Всякому по душе

Теории о душе. Часть 2 из 3-х

Теория частного или индивидуального сотворения душ приписывает создание каждой индивидуальной души Богу непосредственно. Вопреки утверждению Писания, что в седьмой день Бог «почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3), она гласит, что Бог продолжает творить по сей день, создавая душу каждого человека в момент его зачатия.

Данная идея восходит к Фоме Аквинскому, который стремился совместить библейское учение с популярными в его дни идеями Аристотеля. В качестве текстуальной основы этой богословской теории было использовано буквальное толкование поэтических текстов Библии: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов 10:8) и «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Псалтирь 118:73). 

Вообще-то толковать поэзию буквально – дело рискованное. Вряд ли кто посчитает, что волосы у возлюбленной Соломона покидали ее голову с той же скоростью, как устремившиеся домой козы бегут с горы, а зубы вываливались изо рта подобно тому, как беременные овцы выходят из купальни (Песнь Песней 6:6). Так и приведенные выше антропоморфизмы вряд ли означают, что у Бога имеется некоторое количество рук. Поэзия не столько констатирует факты, сколько описывают отношения. 

Стоит также отметить, что в оригинальном тексте обоих случаях употребляется глагол не «бара» (творить ex nihilo, из ничего), а «аса» (создавать из ранее существующего материала).

Теория индивидуального создания также порождает ряд богословских проблем:

- Зависимость действий Бога от действий человека. Получается, Бог вынужден реагировать всякий раз, когда два человека вступили в связь и зачали ребенка. Но может ли абсолютный Бог быть зависим от кого бы то ни было?

- Создание грешной души. Человек грешен. Приходится ли Богу каждому грешному человеку создавать отдельную грешную душу? И может ли вообще праведный Бог создавать что-либо неправедное? 

- Телесное наследование греховной природы. Если Бог создает каждую новую душу безгрешной, значит, греховная природа присуща телу. Но не было ли тело изначально сотворено хорошим весьма? Всякое телесное наслаждение, получаемое человеком, – от брачных отношений, от пищи, от питья, – дано ему Богом изначально – человеку на радость и Творцу на славу (1 Коринфянам 10:31). Сатана не дал человеку ничего нового, он лишь извратил то, что изначально было дано человеку Богом. Разве грех заключается в том, что мы делаем, а не в том, для чего и как мы это делаем?

- Осквернение души телом. Если же Бог все-таки творит душу безгрешной, а та оскверняется, вступая в контакт с телом, не лежит ли на Боге, как и в ранее рассмотренной теории, ответственность за совращение этой души? 

Понятно, что человек – существо креативное, и может путем остроумных логических построений дать обоснованные ответы на эти вопросы. Любой факт можно согласовать с любой теорией при достаточном количестве дополнительных допущений. Но апостол все же призывает «не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Коринфянам 4:6).

Продолжение следует.

Из книги«По образу и подобию»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин