Необоснованное объединение и разделение. Логические ошибки (часть 6 и 7)

Ошибка необоснованного объединения отождествляет свойства сложной системы с совокупностью свойств всех или отдельных составляющих ее частей. Например:

      - Все слоны состоят из атомов
      - Все атомы легкие и невидимы невооруженным глазом
      - Следовательно, все слоны легкие и невидимы невооруженным глазом

Данная ошибка наиболее широко распространилась в последнее время в виде философии методологического редукционизма – принципа, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены свойствами более простых явлений. Например – существование вселенной объясняется физическими свойствами составляющих её объектов, а социологические явления объясняются исключительно биологическими или экономическими явлениями, как в случае фрейдомарксизма.

Другим примером такой ошибки является синтетическая теория эволюции, распространяющая реально наблюдаемое видообразование среди генетически связанных представителей одного сингамеона (микроэволюция) на гипотетическое происхождение высших животных форм из низших (макроэволюция).

Необоснованное разделение является прямой противоположностью ошибки объединения и присваивает частям сложной системы свойства составляемого ими целого, например:

      - Церковь – непорочная невеста Христова
      - Следовательно, все ее члены непорочны

   или

      - Люди обладают сознанием
      - Люди состоят из атомов
      - Следовательно, атомы обладают сознанием

При кажущейся наивности таких выводов, немало культов и вероучений построено на их шатком основании.

Так, либеральный богослов и антрополог-эволюционист Тейяр де Шарден (1881-1955) разработал новый философский подход к дарвиновской теории эволюции. Подобно тому, как некогда Энгельс приложил гегелевские законы диалектики к материалистической философии (чем окончательно запутал материалистов, ибо, если материя первична, почему она должна подчиняться законам развития идей?), Шарден стал толковать, а затем и развивать в узко-материалистическом смысле идеи Анри Бергсона (1859-1941).

В итоге Шарден (кстати, — дальний отпрыск Вольтера) объявил об открытии «всеобщего» закона: «закона усложнения», подчиняясь которому, «преджизнь» (потрясающий эвфемизм, обозначающий неживую материю!), имея «врожденную тенденцию к психическому давлению строительства» и подчиняясь «непреодолимому стремлению к высшему развитию», сама по себе самоорганизуется в жизнь (чего, правда, наблюдать никому, почему-то, не довелось!). Живая же материя «безудержно» преобразуется в мыслящую (под мыслящей материей подразумеваемся мы с вами), подвергаясь «церебрализации» и «цефализации» (т.е., говоря проще, – обзаводясь мозгами и головой).

Но этим дело не кончается. Коллективный разум всех людей «неизбежно» должен слиться в единое целое, преобразовав уже существующую биосферу в «ноосферу» – сферу разума. Все человеческие культуры и религии, по мнению де Шардена, должны слиться в единой «точке Омега», которую автор по одному ему известным признакам отождествлял со Христом. Дарвиновская эволюция предполагалась тем самым механизмом, через который этот «закон» осуществляется.

Таким образом выходит, что «врожденная тенденция к психическому давлению строительства» и безудержное стремление к обретению сознания присущи материи даже в самых ее примитивных формах – на атомарном уровне. Причем, эти концепции представлены как «истинно христианское» учение.

На самом деле, данная чисто пантеистическая идея не имела ничего общего ни с наукой (в природе повсеместно наблюдаются не слияние простых структур в сложные, а, наоборот – распад, разложение, деградация, описываемые законами термодинамики), ни с Библией. Писание учит, что именно человеческий грех явился при¬чиной появления смерти и страданий, но милостивый Бог послал в мир Своего Единородного Сына, умершего на голгофском кресте, дабы искупить грех и дать всему творению возможность избавления от рабства тлена и спасение – каждому человеку (а не некой совокупной «мыслящей материи»).

Однако де Шарден вслед за Дарвином утверждал, что человек и появился-то лишь благодаря миллионам непрерывных лет страданий и смерти, сопровождавших борьбу за выживание. Оставляя же при этом место Богу, он подразумевал, что всеблагий Создатель сперва основал человечество на смерти (движущей силе эволюции) и при этом объявил, что все творение «хорошо весьма», а потом еще и обманул людей, представив в Своем Откровении совершенно иную картину. Упущено было из виду и то, что Писание, предсказывая слияние всех культур и религий, говорит не о Христе, а о царстве антихриста.

Больше по теме: «Библейская стратегия благовестия» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин