Подмена тезиса. Логические ошибки (часть 2)

Сущность этой ошибки в том, что в ходе доказательства умышленно или неумышленно меняют смысл доказываемого тезиса. В результате доказательство относится к одному утверждению, а кажется, что оно относится к другому. Хитрые спорщики иногда используют подмену тезиса сознательно как полемический прием – и в ходе доказательства своего тезиса, и в ходе опровержения чужого.

Именно такую «уловку» применили члены синедриона, пытаясь выдвинуть какое-либо обвинительное заключение против Иисуса: «И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» (От Луки 22:70,71).

От повторения этой же ошибки вслед за «братиями» предостерегает своих читателей евангелист Иоанн: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (От Иоанна 21:22,23).

Крайним проявлением подмены тезиса является так называемая «утрата тезиса», когда в ходе рассуждения человек вообще «забывает» о своем первоначальном тезисе и вместо него предлагает для доказательства или опровержения другой, доказать или опровергнуть который значительно проще. В случае удачи человек при этом добивается впечатления победы в споре, незаметно поменяв сущность самого спора.

Интересен пример, как к этой уловке прибегает апостол Павел, когда понимает, что членам Синедриона нет дела до провозглашаемой им истины – они защищают исключительно собственные политические интересы: «Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое» (Деяния 23:6-8).

Больше по теме: «Библейская стратегия благовестия» 

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин