Соблазны лидерства

Лидерство – это влияние. И чем большее влияние имеет человек, тем более опасные соблазны его подстерегают. Самый же опасный соблазн для лидера, как и для всякого человека – это считать, что ты не подвластен соблазнам. Апостол предупреждает: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12). 

Пастор Рик Уоррен, чьи книги расходятся миллионными тиражами, говорит о трех основных соблазнах, связанных с лидерством. Он демонстрирует их на примере пятой главы книги Пророка Неемии (Rick Warren. Nehemiah: Lessons on Leadership – Part 8 of 11).

Первый из соблазнов, с которым сталкивается служитель – это соблазн злоупотребления занимаемым положением: «Прежние наместники, которые были до меня, возложили на народ тяжкое бремя, и брали у них сорок шекелей серебра, помимо пищи и вина» (5:15а).

Второй – это злоупотребление властью, получаемой косвенно, по ассоциации с занимаемым положением: «Даже их слуги помыкали народом» (5:15б). Если предыдущий текст предполагает превышение непосредственных полномочий, то это злоупотребление с законными правами вообще ничего общего не имеет.

Третий соблазн – это соблазн злоупотреблять привилегиями, сопутствующими положению лидера. У пророка это – требование «пищи, предназначенной для наместника» (5:14,18).

Безусловно, для дорвавшегося до власти бессовестного и беспринципного человека все это и не соблазны вовсе, а именно та цель, ради которой он стремится к высшему положению в обществе, в политике, в бизнесе. Признаком же Божьего домостроителя должно быть целенаправленное противостояние этим соблазнам: «я… так не поступал» (5:15в). Что же позволяет служителю Царства противостоять этим соблазнам? 

Самым первым основанием для этого противостояния является здравая оценка своего положения не с человеческой, а с Божьей точки зрения – постоянная поверка своего служения по Его стандартам. Неемия совершенно ясно указывает на это: «я, почитая Бога, так не поступал» (5:15в). «Разве вы не должны ходить в страхе нашего Бога», – возмущенно обличает он знатных соплеменников и их приближенных» (5:9).

«Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?», – восклицает в момент искушения Иосиф (Бытие 39:9). 

«Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит», – напоминает псалмопевец (Псалмы 74:7,8). 

«Страх перед Господом – начало мудрости», – провозглашает Соломон (Притчи 1:7).

Этого же принципа придерживаются и новозаветные авторы: 

«Зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты» (2 Коринфянам 5:11). 

«Слушайтесь своих руководителей и подчиняйтесь им. Ведь они не смыкают глаз, заботясь о вас, потому что должны дать Богу отчет» (Евреям 13:17 РБО). 

«Пусть немногие из вас становятся учителями в церкви, ведь вы знаете, что мы, учители, будем судимы более строго» (Иакова 3:1 МБО).

Вторым основанием, позволяющим противостоять соблазнам, является любовь к людям и пастырское попечение о них, как об овцах паствы Господней. Неемия пишет: «Услышав их ропот и эти жалобы, я очень рассердился… и без этого народу приходилось тяжело» (5:6,18 МБО).

Подобную заботу о Божьем народе проявлял и царь Давид, который «пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их» (Псалмы 77:72). 

Такое же отношение в Новом Завете выказывает апостол Павел: «Мы полюбили вас так сильно, что готовы были поделиться с вами не только Радостной Вестью Божьей, но и самой нашей жизнью – так стали вы нам дороги» (1 Фессалоникийцам 2:8 МБО).

Наконец, третьим основанием в противостоянии соблазнам является понимание того, что воздаяние в вечности несравненно приоритетней сиюминутных выгод: «Вспомни мне во благо, Боже мой, все, что я сделал для этого народа» (5:19 МБО). 

«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евреям 11:24,25). 

Об этом же напоминает Господь в притче о талантах: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (От Матфея 25:21). 

Не забывал об этом принципе апостол Павел: «Мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову… дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:12,27). 

И к этому же призывает Петр: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:4).

Из книги «Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства» (готовится к изданию).

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Сыны Божьи в книге Бытие, кто они? и Впускать ли Иисуса в церковь? Или почему Ван Гог, сын пастора, не узнал Бога

Сергей Головин