Типы лидерства

Некоторые из перечисленных в Послании Римлянам 12:6-8 духовных даров и основанных на них служений имеют отношение к разновидностям церковного лидерства, определяемым по роду оказываемого влияния. Они соответствуют тому, что сегодня принято называть различными типами планирования.

Таким, к примеру, является УВЕЩЕВАНИЕ. Это – производное понятие от глагола παρακαλέω (параклео), означающего призывать, убеждать, уговаривать, настойчиво просить, умолять, упрашивать, утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби. Оно соотносимо с так называемым «кризисным планированием», направленным на поиск выхода из уже сложившейся нежелательной ситуации. Роль увещевателя – помочь человеку или группе людей разобраться: в чем именно заключается проблема, и какие действия необходимо предпринять для ее устранения.

Дар и служение УЧИТЕЛЯ (от διδάσκω, дидаско – учить, обучать, научать, поучать, наставлять), со своей стороны, соответствует антикризисному планированию. Служитель учит распознавать и, по возможности, понижать степень предстоящей опасности и обходить риски (будь то реальные или потенциальные), угрожающие в перспективе. Как сказал поэт, «наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

НАЧАЛЬНИК (от προΐστημι, проистеми – стоять во главе, управлять) занимается тактическим планированием. Его служение – определять, каковы предстоящие задачи, и к каким подходам следует прибегнуть, чтобы их выполнить.

Особое место среди типов служения занимает дар АПОСТОЛЬСТВА. Слово «апостол», в первую очередь, ассоциируется с двенадцатью учениками, которых Иисус избрал непосредственно, и с Павлом, которого также Господь призвал особым образом. Применяют его и к семидесяти, посланным Господом на служение (От Луки 10:1). Но Писание употребляет это понятие и в более широком значении, называя апостолами Варнаву (Деяния 14:14) или Андроника и Юнию (Римлянам 16:7). Павел говорит также об апостолах, как особой категории служителей церкви (Ефесянам 4:11). Упоминает Писание и лжеучителей, выдающих себя за апостолов – явно не из числа двенадцати (2 Коринфянам 11:13, Откровение 2:2).

В широком значении слово «апостол» означает того, кто послан с каким-либо заданием. В отличие от «ангела» (того, кто послан, чтобы передать некую весть), на апостола возлагается определенная миссия. Собственно, «миссионер» и есть латинский эквивалент греческого слова «апостол».

Апостольское служение предполагает стратегическое планирование. Лидеры этого уровня формируют видение и решают, каких целей необходимо достичь для его воплощения. Вопросам стратегического планирования стоит уделить особое внимание, а потому определимся с терминологией:

Видение – это то, ради чего мы делаем свое дело. Под видением понимается некая грандиозная мечта, осознаваемая ценность или высшая цель, к достижению которой мы стремимся.

Призвание или миссия – это конкретное понимание того, какова именно наша роль (наше предназначение) в реализации этого видения – в воплощении мечты, в утверждении ценности. Крайне важным аспектом призвания является его осознанная формулировка – миссионерское заявление, провозглашенное в виде императивного девиза, перед которым можно было бы поставить фразу: «Мы (наша миссия, община, организация) существуем для того, чтобы…». Например, «Христианский научно-апологетический центр существует, чтобы:

   - Сообщать истину скептикам;

   - утверждать в Истине принявших ее;

   - оснащать Божьих людей на провозглашение Божьего слова».

Цели представляют собой конкретные результаты, которых мы хотим достичь.

Задачи – это непосредственные действия, требуемые для достижения поставленных целей.

Подходы определяют критерии того, что допустимо, приемлемо и необходимо при выполнении поставленных задач.

Важно обратить внимание на иерархию этих категорий. Только ее последовательное соблюдение может обеспечивать эффективность стратегического планирования. Призвание миссии бессмысленно вне контекста общего видения. Намечаемые цели должны вписываться в это призвание, соответствовать ему. Поставленными целями определяется то, какие задачи необходимо решить для их достижения и к каким подходам необходимо для этого прибегнуть.

Продолжение следует.

«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин