Техасский снайпер. Логические ошибки (часть 4)

Название «Техасский снайпер» получила наивысшая форма утраты тезиса – когда доказываемым тезисом объявляется любой вывод, к которому приводят рассуждения. Как метко охарактеризовал такой подход Мишель де Монтень (1533-1592), «Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого» («Опыты»).

Эта логическая ошибка получила свое название по истории, когда перегонявшие скот ковбои увидели амбар, изрисованный мишенями, и точно в самом центре каждой зияло пулевое отверстие. Причем, по форме и размеру отверстий можно было судить, что стрельба велась с довольно приличного расстояния. «Кто это у вас такой меткий?», – спросили они у проходившего мимо мальчика. «Это мой хозяин, сэр, – ответил тот. – Он всякий раз, как напьется, палит по амбару. А поутру, протрезвев, рисует мишени вокруг пробитых пулями дыр.

Льюис Кэрролл описал результативность такой аргументации следующим образом: «В правильности своего диагноза вы столь же уверены, как та мудрая мать, которая говорит няне: «Мэри, поднимитесь, пожалуйста, в детскую, посмотрите, что делает малыш и скажите ему, чтобы он этого не делал!»» («Игра в логику»).

В конце концов, всякое действие имеет какой-нибудь, да результат, и, как утверждал еще один Кэрролловский персонаж, – «куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти» («Алиса в стране чудес»). И если параметры ожидаемого результата не определены, то всякий полученный результат сойдет за ожидаемый. Говоря словами Жванецкого, «Нас никому не сбить с пути, нам все равно, куда идти».

Например, если поставленной целью было построение коммунизма, тогда то, что построили – и есть коммунизм. В крайнем случае, если результат совсем уж ожиданиям не соответствует, то – развитой социализм, первая стадия коммунизма. Что-то же да вышло? «И оправдана премудрость всеми чадами ее» (От Луки 7:35).

Нередко, увы, проповедники, не имея четкого плана, цели и темы проповеди, просто прилюдно размышляют вслух, сами не ведая, куда это рассуждение их заведет.

Больше по теме: «Библейская стратегия благовестия» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин