Евангелие полноты. Культурные аспекты Евангельских повествований. Часть 4

Евангелие от Иоанна было написано спустя два десятка лет после так называемых синоптических (от греческого sunoptikos, вместе видящие) евангелий Матфея, Марка и Луки, и не повторяет их содержания. Его читатели наверняка были уже знакомы с первыми тремя евангелиями. С другой стороны, в большинстве своем это были христиане, не заставшие живыми почти никого из апостолов Иисуса. И потому целевая аудитория этого Евангелия – грядущие поколения.

Местом написания Иоанновна Евангелия, был, вероятнее всего, Ефес. Контекстуализация содержания достигается в нем тем, что автор использует минимум частных деталей, указывая при этом на максимум общих принципов – на то, что вне культуры, вне места и вне времени. Иоанново повествование – это комплексное Евангелие чести, оправдания и силы – Пути, Истины и Жизни. Именно в нем мы находим все эти три понятия вместе (14:6).

Основное содержание этого повествования, его цель, ясно и однозначно обозначается словом «дабы» или «чтобы»: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30,31).

Ключевое слово Евангелия от Иоанна – «мир»:

      «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (1:10).

      «Берет на Себя грех мира» (1:29).

      «Возлюбил Бог мир» (3:16).

      «Свет пришел в мир» (3:19).

      «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (3:17).

      «Он истинно Спаситель мира» (4:42).

      «Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру…» – «Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (6:33,51).

      «Я свет миру» (8:12, 9:5, 12:46).

      «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (12:47).

      «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (16:28).

Это Евангелие обращено ко всем людям мира – всех культур и всех времен.

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин