Типы лидеров

Пожалуй, наиболее наглядная и практически полезная классификация типов служителей по способу, которым они оказывают влияние на своих подопечных, приводится в трудах Джона Максвелла (р. 1947). По версии журнала «Inc.» доктор Максвелл в 2014 г. был признан лучшим мировым экспертом в сфере лидерства. В странах бывшего Советского Союза переводы его книг получили большую популярность в 1990-х годах. Каким же было сюрпризом впоследствии узнать, что за пределами постсоветских изданий осталось многое, посвященное именно вопросам церковного руководства. Известный лектор и автор множества книг Джон Максвелл, как оказалось, несет служение пастора-учителя в поместной церкви и имеет степень доктора практического богословия (D.Min.), полученную в Фуллеровской богословской семинарии. Именно твердое библейское основание обеспечило глубину учения о лидерстве, раскрываемого в его работах.

В своих книгах (например – John C. Maxwell. Developing the Leader Within You. Nelson Business, 1993) Максвелл выделяет пять уровней лидерства в зависимости от способа влияния руководителя на своих последователей: 

– положение, 

– позволение, 

– продуктивность, 

– плодотворность и 

– признание. 

ПОЛОЖЕНИЕ – самый примитивный способ влияния. На этом уровне лидер выступает в роли босса. Основой его влияния на других служит данное ему право руководить, и люди следуют за ним лишь потому, что обязаны.

Руководитель достигает этого уровня просто по факту назначения на данную должность. Соответственно, и авторитет его определяется исключительно положением, а не способностями или опытом. Любые проявления творческой инициативы со стороны подчиненных воспринимаются, как личная угроза и подавляются по принципу «я начальник – ты дурак». Поэтому люди следуют за «боссом» не дальше, чем простирается его должностная власть.

Для этого уровня лидерства характерна крайне низкая степень верности работников по отношению к руководителю. В результате «босс», как правило, не способен эффективно взаимодействовать с работниками повышенной степени верности – с добровольцами, с молодежью, с интеллектуалами. С теми, для кого высшие принципы, ценности и идеалы важнее сиюминутного вознаграждения. 

Служитель типа «босс» выступает в роли погонщика, а не пастыря и, по большому счету, не является лидером в полном смысле этого слова:

«Босс» понукает – лидер направляет

«Босс» использует власть – лидер использует добрую волю 

«Босс» внушает страх – лидер внушает энтузиазм

«Босс» говорит «я» – лидер говорит «мы»

«Босс» ищет виновного – лидер ищет выход

«Босс» указывает – лидер показывает

«Босс» командует «Пошел!» – лидер говорит «Пойдем»

Ярким библейским примером лидера типа «босс» может служить Ровоам, сын прославленного Соломона: «Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу? Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою (עֲבַדְ aw-bad‘, рабом) народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами (עֲבָדִ eh'-bed) на все дни» (3 Царств 12:6,7). 

Мудрые опытные советники порекомендовали новоиспеченному царю начать правление с развития отношений со своими подданными: ты послужи им, и они будут служить тебе. «Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним, и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: “облегчи иго, которое наложил на нас отец твой”? И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: “отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас”; так скажи им: “мой мизинец толще чресл отца моего”… И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. И не послушал царь народа… И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам» (3 Царств 12:8-10, 13-17). Так внезапно и скоропостижно закончился золотой век израильской государственности. Десять северных колен отделились от Иудеи, и со временем вовсе исчезли с исторической арены.

Плодотворность влияния через положение крайне ограничена. Чем дольше руководитель остается на этом уровне, тем ниже его эффективность, тем хуже уровень мотивации как у него, так и у его последователей. Организация переходит в бюрократическое состояние «итальянской забастовки»: все строго выполняют исключительно собственные должностные обязанности, но – ни на шаг более того. В результате ни производительности, ни развития ожидать от команды более не приходится.

ПОЗВОЛЕНИЕ. На этом уровне лидерства основой влияния служат отношения начальника со своими подчиненными (именно к этому и призывали Ровоама советники его прославленного отца). Лидер здесь выступает в роли советчика. Ведомый, по сути, позволяет руководителю вести себя. Люди следуют за лидером, потому что им это нравится. Работа начинает доставлять удовольствие, и работник готов по просьбе руководителя сделать то, чего не обязан делать по должности. Например – брать дополнительную нагрузку или работать сверхурочно при том же уровне вознаграждения.

Достигая этого уровня, руководитель познает волшебную силу слова «Пожалуйста», беспроигрышного для лидера любого уровня: «Хотя я мог бы смело потребовать от тебя во Имя Христа исполнить твой долг, я предпочитаю обратиться к тебе не с требованием, а с просьбой, потому что люблю тебя. Я, Павел, посол Иисуса Христа, а теперь еще и заключенный за веру в Него, прошу тебя…» (Филимону 1:8-10 МБО).

Тем не менее, устойчивость такого типа лидерства тоже постоянно под угрозой. Как только подопечным перестает нравиться предлагаемое их предводителем, они в лучшем случае начинают починяться ему лишь как боссу, сводя динамику отношений к предыдущему уровню. В худшем же случае они покидают своего лидера. Именно это произошло с пророком Самуилом, долгие годы выступавшим непререкаемым авторитетом в израильском народе: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Царств 8:1-5). 

Влияние через позволение куда более плодотворно, чем через положение. Но и у него имеются свои подводные камни. Если служитель пытается имитировать этот уровень, еще не построив реальных отношений с подчиненными, то он не столько созидает, сколько подрывает собственный авторитет, позволяя им помыкать собою. При задержке же на этом уровне дольше необходимого, энергичные лидеры становятся не в меру суетливыми. Им необходим рост, обеспечивающий переход на более эффективные уровни лидерства – продуктивность, плодотворность, признание. 

Продолжение следует.

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин