. Логические ошибки (часть 22 и 23)

Мнимое следование (Логические ошибки 22. Не путать с «Уловкой 22»! :))

Эта ошибка возникает, когда доказывающий что-либо, используя такие слова как «следовательно», «таким образом», «значит», «итак», и т.п., пытается представить ход своих рассуждений таким образом, будто все выводы делаются им строго по необходимости в то время как на самом деле либо вывод возможен только по вероятности, либо аргумент и вывод вообще никак логически не связаны друг с другом.

Частным случаем мнимого следования является ошибка, которую древние римляне называли «post hoc ergo propter hoc» («после этого – значит, вследствие этого»). Такую ошибку совершают, думая, что если одно событие предшествовало другому, то, значит, первое из них и является причиной второго. Например, по пути на работу вы заметили красивого белого пуделя, а на работе вам выдали премию. На этом основании заключается, что раз встреча с пуделем предшествовала хорошей новости, значит, она была тому причиной. А распространенное когнитивное искажение, называемое «иллюзия частотности» приведет к тому, что вы впредь будете особо обращать внимание на добрые вести, следующие за встречами с белым пуделем, и твердо уверуете в эту связь.

Распространенным случаем мнимого следования является утверждение, что причиной распятия Иисуса Христа стало предательство Иуды Искариота. Безусловно, предательство предшествовало аресту и распятию. Однако Писание неоднократно и недвусмысленно заявляет, что на самом деле Христос был распят «по определенному совету и предведению Божию» (Деяния 2:23), как и Сам Он сказал: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (От Марка 14:21).

С трюками в стиле «post hoc ergo propter hoc» нередко приходится сталкиваться, имея дело с политической пропагандой. Например: «Благодаря Октябрьской революции человек полетел в космос». Действительно, Октябрьский большевицкий переворот предшествовал полету человека в космос – последовательность событий отражена правильно. Но является ли она причиной этого события? Полету человека в космос предшествовала еще и битва под Ватерлоо; можно ли считать и ее причиной полета человека в космос? И почему тогда полетели в космос люди из стран, где уже сотни лет революций не случалось? Политические системы приходят и уходят, а технический прогресс продолжается.

Подмена причины корреляцией (Логические ошибки 23)

Это еще одна ошибка, связанная с необоснованными предположениями относительно причинно-следственных связей. С ней приходится иметь дело, когда за причину принимается наблюдаемая корреляция (соответствие) взаимосвязанных факторов.

Как-то раз некий молодой человек сделал предложение девушке, в которую был влюблен. «Это невозможно, – ответила она, – я иудейка, и не могу выйти за необрезанного!». Юношу не интересовала религия, но он очень любил девушку и стал подумывать о том, что можно было бы предпринять в подобной ситуации.

– Тебе делали обрезание? – приспросился он у однокурсника-еврея.

– Да, конечно, – ответил тот.

– Это больно?

– Не помню, – был ответ, – мне была всего неделя отроду. Но точно знаю, что после этого я почти год не мог ходить.

Рассказывают, что группа исследователей решила выяснить, какова главная причина разводов между супружескими парами. Набрав достаточное количество социологического материала, они ввели данные в компьютер, и выяснили, что из подающих на развод супружеских пар:

40% конфликтовали из-за отношений с родителями

60% конфликтовали из-за секса

80% конфликтовали из-за денег

100% вступили в брак

На основании полученных результатов был сделан кажущийся обоснованным вывод: основной причиной разводов является вступление в брак.

А еще при помощи исследований может быть достоверно продемонстрировано, что употребление свинины в сочетании с алкоголем на 100% снижает риск стать исламским террористом.

Время от времени в прессе возникают споры между сторонниками и противниками табакокурения на основе статистических данных о меньшей распространенности рака легких у курящих, чем болезни Альцгеймера у некурящих. Тем самым пропагандируется идея о пользе курения как профилактики заболевания. Но при этом не принимается во внимание, что болезнь Альцгеймера, как правило, развивается в возрасте старше 65 лет, в то время как средний возраст жизни активного курильщика по разным данным на 10 – 19 лет короче, чем у некурящего. К тому же лишь 20% смертей, связанных с курением, вызваны раком легких. Наибольшее же число случаев (49%) приходится на долю болезней системы кровообращения (инфарктов, инсультов), а в число прочих причин входят болезни органов дыхания (эмфизема, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмония и бронхолегочные инфекции) и другие побочные проблемы.

Подобным образом можно сделать и вывод о пользе газировки. Ведь в странах с наивысшим потреблением газировки наблюдается и наибольшая средняя продолжительность жизни! На самом же деле этот параметр зависит от степени развития и доступности медицинских услуг. В странах, где медицина находится на низком уровне, не то что газировка, просто чистая питьевая вода не всегда может быть доступна, и средний показатель продолжительности жизни значительно ниже, в первую очередь – за счет высокой детской смертности.

К этой же категории относятся и идеи Карла Маркса (1818 – 1883) о ведущей роли производственных отношений в развитии общества. Маркс провозглашает универсальную структуру всякого общества как состоящего из находящихся в антагонистическом (непримиримом) противоречии классов обладателей средств производства и тех, кто не имеет таковых (причем, первые всегда правят вторыми), а также рекрутируемой из них прослойки интеллигенции. Пожалуй, наиболее наглядно безосновательность такой классификации продемонстрировал Александр Зиновьев (1922 – 2006), выделив в каждом обществе антагонистические классы брюнетов, шатенов и блондинов, а также рекрутируемые из них прослойки седых и лысых. Причем, в большинстве случаев именно седые и лысые правят всеми остальными.

Порой доводится иметь дело с мнением, что для успешного благовестия миссионерские усилия в первую очередь стоит направлять на те регионы, где выше уровень этического сознания, поскольку именно в там наблюдаются наиболее динамично растущие церкви. Рассуждающий так упускает из виду, что динамичный рост церкви, собственно, и может быть причиной более высокого уровня морали в сообществе. С другой стороны, «хорошему человеку» зачастую куда труднее осознать себя грешником, нуждающимся в покаянии и прощении. Как раз об этом и говорится в известной притче о фарисее и мытаре (От Луки 18:9-14).

Именно к первосвященникам и старейшинам народа, обладавшим наивысшим моральным авторитетом, были обращены слова Иисуса: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (От Матфея 21:31). Попытки формирования клерикальных общественных систем показывают: законодательное закрепление нравственных принципов может сдерживать общественное проявление аморальности, но не может устранить самой греховной природы человека – «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). Чем благопристойнее в таких случаях внешняя публичность, тем глубже в ней уровень лицемерия. Лишь изменение сердец через Благую Весть способно привести к подлинному преобразованию общества, как это бывало в периоды Великих пробуждений.

Больше по теме: «Библейская стратегия благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин