Евангелие силы. Культурные аспекты Евангельских повествований. Часть 2

Евангелие от Марка противопоставляет силу Христа страху духовного порабощения и, таким образом, соотносится с категорией Жизнь. Евсевий указывает, что местом его написания был Рим – город, переполненный мистериальными культами и оккультными практиками. Римляне, целевая аудитория евангелиста, были озабочены поиском духовной безопасности, и Христос представлен у Марка как Сын Божий. Этим титулом определяет его евангелист изначально (1:1), и об этом же свидетельствует в конце Евангелия римский сотник (15:39).

Марк, будучи евреем, время от времени приводит оригинальные арамейские фразы и выражения, но при этом разъясняет грекоязычным читателям их значение:

«Говорит ей: “талифа куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань» (5:41).

«Сказал ему: “еффафа”, то есть: отверзись» (7:34).

«Возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (15:34).

Делает Марк и пояснения относительно иудейских традиций и обычаев: 

«Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (7:3,4).

«Корван, то есть дар Богу» (7:11).

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца» (14:12).

«Этот день был днём приготовления, то есть пятница, день перед субботой, и уже темнело» (15:42, ВБПЦ).

Встречаем мы у него и разъяснение иудейских прозвищ и названий:

«Нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны громовы”» (3:17).

«И привели Его на место Голгофу, что значит: “Лобное место”» (15:22).

В Евангелии от Марка вы не найдете ни систематизированного учения, как у Матфея, ни детального описания событий, как у Луки. Его основной фокус – на силе Божьей, проявляемой через служение Иисуса. Тридцать процентов маркова повествования составляют чудеса – прозрение, очищение, изгнание бесов, исцеление. Причем под исцелением понимается не только, и даже не столько восстановление физического здоровья, сколько восстановление целостности, освобождение от власти сатаны, от греха, от духовной немощи.

Ключевое слово этого Евангелия – «тотчас». В этом самом коротком из жизнеописаний Иисуса оно употреблено 32 раза! Делается это, чтобы у читателя не оставалось сомнений, с Кем он имеет дело: могут ли какие-либо духовные силы хотя бы отчасти противостать власти Того, Чьи повеления всегда исполняются тотчас? «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалмы 32:8,9).

«Основы кросскультурного благовестия»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин