От одной крови

Теории о душе. Часть 3 из 3-х

Согласно теории общего креацонизма или традукционизма, душа передается человеку, как и жизнь, через родителей. Не будем забывать, что понятия «душа» и «жизнь» обозначаются одним и тем же словом и в еврейском, и в греческом языках. Название же самой теории происходит от латинских слов creatio («сотворение») и traductio (перемещение).

«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Малахия 2:10), – риторически вопрошает пророк. Все человечество сотворено Богом опосредованно через прародителей. Только первых мужчину и женщину Он создал непосредственно и заповедал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 1:28).

В соответствии с принципом традукционизма, каждый человек во всей полноте своей сущности (не только лишь тело или только лишь душа) – потомок Адама. Сущность человека нераздельна. Anima unica forma corporis («Душа – единая форма тела»). Живые тело и душа нераздельны, мертвое же тело – всего лишь земной прах. Апостол пишет: «Как жена от мужа, так и муж через жену» (1 Коринфянам 11:12). Женщина рождается от мужчины, своего отца. Мужчина приходит в мир через женщину, свою мать. И при этом нигде нет ни малейшего намека на создание Богом новой души.

Моисей указывает: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Левит 17:14). И Павел, досконально знавший Тору, возвещает в своей афинской проповеди о Едином Боге: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния 17:26, этот текст неплохо бы помнить тем, кто пытается найти библейское обоснование для отказа от переливания крови).

Таким образом, согласно этой теории все люди произведены «от одной крови», то есть от одной первозданной души. Так, о Левии, потомке Авраама в третьем поколении, сказано в связи с десятиной, которую патриарх дал Мелхиседеку, царю Салимскому и священнику Бога Всевышнего (Бытие 14:18,20): «Сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евреям 7:10). Об отце же Левия и братьях его говорится: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Бытие 46:26). Под пришедшими с Израилем «душами», «которые произошли из чресл его», подразумеваются сами переселенцы, а не нечто бесплотное и существующее независимо от их тел. При этом Левию приписываются действия, совершенные его прадедом, поскольку он «был еще в чреслах отца». Равно как и о принимающих десятины левитах (потомках Левия) сказано, что в их лице десятины принимает сам Левий.

Наконец, о передаче греховной природы Писание говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12). Таким образом, и повреждение человеческой сущности грехом, и смертность как следствие этого повреждения, передаются по наследству.

Похоже, что из всех теорий возникновения индивидуальной души, эта наилучшим образом согласуется с Писанием.

Из книги «По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин